"мое село, в котором я живу". Педагогический проект на тему «Я и мой посёлок Проект мое село в доу

Проект творческо-исследовательской деятельности тема: «Мое родное село»

Хороводы время водит,
В третий век уже вошла,
Хорошее год от года
Моя Родина- Ташла
Нет дороже этой доли –
Век прожить в родном краю,
Одолев невзгоды, войны,
Встретить новую зарю.
Г.Ф.Никитина

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
1.Паспорт проекта
Проектная идея: Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили изучить достопримечательности села Ташлы и создания фоторепортаж «Моё село».
Постановка проблемы
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
- Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский,творческий процесс.
Задачи:
- дать знания детям о родном селе: истории, достопримечательности;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить детей с природными ресурсами;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Ташла.
Проект реализуется по двум направлениям:
-совместная деятельность с детьми;
-взаимодействие с родителями.
Для знакомства дошколят с селом в группе проводились
наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.
Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по
-оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;

воробьева татьяна
Проект в подготовительной группе «Мое село». Патриотическое воспитание детей 5–6 лет на основе культуры родного края

МДОУ «Нылгинский детский сад №3»

Проект

«Мое село - мой край родной »

Выполнила воспитатель первой

Воробьева Татьяна Львовна

Подготовительная группа

Задачи : создать условия для решения задач патриотического воспитания детей 5-6 лет на основе культуры родного края .

Цель : Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе , к родному дому и семье , к истории и культуре родного края .

1. Как и когда появилось наше село ?

2. От куда взялось название села?

3. Чем знаменит наш край?

4. Каковы особенности природы нашего села?

5. Какие народности

6. Герб и флаг нашего села.

Решили совместно с воспитанниками и их родителями искать ответы на возникшие вопросы, поэтому и был разработан проект «Мое село - мой край родной »

Вид проекта - информационно исследовательский, срочный, групповой детско-родительский .

Участники проекта являются дети 5-6 лет, воспитатель , семьи воспитанников .

Задачи для детей :

Узнать с родителями о возникновении села Нылга, о его названии.

Узнать о труде людей в прошлом и сравнить с трудом настоящего. Узнать о знаменитых людях села

Расширить представление о природе и населении

Выучить стихи о селе.

Задачи для педагога :

Разработать содержание, методы, приемы,формы организации познавательной деятельности.

Разработать систему перспективного планирования мероприятия.

Составить конспекты занятий направленных на воспитание патриотических чувств

Задачи для родителей :

Вовлечение родителей в совместную деятельность в ДОУ по патриотическому воспитанию детей на основе истории культуры родного края .

Срок проведения с 9.10.2017 по 13.10.2017г.

Дата проведения тема ответственный

9 октября 2017г Рисование на тему «С чего начинается Родина» Воспитатель Т . Л. Воробьева

10 октября 2017г. Конструирование «Мое село » Воспитатель Т . Л. Воробьева

воспитатель Т . Л. Воробьева

12 октября 2017г. Какие народности проживают на территории нашего села? Воспитатель Е . В. Петрова

13 октября 2017г. Рисование на тему «Мое село » воспитатель Т . Л. Воробьева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Теремок» с. Погореловка»

Педагогический проект

«Живёт село родное»

2012 – 2013 уч. год

Актуальность проекта…………………………………………………………….3

Цели и задачи, срок реализации, участники проекта, образовательные области и программы, содержание которых включено в проект……….………………………………………………………………….4 - 5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………..8

Литература, словарь терминов…………………………………………………..9

Приложения…………………………………………………………………..10 -

Актуальность проекта: В июле 2013 года в жизни Корочанского района – знаменательная дата – 85-летие образования родного края. В связи с этим в детском учреждении разработан и реализуется долгосрочный проект «Живёт село родное».

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства Родины.

Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?

Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

Гипотеза:

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края будет эффективной при выполнении следующих педагогических условий:

Взаимодействия с социальными партнерами;

Компетентности педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края;

Обогащение предметно-развивающей среды.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Задачи проекта:
1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и

традициям;
4. Формировать элементарные знания о правах человека.

5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями и др.

6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников, с музеем, библиотекой.

7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;

Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной деятельности, играх, труде, в быту.

Срок реализации проекта: долгосрочный; 2012 – 2013 учебный год.

Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп, их родители, педагоги ДОУ, социум.

Образовательные области программы, содержание которых включено в проект: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Для реализации данных целей сформировано семь тематических блоков:

Блок№1

«Ручеёк» - знакомство с флорой и фауной родного края;

Блок №2

«Русская изба – родные истоки» - знакомство с жизнью, бытом, традициями и обычаями русского народа;

Блок №3

«Народные умельцы» - знакомство с промыслами Корочанского района, с умельцами села Погореловка;

Блок №4

«Лира» - знакомство с русским народным фольклором и современными поэтами с. Погореловка;

Блок №5

«Калинка» - знакомство с народным песенным и танцевальным фольклором;

Блок №6

«Героический край» - знакомство с героическим прошлым Корочанского края;

Блок №7

«Истоки» - знакомство с русскими православными традициями, праздниками, играми, обрядами;

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края.

Задачи: Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта.

Задачи: обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края, упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека)

Проект ориентирован на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов. Это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к родному краю.

Эффективность проектной деятельности обусловлена положительной установкой участников проекта на совместную работу, осознанием её целей; заинтересованностью участников проекта. Важна динамика преемственных связей на каждой возрастной ступени, важен отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение.

Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, станут достоянием их личного опыта. Они будут получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.

Любить Родину - значит знать её. Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.

Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село – мой район - моя страна - моя планета) .

Поставив перед собой эту задачу, мы столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно: для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.

Коллектив ДОУ работает над долгосрочным познавательным проектом «Живёт село родное».

Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре своего края, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной, своим Корочанским краем.

Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Погореловке, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.

Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.

Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

Сформировать представление о своём селе, как части Корочанского района, части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях, труде жителей села и др.

Блоки работы по реализации педагогического проекта

Первый блок - информационно-аналитический.

Сбор и анализ сведений о родном селе Погореловка, изучение истории, героического прошлого, традиций и обычаев русского народа, знакомство с русскими православными праздниками, играми, знакомство с промыслами Корочанского района.

Для решения данной задачи выбирались соответствующие формы взаимодействия: игры, экскурсии, встречи с современными поэтами родного села, праздники, и многое другое.

Второй блок – практический .

Направлен на решение конкретных задач, связанных с изучением жизни и обычаев родной Погореловки.

В рамках данного блока был разработан перспективный план работы «Познаём родное село».

В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее содержание работы, которое предполагало внедрение в работу следующих форм взаимодействия с детьми и родителями.

  1. Экскурсии по селу, в музей, на природу
  2. Знакомство с достопримечательностями села
  3. Беседы с детьми, с родителями
  4. Подбор художественной литературы, иллюстрации
  5. Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и разучивание песен
  6. Знакомство с промыслами с.Погореловка и Корочанского района (Г.Гончарова, Н.П.Лукавская, Э.Жданова)
  7. Фольклорные праздники
  8. Народные игры
  9. Театрализованная деятельность
  10. Работа с родителями
  11. Знакомство с почетными гражданами села (В.Н.Дмитриева, Н.И.Кутьина)

Контрольно-оценочный блок.

Направлен на анализ эффективности мероприятий, которые проводились.

Ожидаемые результаты проекта

У детей
1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;

2. Активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях;

3. Пробуждение национального самосознания;

4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, конструировании) темы любви к малой родине.


У родителей
1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;

2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой деятельности ДОУ;

3.Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.


У педагогов
1. Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;

2.Разработка методического материала по проекту «Комната- музей «Русская изба»;

3.Создание единого воспитательно - образовательного пространства в процессе реализации проекта.


Словарь терминов

  1. Гипотеза – научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.
  1. Гипотеза проверяется на истинность в экспериментальном или эмперическом научном исследовании.

Информационные ресурсы

Методические:

1.Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. –

О.Л.Князева,М.Д.Маханева, С. – П., 2008г.

2. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. – под ред.

В.Г.Паршиной, 2003г.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством – Т.А. Бударина. О.В.Маркеева – 2008г.


Елена Савельева
Проект «Село моё родное»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Потапово - Тумбарлинский детский сад" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Тема проектной работы в подготовительной группе :

«Село моё родное »

«О селе моём любимом будет разговор,

О селе родном и милом , где мы все живём!

Село моё любимое , тебе уж много лет,

Но для меня на свете чудесней края нет!»

Краткая аннотация проекта «Село моё родное » ….3

Введение….4

Основная часть…. 11

Заключение…26

Список использованной литературы…. 27

Приложения…. 28

Краткая аннотация проекта «Село моё родное » .

Глядя на карту села Потапово-Тумбарла, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит историю деревни. Прошлое уходит в небытие.

Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.

При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю .

Введение

Каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края . Родной край – это тропа от родительского дома и яблоня под окном, посаженная отцом в день рождение сына. Это зеленеющие всходами пшеницы бескрайние поля. И, конечно же, родной край – это родные люди . Это те, кто здесь жил до нас, и те, кто живет сейчас рядом с нами. Именно они своими руками, делом создают настоящее, строят будущее. Изучить историю в целом, не зная истории своего края, деревни, города, не возможно. Каждый человек должен научиться ценить то, что создано нашими предками, научиться хранить и передавать из поколения в поколение, должен уметь гордиться нашими предками.

Актуальность - Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом , его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.

Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного Потапово-Тумбарла , его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе . Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили познакомить детей с историей родного села Потапово-Тумбарла и его достопримечательностями. Воспитывать, чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Создать условия для развития у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному селу , его истории.

Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом чувашского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями, обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе .

Постановка проблемы

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным . Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…

Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .

Цель проекта :

Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории , желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.

Задачи :

Дать детям представление об улице, на которой они проживают, и находится детский сад.

Дать знания детям о родном селе : истории, достопримечательности;

Познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село .

Методы реализации проекта :

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.

1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей) .

2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Потапово-Тумбарла

Познавательные занятия, экскурсии;

Продуктивная деятельность;

Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, библиотекарь.

Тип проекта : групповой, с привлечением родителей.

Сроки проведения проекта : краткосрочный от 1 до 2-х недель

Вид проекта : творческий, исследовательский.

Обеспечение проектной деятельности :

подбор исторической и методической литературы,

подбор произведений чувашского народного творчества ,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, картины)

М. Д. Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» . Управление ДОУ 2005 №1.

Интернет-ресурсы;

библиотека, школьный музей.

Предполагаемые результаты реализации проекта : дети знают историю родного села , достопримечательности.

разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным селом «Потапово-Тумбарла» ;

оформление методического и практического материала по теме проекта ;

оформление фотоальбома «Моё село » ;

активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми : развлечения, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.

Ожидаемые результаты проекта :

Дошкольники познакомятся с достопримечательностями села

Расширятся знания и представления о родном селе , улице, детском саде, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде

Дети закрепят знания о доме, семье, домашнем адресе.

Повысится уровень патриотизма у дошкольников.

Между детьми, родителями и педагогами укрепится взаимосвязь.

Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки. Благодаря проекту , у детей сформируется чувство гордости за своё село , детский сад.

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный.

Цель : определить основные направления работы.

Задачи : подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.

Второй этап – организационно-практический.

Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края .

Задачи : Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края .

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет : к родному дому (семье, улице, городу, краю;

Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно -прикладному искусству, устному народному творчеству , музыкальному фольклору и т. д. ;

Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;

Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.

Третий этап – заключительный.

Цель : обобщение полученного опыта.

Задачи : обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края , упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека) .

Проект реализуется по двум направлениям :

Совместная деятельность с детьми;

Взаимодействие с родителями.

Для знакомства дошколят с селом в группе проводились

наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.

Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.

Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.

Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия :

Оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др. ;

Участие родителей в изготовлении плана села Потапово-Тумбарла;

Анкетирование.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом .

Потапово-Тумбарла – историческое :

Исторические данные;

Папка-передвижка «Изучаем край родной » для родителей;

Потапово-Тумбарла – достопримечательное :

Церковь.

Памятник славы «Павшим воинам-односельчанам» .

Экскурсия в школьный музей.

Потапово – спортивное :

Беседы о спорте и спортсмене села Потапово : «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!» , «Мы гордимся нашим спортсменом» . Встреча со спортсменом – Матвеевым Василием Романовичем.

Потапово – современное :

Экскурсия по селу Потапово-Тумбарла.

Рассматривание карт Бавлинского района и села Потапово-Тумбарла.

Экологическая игра-путешествие «Мой край родной » .

Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» .

Презентация «Село родное – наш отчий дом » .

Рассматривание альбома «Потапово теперь и прежде» .

Конструирование «Дома на моей улице» .

Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе» .

Потапово – многонациональное :

Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем » .

Чтение стихов «Малая Родина-островок Земли.» , «Небо, солнце и земля - это Родина моя» .

-«Родина-какое слово дорогое!»

-Православные праздники : «Рождество» , «Масленица» , «Пасха» .

Изготовление праздничных открыток.

-Народные игры и гуляния .

Знаменитые люди села Потапово :

Беседа о важности труда всех людей.

Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.

Беседа и показ фотографий знаменитых людей нашего села.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» .

III этап итоговый

Оформление альбома «Милее места на свете нет» .

Презентация проекта .

Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта .

Основная часть

История родного села

Село Потапово-Тумбарла расположено под чередою невысоких гор, покрытых березняками, широколиственным лесом. Оно богато чистыми, звонкими родниками , пополняющие р. Тумбарлинку. Горы, защищая от резких ветров, создают здесь свой мягкий микроклимат. Большая запруда в верхнем конце села Турикасе и озеро в середине, обилие деревьев вдоль речек, домов и улицы, покрытые сплошным ковром спорыша – все это придает селу летнюю нарядность и привлекательность.

А поселки Галкино и Воткинский расположены в уреме, вдоль речки, в живописных местах, вдали от шума и суеты хозяйственной жизни. Село и поселки – это единое целое, связанное веками, шагающее в эпохи в одну ногу. Проживают здесь в основном чуваши и удмурты. В последние два десятилетия присоединились представители 11 национальностей. Население колеблется более 800 человек. В селе имеются своя средняя школа, детский сад, СДК, библиотека, Совет местного самоуправления, медпункт, почта, три магазина.

Первая версия - возмущения притеснениями малых иноязычных народов. После подавления восстаний С. Разина и Е. Пугачева, крепостные крестьяне были вынуждены бегством спасаться от преследователей в дремучие леса, либо язычники уходили от распространяющегося христианства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней некоторые языческие обычаи.

Вторая версия- это строительство Екатерининского тракта из Самары до Белебея, пролегавшего всего в 10-12 верстах от села. «Предки наши, выходцы из Можги, были высланы на строительство булыжниковой дороги. Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчевывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяла одна вера - языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.» (со слов Можгиной Е. А. и Потаповой Ф. И.)

Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчёвывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяли одна вера – языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.

Первопроходца, видимо, звали Потап (удм., чьё имя увековечено в названии села. Чуваши добавили слово «Тампарла» , так как. местность богата разноцветной глиной, известью, мелом «Там» - глина, «пар-пур» - известь. Значит «известняково-глиняная» земля.

В работе «История чувашей 18 в.» В. Д. Данилов пишет : «Малоземелье было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Бугульминский, Исецкий, Ставропольские уезды, Оренбургской губернии в 40-70 г. г.». Кроме этого в 1766-1774 г. г. ужесточились налоги, притеснялись крестьянские хозяйства.

По архивным данным 1761г. – 1824 чувашских хозяйств, в 1766-70 г. г. - 1847 хозяйств с Поволжья переселились в Бугульминский уезд. К этому времени село доходило до Сартаса . По воспоминаниям В. А. Афанасьева, он помнил разговор отца и деда, как два потока чувашей (со стороны Самары, Цивильска) обратились к старосте общины просьбой выделить им землю. Чтобы умилостивить и «умаслить» это дело, общине поставили два ведра казённой водки. Часть остались, обосновались, продолжили улицу Турикас, другой поток чувашей «вирьял» ушли севернее, обосновали Васькино-Туйрала.

Они прославили наше село

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Вся страна вступила в смертельную схватку с фашизмом. Около 350 своих сыновей и дочерей послало наше село на фронт , но не все вернулись с поля брани. Их 212. Удмурты и чуваши воевали самоотверженно. Они доказали любовь и преданность к своей Родине, к родному уголку , среди них не было дезертиров и предателей. В 1942 году были призваны на фронт 18-19 летние девушки. Вот их имена : Афанасьева Нина Андриановна, Герасимова Акулина Васильевна, Евсеева Мария Максимовна, Можгина Раиса Архиповна, Козлова Елена Тимофеевна, Козлова Варвара Хрисановна, Козлова Агафья Семеновна, Верблюдова Елена Владимировна, Шапошникова Александра Матвеевна.

В годы войны женщины и подростки, старики и дети совершили героический подвиг. «Все для фронта, все для победы» - вот был лозунг у полуголодных, истощенных людей того времени. После изнурительных сельскохозяйственных работ по вечерам вязали шерстяные теплые вещи для отправки на фронт. В наше село привезли пятьдесят семей эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Литвы. Разместили их по квартирам. Они тоже трудились в колхозе наравне с сельчанами. Научились косить, жать, вязать снопы, помогали колхозу вплоть до лета 1944 год.

Морозные, холодные годы войны были настоящей бедой. Не было дров, а лес охранялся.

Людям приходилось вырубать деревья и кустарники вдоль речек, урема лесом не считалось и за это не преследовали. Молодых девушек 15-17 лет вербовали в г. Горький на торфяные разработки, а мальчишек – на лесозаготовки в Шереметьево для топки Александровского спиртзавода. Этот завод поглотил наши леса, которыми были покрыты горы. Народ никогда не забудет своих защитников. На центральной площади села перед СДК сооружен бюст Героя Советского Союза Евсеева Г. Л.

На пьедестале павшим в боях ВОВ увековечен каждый солдат, сложивший голову в боях за Родину. Вернувшись с войны, Евсеев Г. Л. возглавил обессиленный колхоз «Победа» . Общими усилиями поднимали колхоз на ноги. В эти годы славился своим мастерством овощевод- селекционер Дегтярев Н. М. (Телем) . Он выращивал огромные арбузы, дыни и другие овощи. Телегами возили колхозники огурцы, капусту, морковь, лук, а доход от продажи поступал в кассу колхоза.

На эти средства был также приобретен колхозом конь орловской породы, который славился по всему району, занимал призовые места.

Потапово-Тумбарлинская земля взрастила много талантливых людей, которые оставили огромный след в истории нашего села. И сегодня их труд оценен очень высоко, чьими именами мы можем вполне гордиться.

Уроженец села Потапово-Тумбарла, писатель Афанасьев Алексей Андриянович (1925-1985) . Родился в семье учителя и стал учителем в дальнейшем. С 10-12 лет начал писать стихи, в 14 лет перевёл поэму «Нарспи» классика чувашской литературы К. Иванова на удмуртский язык. В 1949 году Афанасьев стал членом Союза писателей СССР, работал редактором Бавлинской районной газеты. Афанасьев - автор 15 книг, это – стихи, поэмы, роман из трёх книг «Дубы сбросили листья» , где раскрывается история нашего села и сельчан. Алексея Андрияновича мы знаем и как художника, чьи работы хранятся в школьном музее.

Кузьмин Лев Леонидович (1937 г. р.) член Союза писателей Чувашии, журналист, окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, работал в газетах «Кыштымский рабочий» , «Магнитогорский рабочий» . С 1968 года до пенсии работал в СМИ, в основном в редакции газеты «Советская Чувашия» . Из-под его пера вышли романы «Чёрные столбы» , «Отчий дом» , пьесы «Лапка шыв хёрринче» , «Ирхи калак сасси» («Крик птицы на заре» ). Пьесы по сегодняшний день идут на сцене театра в городе Чебоксары.

Большой вклад в историю нашего села внёс историк, краевед Виталий Николаевич Козлов (1949 г. р.) . Им выпущены книги «Полигон» , «О Бавлы, твои просторы» , «На перепутье» , где раскрыта история нашего края.

Прожить на земле, оставив заметный след в душе потомков, даётся не каждому. А вот Матвееву Василию Романовичу (1928 г. р.) в этом повезло. Многократный чемпион мира и Европы, участник Олимпийских игр в Москве 1980 года, путешественник, объездивший почти все страны Европы, до сих пор продолжает вести активный образ жизни. Педагог с 50-летним стажем, отличник Просвещения, участник Великой Отечественной войны. На его счету многочисленное количество золотых и серебряных медалей. В День Победы его грудь украшают боевые награды.

Евгений Федорович Королёв (1947г. р.) – мастер спорта по боксу, судья международной категории .

Леонтьев Александр Васильевич (1963 г. р.) окончил ЕГПИ, в настоящее время работает проректором ИРО, профессор, доктор педагогических наук.

Большой вклад в воспитание и образование в селе внесла династия Афанасьевых. Это Андриян Дмитриевич Афанасьев (учитель немецкого языка, Алексей Андриянович Афанасьев (учитель ИЗО и музыки, родного языка , Геннадий Андриянович Афанасьев (математика, Валерий Андриянович Афанасьев (физика, математика, учитель методист, отличник народного просвещения РСФСР , династия Шевелёвых, Красновых.

Королёва Нина Фёдоровна (1952г. р.) – солистка чувашского академического ансамбля песни и пляски.

Дегтярёв Николай Андреевич (1925г. р.) окончил военно-морскую медицинскую академию в городе Ленинграде. Является доктором медицинских наук, профессор. Военное звание – полковник.

Культура и традиции села и чувашского народа

У чувашей богатый фольклор. В сельских, семейных, календарных праздниках звучат обрядовые, свадебные, ритуальные, величальные, корильные, заклинательные, гостевые, солдатские, хороводные, лирические песни. В народе говорят : «У чувашей сто тысяч вышивок и сто тысяч песен» . Действительно, в этих песнях задействованы все силы природы. Молодёжь в зимние время устраивала Улах – посиделки. Девушки вязали, вышивали, пряли. Парни ковали из медных копеек перстни, серьги, браслеты для своих невест, устраивали игры, пели, плясали под балалайку, шутили, рассказывали сказки. Приезжали в гости на посиделки к родственникам девушки из соседних деревень ни сколько плясать и вязать, сколько себя показать и жениха выбирать. Летними вечерами в Анаткасе и Туригасе молодежь вела свои хороводы, соревнуясь звонкими голосами и мастерством гармониста, балалаечника. Иногда с песнями два хоровода шли друг другу навстречу, смешивались и организовывали большой общий хоровод.

Без обрядов и традиций трудно удержать в памяти прошлое. Со временем многое в обрядах изменилось, лишилось первоначального смысла. К сохранившимся обрядовым праздникам можно отнести СЕНСУЛ-КРЕШЕНККЕ – это с 7 января по 19 января, оно совпадает с РОЖДЕСТВОМ и КРЕЩЕНИЕМ. В течение двух недель люди наряжаются, разукрашиваются и группами ходят по домам, поют, желают доброго здоровья хозяевам, а скотине приплоду. В эти дни парни и девушки в сумерки выходили в хлев и ловили овечью или баранью ножку. Существовало поверье – если поймает в темноте мохнатую ногу, то выйдет замуж (или женится) за богатого, а если за голую ножку, то за бедного. Из-за этого праздник назывался в старину «Сурхури» , то есть сурах ури. Еще гадают, погружая кольцо в воду. При этом поют куплеты,

предсказывающие будущее, судьбу человек. Закрывают на замок колодцы (кто во сне придёт за ключом, тот будет суженный) .

САВАРНИ СУ ЭРНИ (масляная неделя) . Масленица, или проводы зимы. Этот обряд продолжается две недели : от четверга до четверга. Делится на АСЛА (большая) и КЕСЕН (малая) . Молодежь жжёт костры на вершине горы ЧАСОНАЙ – горят костры. В наши дни этот обряд празднуется силами СДК, они организовывают катания на лошадях с колокольцами, пекут блины, подают горячий чай, играет музыка, люди от души веселятся, танцуют и поют, детвора катается на санях, проводятся разные игры. Есть посвященное только САВАРНИ песня.

МАНКУН – по древне чувашскому календарю праздник встречи весеннего нового года. В переводе «Великий день» совпадает с Великой Пасхой, завершается строгий 48-и дневной пост, детвора бегает по дворам, говоря : «Христос Воскреси» . Надо ответить : «Воистину Воскреси» и получая крашеное яйцо и пряники, конфеты уходят в следующий дом. Дети идут на гору, затевают игры, катают яйца. Родные идут друг к другу в гости.

Акатуй – это сабантуй. Есть где разгуляться молодецкой удали и силе : борьба, бег с коромыслом, бой горшков, взбирание на шест. Азартно и весело соревнуются и стар и млад.

Симек (семик) – это соответствует христианской Троице, поминовение усопших (через 50 дней после Пасхи) . В среду вечером молодежь, собираясь на улице, поднимается на гору, водит хороводы, прыгает через костры, идет в лес, ломает березовые ветки для веников и украшения ворот. Рано утром, спускаясь с горы, топят баню, молодежь шалят друг с другом, прячут посуду, снимают двери бань и сами же идут помогать.

В последние годы проводиться конкурс «ЧУВАШ ПИКИ» (Чувашская красавица,этот конкурс стал популярен в нашем селе среди молодежи. Каждый год выбирается девушка, которая лучше всех проходит задания.

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей разновозрастной группы Тема: «Я и мой посёлок»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Я и мой посёлок!».

Руководитель

Мичеева Валентина Леонидовна, старший воспитатель МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Участники проекта

Педагоги, родители, дети разновозрастной группы 4 – 6 лет.

Заказчик проекта

Администрация МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

База экспериментальной работы

МДОУ детский сад № 6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл.

Сроки работы

Тип проекта:

Тип проекта:

  1. По доминирующей в проекте деятельности: творческий, игровой, познавательный, исследовательский.
  2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его семью).
  3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата (исполнитель).
  4. По характеру контактов – в контакте с семьей.
  5. По количеству участников – групповой (дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы
  6. По продолжительности – продолжительный

Значимая для детей п роблема, на решение которой направлен проект скудные знания детей о родном поселке.

Цель проекта: объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по воспитанию уважения и любви к своему родному поселку.

Задачи проекта

  • Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том, где они родились и живут.
  • Формировать у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном поселке.
  • Способствовать осознанию того, что наш край является нашим общим домом, малой Родиной.
  • Воспитывать любовь к родному поселку.

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

  • Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края.
  • Изучать историю и культуру родного посёлка, района.
  • Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края.
  • Знакомить их с культурно-историческими объектами посёлка (библиотека, музей, памятники истории).
  • Создавать условия для развития проектной деятельности. Стимулировать поиск детьми необходимой для решения задач проекта информации.
  • Помогать каждому ребенку реализовывать свои индивидуальные интересы в познании истории.
  • Учить отражать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности.
  • Ориентировать родителей на организацию совместных прогулок по посёлку и за его пределами с целью знакомства с объектами природы, культурного мира родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность.
  • Ориентировать родителей на приобщение на приобщение ребенка к культуре и истории родного посёлка, района.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

  • Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению родного посёлка.
  • Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия.
  • Изучать историю и культуру родного края.
  • Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного посёлка, района.
  • Поддерживать интерес у сына/дочери к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному посёлку.
  • Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах поселка, знаменитых людях
  • Рассказывать о своей профессии, о её значимости для посёлка, гордиться своим предприятием.
  • Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

Формы работы над проектом:

  • занятия;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии;
  • художественно-творческая деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций, фотографий;
  • слушание музыки;
  • наблюдения.

Название игрового мероприятия проекта:

Продукты проекта

Для детей:

  • творческая работа в виде рисунка: «Мой дом, моя улица»;
  • творческая работа в виде аппликации: «Флаг района»;

Для педагогов :

  • оформленные выставки рисунков: «Мой дом, моя улица», «Поселок будущего»;
  • оформление фотовыставки на тему: «Мой любимый посёлок»;
  • конспекты мероприятий;
  • оформление фотоальбома «Я и мой поселок»;
  • библиография по теме проекта;
  • проведение итогового мероприятия в форме игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей :

  • творческая работа в виде рисунка на тему: «Поселок будущего»;
  • фотографии на тему: «Мой любимый посёлок»;

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине;
  • Наличие у детей знаний о достопримечательностях, природных богатств, символике;
  • Формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;
  • Формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
  • Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Для детей:

  • сформировано понятие «Моя малая Родина», познавательная активность и умение находить и решать проблемы, используя ранее полученный опыт;
  • интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • элементы творческого мышления.

Для педагогов :

  • интерес к новому виду сотрудничества с семьей;
  • мотивация использования метода проектов в педагогической деятельности.
  • умение планировать проектную деятельность.

Для родителей :

  • сформированы умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • активная позиция в создании условий для исследовательской деятельности;
  • интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Познание Художественное творчество Музыка Коммуникация Чтение художественной литературы
1. Рассматривание картин, иллюстраций о поселке.2. Беседы на тему:Достопримечательности моего поселка»,

«Мой детский сад»,

«Мой поселок – моя малая Родина»,

«Государственная символика поселка (флаг, герб, гимн»).

3. Просмотр фильма «Советский район. 80 лет».

4. Д/и «Найди флаг своего района»

1. Рисование:«Мой дом, моя улица»,«Поселок будущего».

2. Аппликация:

«Флаг родного поселка».

3. Прослушивание и ознакомление с гимном родного поселка.

4. Слушание песен о родном крае.

5. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

1. Составление рассказов на темы:«Моя малая Родина»,«Что мне нравится в поселке».

2. Представление своей работы сверстникам.

3. Рассуждения на тему «Поселок будущего».

4. Чтение:

И.Суриков «Вот моя деревня»,

И. Векшегонова «Мой край»,

А.Дементьев «Родина»,

Я.Аким «Моя Родина»,

Е.Серова «Родные края»,

И.Агеева «флаг России – триколор»,

К.Ушинский «Наше Отечество»,

Г.Ладонщиков «Родная земля».

5. Ознакомление с пословицами

6.Чтение рассказов,

сказок марийских писателей

Социализация Физическая культура Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления с достопримечательностями поселка).2. Экскурсии в аптеку, на почту.3. Дидактические игры:

«Что вы знаете о своем поселке?»

4. Игра мечта «Мечтатели».

5. Игры с напольными пособиями:

«Азбука дорожного движения»,

«Азбука пожарной безопасности».

6. Инструктажи перед:

целевыми прогулками;

экскурсиями;

продуктивными видами работ.

Народные подвижные игры на прогулке и физкультурных занятиях 1. Информирование (стенды, объявления).2. Совместная продуктивная деятельность:Рисование: «Поселок будущего»,

Фотовыставка «Памятные места нашего поселка».

3. Индивидуальные беседы с родителями на тему патриотического воспитания детей.

4. Консультации: «Что мы знаем о нашем районе?»

5. Проведение совместных мероприятий. Игра «Что? Где? Когда?»

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Я и мой поселок»

Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия членов семьи и социальных партнеров
Подготовительный 1. Беседы с детьми (диагностика знаний и представлений детей по теме «Мой посёлок») на уточнение наличие имеющихся знаний о своей малой Родине, о ее достопримечательностях и т.д.2. Выявление проблемы и составление планирования работы педагога на группе.3. Постановка целей и задач работы.

4. Информирование родителей.

5. : оформление выставок рисунков и фотографий.

6. Ожидаемые результаты : использование педагогами активных форм взаимодействия с родителями.

1. Проблема – скудные знания детей о родном поселке.2. Планируемые продукты деятельности : творческие работы в виде рисунков, аппликации.-Ожидаемые результаты : формирование стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка. 1. Знакомство с планом проекта.2. Определение совместного с ребенком продукта деятельности.3. Планируемые продукты деятельности : рисование рисунка, фото-материалы.

4. Ожидаемые результаты : привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Деятельностный 1. Работа на тему: «Мой поселок – моя малая Родина».2. Оформление выставки рисунков и фотовыставки.3. Чтение произведений.

4. Целевые прогулки: знакомство с родным поселком его улицами, зданиями.

Вывод: педагоги проявили творчество и активность, применяли полученные знания и опыт.

1. В группе: — сбор фотографий;- составление рассказов о поселке «Мой родной поселок»;

— рассуждение на тему: «Поселок будущего».

-Вывод: чаще дети получают информацию впервые.

2. Детское творчество:

Рисунки «Мой любимый поселок», — Совместный рисунок с родителями: «Поселок будущего».

Рассматривание иллюстраций, фотографий на тему: «Мой поселок».

Изготовление аппликации на тему: «Флаг района».

-Вывод: появляется у детей значимость слова: «Родина».

1. Родители рассказывают детям о зданиях, знакомят с названиями улиц.Вывод: дети мало получали информации о поселке.2. Родители участвуют в продуктивной деятельности: рисуют, фотографируют здания поселка. Вывод: родители стали активнее, проявили заинтересованность.
Завершающий 1. Выставка детских рисунков, фотографий, оформление фото альбома, совместное мероприятие с родителями в форме игры «Что? Где? Когда?»-Вывод: воспитатели понимают, что необходимо особое внимание уделять сотрудничеству с родителями в получении новых знаний в разных сферах окружающей действительности. 1. Представление детьми своего продукта.2. Получение награды за участие в фотовыставке и выставке рисунков.-Вывод: дети испытывали чувство радости, гордости и успешности.

Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность – потребность в саморазвитии.

1. Активное участие родителей в реализации проекта-Вывод : папы и мамы стали активными участниками проекта, наблюдается чувство удовлетворения у родителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.В.Богачева, В.Л.Гиненский, С.И.Губанова, А.П.Казаков, Г.А.Кузьменко Моё Отечество Россия. Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2005.
  2. Э.П.Костина, Н.Н.Кочнева, Л.Г.Каримова, Л.А.Семикова Мой родной дом. Программа (для детей 4-7 лет). Н.Новгород. 2000.
  3. А.Е.Писарева, В.В.Уткина живём в «ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2007.
  4. Т.А.Шорыгина Наша Родина – Россия. ТЦ Сфера, 2013
  5. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. ТЦ Сфера, 2004.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Старшая группа. М., 2008.
  7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в Россиии. Гражданско-патриотическое воспитание дощкольников. Средяя группа. М., 200

Приложение 1.

Вопросы для диагностики знаний и представлений детей по теме

«Моя малая родина»

  1. Назови домашний адрес.
  2. Найди герб нашего района.
  3. Что изображено на гербе нашего района?
  4. Что означает изображение рябинки на гербе?
  5. Зачем нужен герб району
  6. Назови профессии людей, работающих в нашей местности, материалы, предметы труда.
  7. Какие трудовые действия выполняют овощеводы, хлеборобы? результаты их труда.
  8. За какими домашними животными ухаживают жители нашего района?
  9. Назови 2-3 вида птиц, 3-4 вида деревьев, 2-3 вида лесных ягод.
  10. Какие дикие животные живут в наших лесах?
  11. Назови правила поведения в лесу.
  12. Покажи свой посёлок на карте Советского района.
  13. Почему для жителей нашего посёлка дорого обелиск павшим солдатам?

Приложение 2.

Вопросы для игры «Что? Где? Когда?»

Для родителей?

  1. В каком году был организован Ронгинский район? (25.01.1935 г.).
  2. С какого года центром района стал посёлок Советский? (с 1954 г.).
  3. В каком году Ронгинский район был переименован в Советский? (23.02.1960 г.).
  4. Назовите районы, с которыми граничит Советский район (на севере: Новоторьяльский, на западе: Медведевский, на северо-западе: Оршанский).
  5. На какой улице расположено данное здание?
  6. Что означает изображение на гербе. Флаге Советского района?
  7. Назовите достопримечательности нашего посёлка?
  8. Назовите район, которому принадлежит данный флаг?

Для детей:

  1. Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
  2. Назови домашний адрес?
  3. Найди флаг нашего посёлка?
  4. Покажи свой посёлок на карте Советского района?
  5. Какое здание вы видите на фотографии?
  6. Почему для жителей посёлка дорого обелиск павшим солдатам?
  7. На какой улице находится детский сад «Родничок»?
  8. Назови профессии людей, живущих в нашей местности?