Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь? Секреты укладывания младенцев от Трейси Хогг: это работает! Что такое разумный подход ко сну

Добрый день! Очень надеюсь, что кто-то сможет дать мне совет или просто поддержать морально, потому что силы мои на исходе. Сейчас сижу, плачу, стараюсь собрать мысли в кучу, поэтому, наверное, получится много букв.

Сын 8 месяцев. На ГВ, плюс прикорм. Кормится в основном вокруг снов.
Я применяю метод Трейси Хогг, чтобы отучить сына от зависимости от груди, но дела идут очень плохо. Ритуал перед сном выработан давно, но я внесла изменение: читаю книгу, ношу немного на руках.
Проблема с ночным сном стоит давно. Засыпал всегда в 8-8:30 вечера. Ночью спал 10-11 часов. Днем 2 сна по 1,5-2 часа.Суточную норму в 14 часов всегда набирал, был бодрым, подвижным, веселым. Но ночью он буквально спал на груди. Из-за замены кормлений прикормом не хотел отпускать грудь вообще. Спал в придвинутой кроватке без бортика. Если мне удавалось уснувшего вечером положить в кроватку и выйти из комнаты, просыпался через каждые 40 минут, иногда через 20, 15, 10 минут. Выработалась стойкая ассоциация сон=грудь. В последнее время вообще перестал меня отпускать от себя, как только я у уснувшего забирала грудь, просыпался. Я стала как зомби, раздраженная, злая.
10 дней назад я начала применять метод Трейси Хогг на ночные укладывания. Первый вечер уснул через 2,5 часа плача, второй - через 1 час, третий - не плакал, уснул за полчаса (укладывала в кроватку почти спящим). Днем отучала засыпать на груди, засыпал на руках. 4, 5 вечера не плакал, засыпал сразу, но я снова жалела его и укладывала почти спящим. С 6 дня начался кошмар. Сегодня 10 день, и кошмар продолжается.
Кладу на спину. Лежать на спине или боку сын категорически против. Если не даю перевернуться на живот и встать у бортика, начинает протестовать, в миг переходит на истерику. Плачет по 2-3 часа. Вчера дала сделать, как он хочет: постоял у бортика, успокоился, лег на живот, уснул.
Сегодня сразу дала делать, что хочет. Ходит у бортика, плачет, не успокаивается, не ложится, переходит на истерику. Если сама кладу, взрывается в плаче. Сегодня уснул за час, громко-громко нашипела на ухо. 2 раза носила на руках, но не давала даже почти заснуть.
Таким образом, в сутки уже 10 дней спит по 11-12 часов. Дневные сны стали по 40 минут. Быстро устает, укладываемся раньше, 3 часа бодрствования не выдерживает. На ночной сон стали уходить в 19:00. Днем почти научился засыпать без груди, ношу его просто на руках и перекладываю. Один сон спит на нашей кровати, второй в коляске на крыльце. Ночью просыпается 5 раз, кормлю, но спать на груди не даю. При перекладывании в кроватку ночью немного похнычет и засыпает. Днем он улыбается, может посмеяться, но со мной не играет, даже если я сама предлагаю. На руки просится, ко мне подползает, мне улыбается. Но мне кажется, что он стал как будто более замкнутым. Мне очень больно от этого. Я просто не знаю, как теперь все наладить. Как быть с его вставаниями в кроватке? Он ведь сопротивляется, если я его кладу. Бросить все и вернуть прежний режим? Тогда зря были пролиты слезы и потрепаны нервы ребенка...
Поделитесь мыслями. Укажите на ошибки. Подбодрите...

Можно ли с первых дней жизни младенца научиться понимать его «язык» и начать полноценно общаться с ним? Как разобраться в характере новорожденного, чтобы ухаживать за ним с учетом его личных особенностей и темперамента? Есть ли простые и надежные способы решения таких типичных проблем младенческого возраста, как «беспричинный» плач или нежелание спать по ночам?

Об этом и многом другом рассказывает Трейси Хогг, специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны — возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным детям, пусть маленьким, но личностям.


Почему эта книга достойна прочтения

  • Трейси Хогг — одна из самых известных авторов детско-родительской литературы, она признана наравне с именитыми Адель Фабер, Элейн Мазлиш, Уильямом и Мартой Сирс;
  • must-have для всех родителей, у кого есть новорожденные: вы поймете, чего вам ждать, и научитесь справляться даже с тем, чего не ожидали;
  • автор компетентно и по-доброму объяснит каждой маме и каждому папе как в любви, уважении и заботе вырастить счастливого ребенка;
  • родители по всему миру называют Трейси современной Мэри Поппинс за ее действенные советы;
  • современные педиатры рекомендуют книги автора родителям во всем мире.

Кто автор
Трейси Хогг по праву считается современной Мэри Поппинс, по всему миру молодые мамочки пользуются ее методикой по самостоятельному засыпанию младенцев.
Автор была медицинской сестрой, и чтобы помогать младенцам, ей пришлось научиться понимать их язык и расшифровывать посылаемые ими сигналы. Благодаря этому Трейси сумела освоить и их невербальный язык. Переехав в Америку, она посвятила себя уходу за новорожденными и роженицами и помощи молодым родителям.

Как научить младенца засыпать самостоятельно и спокойно спать всю ночь?

Моему новорожденному ребенку было около двух недель, когда меня вдруг оглушило понимание: больше я никогда не смогу отдохнуть. Ну, никогда — это, возможно, слишком сильно сказано. Оставалась надежда, что, отправив сына в колледж, я все таки смогу снова спокойно спать ночами. Но я готова была голову дать на отсечение — пока он младенец, мне это не светит.
Сэнди Шелтон. Спокойный ночной сон и прочие враки

Сладких снов, мой хороший!

В первые дни жизни главное занятие новорожденного — сон. Некоторые спят в первую неделю до 23 часов в сутки! Разумеется, сон нужен любому живому существу, но для новорожденного это все. Пока младенец спит, его мозг неустанно трудится над созданием извилин, необходимых для умственного, физического и эмоционального развития. Если ребенок нормально выспался, он собран, сосредоточен и всем доволен — совсем как взрослый после хорошего отдыха. Он от души ест, увлеченно играет, излучает энергию и активно общается с окружающими.

Организм ребенка, который плохо спит, не может функционировать нормально, поскольку его нервная система истощена.

Он раздражителен и нескоординирован. Малыш неохотно берет грудь или бутылочку. У него нет сил исследовать мир. Что самое скверное, переутомление усугубляет проблему сна. Дело в том, что дурные привычки в отношении сна создают замкнутый круг. Некоторые малыши настолько устают, что физически не способны успокоиться и уснуть. Лишь когда сил совершенно не осталось, бедняжки наконец отключаются. Больно смотреть, как малышка буквально оглушает себя собственным плачем, пытаясь отгородиться от мира, настолько она перевозбуждена и расстроена. Но хуже всего то, что даже этот выстраданный сон оказывается неглубоким и прерывистым и длится порой не дольше 20 минут. В итоге ребенок почти постоянно живет «на нервах».

Итак, все как будто очевидно. Но знали бы вы, как много людей не понимают этой простой вещи: чтобы выработать привычку к здоровому сну, младенцу нужно наставничество родителей. Так называемые проблемы со сном потому и являются типичными, что множеству родителей невдомек: они, а не их дети, должны решать, когда малышу ложиться и как засыпать.

В настоящей главе я расскажу вам, что сама думаю по этому поводу, и многие мои мысли наверняка вступят в противоречие с тем, что вы читали или слышали от других. Я научу вас замечать усталость младенца, прежде чем она перейдет в переутомление, и подскажу, что делать, если вы упустили ценное временное окно, когда ребенка легко уложить. Вы узнаете, как помочь малышу уснуть и как устранить сложности, связанные со сном, не допустив, чтобы они превратились в устойчивую проблему.

Долой заблуждения: чуткий сон

Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».
К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирза. (Доктор Уильям Сирз, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.) В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирз, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?»

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы то ведь не на Бали живем!) Члены Ла Лече Лиги полагают, что если у младенца выдался трудный день, маме следует оставаться в постели вместе с ним, обеспечивая необходимые ему дополнительный контакт и заботу. Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне. А чтобы им было проще на это пойти, Пэт Йериан, пропагандистка совместного сна, мнение которой приводится в книге «Женское искусство грудного вскармливания» (The Womanly Art of Breastfeeding), призывает недовольных родителей изменить свой взгляд на ситуацию: «Если вы сумеете сделать шаг в сторону большей терпимости [по отношению к тому, что ваш ребенок будет вас будить], то обретете способность наслаждаться этими тихими моментами ночного общения с новорожденным, нуждающимся в ваших руках и ласке, или малышом чуть постарше, которому нужно просто побыть с кем то рядом».

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна). Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т. д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим “нельзя” и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест…. То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возможно, вы уже примкнули к одному или к другому лагерю.
Если какой то из этих двух методов подходит вам и вашему ребенку, отвечает вашему образу жизни, не сомневайтесь, продолжайте в том же духе. Но дело в том, что мне нередко звонят люди, уже испытавшие оба эти подхода. Обычно события развиваются следующим образом. Один из родителей сначала отдает предпочтение идее совместного сна с ребенком и убеждает своего партнера или партнершу, что это самое лучшее. В конце концов, в этом и впрямь есть нечто романтичное — некий возврат «к истокам». Да и ночные кормления перестают быть проблемой. Полная энтузиазма пара решает вообще не покупать детскую кроватку. Но проходит несколько месяцев — подчас довольно много, — и идиллия заканчивается. Если мама и папа очень боятся «заспать» ребенка, то могут сами лишиться сна из за постоянных опасений, а у кого то развивается болезненная чувствительность к малейшему звуку, изданному малышом во сне.

Младенец может просыпаться часто — каждые два часа — и требовать внимания. И если одних малышей достаточно погладить или прижать к себе покрепче, чтобы они снова уснули, то другие считают — самое время поиграть. В результате родители вынуждены кочевать по квартире: одну ночь играют с ребенком в спальне, другую дремлют в гостиной, пытаясь наверстать упущенное. Как бы то ни было, если оба они не были на 100% убеждены в правильности избранного метода, в том из них, кто поддался уговорам другого, начинает расти внутреннее сопротивление. Тут то этот родитель и хватается за «ферберский» метод.

Пара решает, что малышке пора обзавестись собственным спальным местом, и покупает кроватку. С точки зрения малышки, это переворот, крах привычного мира: «Вот мои мама и папа, они несколько месяцев клали меня спать вместе с собой, укачивали, гулили, не жалели сил, чтобы сделать меня счастливой, и вдруг — бабах! Меня отвергли, выселили в другую комнату, где все чужое и пугающее! Я не сравниваю себя с узницей и не боюсь темноты, потому что мой младенческий ум не знает таких понятий, но меня мучает вопрос: “Куда все подевались? Где родные теплые тела, которые всегда были рядом?” И я плачу — по другому я не могу спросить: “Где вы?” И они наконец то появляются. Меня поглаживают, просят быть умницей и спать. Но никто не научил меня засыпать самостоя¬тельно. Я ведь еще младенец!»

На мой взгляд, радикальные методы подходят не всем детям. Очевидно, они не подошли детям, родители которых обращаются ко мне за помощью. Сама я предпочитаю с самого начала придерживаться того, что считаю золотой серединой. Я называю свой метод «разумный подход ко сну».


Три фазы засыпания

Засыпая, ребенок проходит эти три фазы. Весь цикл длится около 20 минут.

Фаза 1: «окно». Ваш ребенок не может сказать: «Я устал». Но он вам это продемонстрирует зевотой и другими утомления. Прежде, чем он зевнет в третий раз, уложите его в кроватку. Если этого не сделать, он не перейдет ко второй фазе засыпания, а заплачет.

Фаза 2: «отключка». Начало этой фазы знаменует характерный взгляд ребенка, застывший, устремленный неведомо куда, - я называю его «взглядом в дальнюю даль». Ребенок удерживает его 3-4 минуты, и, хотя глаза его открыты, на самом деле он никуда не смотрит - его сознание витает где-то между явью и сном.

Фаза 3: «дрема». Теперь ребенок напоминает человека, задремавшего в поезде: глаза закрываются, голова падает на грудь или в сторону. Кажется, он уже уснул, но не тут-то было: глаза внезапно распахиваются, голова рывком возвращается в прежнее положение, так что все тело вздрагивает. Затем веки снова опускаются, и все повторяется снова и снова от трех до пяти раз, после чего он окончательно погружается в сон.

Что такое разумный подход ко сну?

Это срединный путь, отрицающий любые крайности. Вы заметите, что мой подход берет что то от обоих описанных принципов, но не все, поскольку, на мой взгляд, идея «пусть наплачется и уснет» не совместима с уважительным отношением к ребенку, а совместный сон заставляет родителей жертвовать своими интересами. Мой же принцип учитывает интересы семьи в целом, нужды всех ее членов. С одной стороны, младенца нужно научить засыпать самостоятельно — он должен чувствовать себя уютно и безопасно в собственной кроватке. С другой стороны, ему требуется и наше присутствие, чтобы успокоиться после стресса. Нельзя приступать к решению первой задачи, пока не решена вторая. В то же время и родители нуждаются в полноценном отдыхе, во времени, которое могут посвятить самим себе и друг другу; их жизнь не должна круглые сутки крутиться вокруг младенца, однако они все таки должны уделять малышу определенное время, силы и внимание. Эти цели вовсе не являются взаимоисключающими. Далее я расскажу, на чем основывается разумный подход ко сну, и, учитывая это, вы решите все стоящие перед вами задачи. По всему тексту главы я буду приводить примеры практического воплощения каждого элемента, чтобы вам проще было овладеть первым «С» моего чудесного ПАСС (Питание - Активность - Сон - Свободное время родителей - об этом подробнее читайте в других главах - прим. Материнство.ру).

Идите туда, куда хотите прийти. Если вас привлекает идея совместного сна, изучите ее всесторонне. Именно так вы хотели бы проводить каждую ночь в течение трех месяцев? Шести месяцев? Дольше? Помните: все, что вы делаете, обучает вашего ребенка. Значит, если вы помогаете ему уснуть, держа его у груди или укачивая 40 минут, фактически вы сообщаете ему: «Так ты должен засыпать». Принимая решение идти таким путем, вы должны быть готовы следовать ему в течение долгого времени.

Независимость не значит игнорирование. Когда я говорю матери или отцу новорожденной крохи: «Мы должны помочь ей стать независимой», — они вскидывают на меня глаза в изумлении: «Независимой? Но, Трейси, ей всего несколько часов от роду!» «Когда же, по вашему, надо начинать?» — спрашиваю я.

На этот вопрос не может ответить никто, даже ученые, ведь мы не знаем, когда именно младенец начинает в полном смысле этого слова постигать мир. «Так начинайте прямо сейчас!» — призываю я. Но приучать к независимости не значит бросать плакать в одиночестве. Это значит удовлетворять потребности малышки, в том числе и брать ее на руки, когда она плачет — ведь этим она пытается что то вам сказать. Но, как только ее потребности удовлетворены, ее нужно спустить с рук.

Наблюдайте, не вмешиваясь. Возможно, вы помните, я уже давала это рекомендацию, рассказывая об играх с младенцем. Она справедлива и в отношении сна. Всякий раз, когда ребенок засыпает, он проходит последовательность определенных фаз (см. «Три фазы засыпания»). Родители должны хорошо знать эту последовательность, чтобы не нарушать ее. Мы должны не вторгаться в естественные процессы жизнедеятельности ребенка, а наблюдать за ними, предоставив крохе возможность заснуть самостоятельно.

Не формируйте у ребенка зависимость от «костылей». «Костылем» я называю любой предмет или любое действие, лишившись которых ребенок испытывает стресс. Не приходится надеяться, что младенец научится засыпать сам, если внушать ему, что папины ручки, получасовое укачивание или мамочкин сосок в ротике всегда к его услугам. Как я отмечала в главе 4, я одобряю использование пустышек, но не в качестве затычки для рыдающего младенца. Совать пустышку или грудь ребенку, чтобы заткнуть ему рот, попросту невежливо. Более того, если мы так поступаем или без конца носим кроху на руках, баюкаем и укачиваем, ради того чтобы она уснула, мы фактически формируем у нее зависимость от «костыля», лишая ее возможности выработать навыки самоуспокоения и научиться засыпать без посторонней помощи.

Кстати, «костыль» совсем не то же самое, что переходный объект — скажем, плюшевая игрушка или одеяльце, — который ребенок выбирает сам и к которому привязывается. Большинство младенцев младше семи-восьми месяцев не способны к этому — «привязанности» совсем маленьких детей по большей части формируются родителями. Разумеется, если вашу малышку успокаивает любимая игрушка, подвешенная в кроватке, пусть она у нее будет. Но я против любых вещей, которые даете ей вы, чтобы ее утихомирить. Пусть она отыщет собственные способы успокоиться.

Выработайте ритуалы отхода к дневному и ночному сну. Укладывание ребенка спать днем и вечером должно всегда происходить заведенным порядком. Я не устаю подчеркивать: младенцы — невероятные традиционалисты. Они предпочитают знать, что будет дальше. Исследования доказали, что даже совсем маленькие дети, приученные ожидать определенных стимулов, способны предугадывать их.

Изучите особенности засыпания вашего малыша. У всех «рецептов», как уложить младенца спать, есть общий недостаток: универсальных средств не бывает. Одному подходит одно, другому другое. Да, я предлагаю родителям немало рекомендаций общего характера, в том числе знакомлю их с общими для всех фазами засыпания, но неизменно советую внимательно присматриваться к своему ребенку, единственному и неповторимому.

Самое лучшее — вести журнал наблюдения за сном малыша. С утра записывайте, когда он проснулся, и добавляйте записи о каждом дневном сне. Отметьте, когда его уложили вечером и во сколько он просыпался ночью. Ведите журнал в течение четырех дней. Этого достаточно, чтобы понять, как «устроен» сон именно вашего ребенка, даже если кажется, что никакой системы в этом нет.

Например, Марси была убеждена, что дневной сон ее восьмимесячного Дилана совершенно бессистемен: «Он никогда не засыпает в одно и то же время, Трейси». Но через четыре дня ведения журнала наблюдений она заметила: хотя время немного меняется, Дилан всегда ненадолго засыпает между 9 и 10 часами утра, спит еще 40 минут в интервале от 12:30 до 14:00, а к пяти вечера всегда оказывается очень капризным и раздраженным и отключается минут на 20. Эти знания помогли Марси спланировать свой день и, что не менее важно, понять поведение и настроение своего малыша. Учитывая естественные биоритмы Дилана, она упорядочила его повседневную жизнь, обеспечив ему возможность полноценно отдыхать. Когда же он начинал капризничать, она лучше понимала, в чем дело и не хочет ли он спать, и реагировала быстрее.

Волшебная дорога к счастью

Помните, Дороти из «Волшебника страны Оз» должна была идти по дороге, вымощенной желтым кирпичом, чтобы найти того, кто поможет ей вернуться домой? После череды ошибок и разочарований она, в конце концов, нашла этого помощника — собственную мудрость. По сути, я помогаю родителям пройти такой же путь. Будет ли у вашего ребенка здоровый сон, зависит от вас, объясняю я. Этому нужно учиться, и процесс обучения начинают и проводят родители. Именно так! Младенца необходимо научить, как правильно засыпать. Путь к здоровому сну состоит из следующих шагов.

Создайте условия для сна. Поскольку младенцы остро нуждаются в предсказуемости, а повторение — мать учения, перед каждым дневным и ночным сном нужно делать и говорить одно и то же. Тогда на своем детском уровне понимания малышка сообразит: «Понятно, значит, я сейчас буду спать». Совершайте одни и те же ритуалы в одном и том же порядке. Приговаривайте что нибудь вроде: «Ну вот, радость моя, пора бай-бай». Перенося кроху в ее комнату, держитесь спокойно и говорите тихо. Не забывайте проверить, не пора ли сменить подгузник, чтобы ей ничто не мешало. Задерните шторы. Я при этом говорю: «До свидания, солнышко, увидимся, когда я посплю», — или, если дело происходит вечером и за окном темно: «Спокойной ночи, месяц». Я считаю неправильным укладывать ребенка спать в гостиной или на кухне. Это как минимум невежливо. Вы бы сами хотели, чтобы ваша кровать стояла посреди торгового зала и вокруг слонялись люди? Нет, конечно! Вот и ребенок этого не хочет.

Ловите сигналы. Как и взрослые, младенцы зевают, когда начинают уставать. Зевота является естественной реакцией:
усталый организм функционирует не оптимально, и количество кислорода, поступающего в мозг благодаря работе легких, сердца и кровеносной системы, немного снижается. Зевок позволяет «заглотнуть» больше кислорода (попробуйте изобразить зевок, и почувствуете, что вдох становится глубже). Я призываю родителей по возможности реагировать на первый же зевок младенца — ну, хотя бы на третий. Если вы упустите из виду признаки сонливости (см. «Признаки того, что ребенку пора спать»), то дети определенных типов, например «мимозы», быстро перейдут к истерике.

Совет. Чтобы создать у ребенка правильный настрой, привлекайте его внимание к приятным сторонам отдыха. Сон не должен казаться ему наказанием или борьбой. Если вы говорите «спать пора» или «ты устал, нужно отдохнуть» таким тоном, каким говорят «поди с глаз долой, гадкий мальчишка!», то ребенок будет расти в убеждении, что к дневному сну приговаривают, будто к ссылке в Сибирь, малолетних преступников, чтобы лишить их всяческих удовольствий.

Чем ближе к спальне, тем тише речь и медленней движения. Взрослые перед сном любят почитать книжку или посмотреть телевизор, чтобы отвлечься от дневных забот. Младенцам тоже надо отвлечься. Перед тем как ложиться, ежевечернее купание, а с трехмесячного возраста и массаж помогут малышке подготовиться ко сну. Даже перед дневным отдыхом я всегда включаю успокаивающую колыбельную. Около пяти минут я сижу с крохой в кресле-качалке или на полу, чтобы она получила больше тактильных ощущений. Если хотите, можете рассказать ей сказку или просто пошептать ласковые слова. Однако цель всего этого не усыпить ребенка, а успокоить. Поэтому, я тут же перестаю качать малышку, как только вижу «взгляд в дальнюю даль» — вторая фаза засыпания — или замечаю, что у нее опускаются веки, подсказывая мне, что она переходит к третьей фазе. (Что касается сказок перед сном, начинать никогда не рано, но читать вслух я начинаю обычно месяцев с шести, когда ребенок уже может сидеть и сосредоточенно слушать.)

Совет. Не приглашайте гостей на то время, когда укладываете ребенка спать. Это не представление. Ребенок хочет во всем участвовать. Он видит гостей и знает, что они пришли его навестить: «Ух ты, новые лица! Можно порассматривать, поулыбаться! И что же, мамочка и папочка думают, я усну и все это пропущу? Ну уж нет!»

Сначала в кровать, потом в страну сновидений. Многие уверены, что ребенка можно уложить в кроватку, только когда он уснет. Это ошибка. Укладывайте малышку в начале третьей фазы — нет лучшего способа помочь ей научиться засыпать самостоятельно. Есть и другая причина: подумайте, что чувствует кроха, заснув у вас на руках или в раскачивающемся приспособлении, а проснувшись почему то в кроватке. Представьте, что я дождусь, когда вы заснете, и вытащу вашу кровать из спальни в сад. Вы просыпаетесь и понять ничего не можете: «Где это я? Как я здесь очутился?» Только, в отличие от вас, младенец не может сделать умозаключение: «Ах, понятно, кто то выволок меня сюда, пока я спал». Ребенок будет дезориентирован, даже испуган. В конце концов, он перестанет чувствовать себя в безопасности в собственной постели.

Укладывая ребенка в кроватку, я всегда произношу одни и те же слова: «Сейчас я тебе положу, и ты будешь спать. Ты знаешь, как это здорово и как чудесно ты потом себя чувствуешь». И пристально наблюдаю за малышкой. Прежде чем улечься, она может забеспокоиться, особенно когда вздрагивает всем телом, что характерно для третьей фазы засыпания. Не надо тут же подхватывать чадо на руки. Некоторые дети успокаиваются сами и засыпают. Но, если малышка плачет, мягко и ритмично похлопывайте ее по спинке — пусть чувствует, что она не одна. Однако помните: как только она перестанет возиться и хныкать, нужно сразу же перестать гладить ее. Если делать это дольше, чем ей действительно нужно, она начнет ассоциировать поглаживания-похлопывания с засыпанием и уже не сможет без этого заснуть.

Совет. Обычно я рекомендую укладывать младенца на спину. Но можно устроить его и на боку, подперев двумя скрученными в валики полотенцами или специальными клинообразными подушками, которые продаются в большинстве аптек. Если ребенок спит на боку, следите, чтобы сторона менялась.

Если дорога в страну сновидений оказалась ухабистой, дайте ребенку пустышку. Мне нравится пользоваться пустышкой в первые три месяца жизни новорожденного — в период, когда мы формируем заведенный распорядок дня. Это избавляет мать от необходимости заменять пустышку собственным присутствием. В то же время я всегда предупреждаю, что пустышкой нельзя пользоваться бесконтрольно — она не должна превратиться в «костыль». При разумном подходе родителей к этому вопросу младенец самозабвенно сосет минут шесть-семь, затем сосательные движения замедляются, и, в конце концов, пустышка выпадает изо рта. Ребенок уже потратил на сосание столько энергии, сколько нужно, чтобы сбросить напряжение, и благополучно отбывает в царство сна. В этот момент некоторые взрослые из самых добрых побуждений подходят со словами: «Ах, бедняжечка, потерял свою сосочку!» — и суют ее обратно. Не делайте этого! Если крохе нужна пустышка, чтобы сон не прерывался, он даст вам об этом знать — начнет хныкать и издавать булькающие звуки.

Итак, всякий раз, как ПАСС-режим подводит вас к первому «С», выполняйте вышеописанные правила — большинству младенцев этого достаточно, чтобы у них возникли положительные ассоциации со сном. Пусть малыша ведут в страну снов одни и те же привычные шаги, поскольку для него предсказуемость означает безопасность. Вы сами удивитесь, как быстро ваша кроха освоит навыки, необходимые для разумно организованного сна. Она даже будет ждать времени отхода ко сну, ведь это так приятно, и после сна чувствуешь себя гораздо бодрее. Конечно, проблем не избежать: например, если малышка
переутомилась, если у нее режутся зубки или поднялась температура (см. раздел «Нормальные проблемы со сном»). Но такие дни станут исключением из правила.

Помните, для того чтобы заснуть по настоящему, ребенку нужно 20 минут, и ни в коем случае не пытайтесь ничего ускорить. Вы только нарушите естественный процесс засыпания, и малышка разнервничается. Скажем, если громкий звук, собачий лай или захлопнувшаяся дверь — да что угодно — потревожит ее на третьей фазе, она не заснет, а наоборот, проснется, и все придется начинать сначала. То же самое происходит и со взрослыми, когда они вот-вот заснут, и вдруг телефонный звонок нарушает тишину. Если человек раздражен или взвинчен, ему бывает трудно снова задремать. Младенцы — тоже люди! Они точно так же нервничают, цикл засыпания начинается с нуля, а вам приходится ждать еще 20 минут, когда ваше чадо погрузится в глубокий сон.

Если вы упустили «окно»

Если ребенок совсем еще мал и вы не успели хорошенько изучить его плач и язык тела, более чем вероятно, что вам не всегда удастся среагировать на первый, второй или третий его зевок. Если у вас «ангел» или «учебник», ничего страшного — этим деткам достаточно капельки внимания и ласки, чтобы быстро прийти в норму. Но с младенцами других типов, особенно с «мимозами», полезно иметь в загашнике пару-тройку хитростей на случай, если вы проглядели фазу один, — ведь малыш вот-вот переутомится. Да и внезапный шум или другие помехи в любой момент могут нарушить естественный процесс засыпания, и, если младенец сильно обеспокоится, ему потребуется ваша помощь.

Прежде всего, я скажу вам, чего не следует делать ни в коем случае: не укачивайте. Не расхаживайте с ребенком по комнате, не трясите его
слишком энергично. Помните, он и так уже перевозбужден. Он плачет, потому что с него хватит стимулов и плач помогает отвлечься от звуков и от света. Вам ни к чему еще больше подхлестывать активность его нервной системы. Более того, именно с этого обычно и начинается формирование дурных привычек. Мама или папа носят чадо на руках или укачивают, чтобы помочь уснуть. Когда его вес перевалит за 6,5 кг, они пытаются заставить его засыпать без этих «костылей». Разумеется, ребенок протестует, словно говоря: «Нет уж, дорогие мои, мы так не делаем. Вы меня всегда укачиваете».

Если вы не хотите попасть в этот порочный круг, делайте следующее, чтобы помочь ребенку успокоиться и отключиться от внешних раздражителей.

Пеленание. После долгих месяцев в эмбриональном положении новорожденный не привычен к открытому пространству. К тому же он пока не знает, что его ручки и ножки — часть его самого. Переутомленному младенцу необходимо придать неподвижное положение, потому что он ужасно пугается при виде беспорядочно движущихся конечностей — ему кажется, это кто то посторонний что то против него замышляет. Кроме того, эти впечатления дополнительно нагружают и без того перевозбужденную нервную систему. Пеленание — один из древнейших приемов, помогающих новорожденному успокоиться. Оно может казаться старомодным, но и современные научные исследования подтверждают его эффективность. Чтобы правильно запеленать младенца, сложите по диагонали квадратную пеленку. Положите ребенка на получившийся треугольник так, чтобы сгиб оказался примерно на уровне его шеи. Положите одну ручку ребенка ему на грудь под углом 45? и плотно оберните тело соответствующим углом пеленки. Повторите с другой стороны. Я рекомендую такое пеленание в течение первых шести недель жизни. По прошествии седьмой недели, когда малыш делает первые попытки засунуть ручки в рот, нужно предоставить ему такую возможность. Согните его руки в локтях и оставьте ладошки незапеленутыми, поближе к его лицу.

Успокаивающие прикосновения. Пусть младенец знает, что вы рядом и всегда готовы ему помочь. Ритмично похлопывайте его по спинке, имитируя удары сердца. Можете также повторять «ш-ш… ш-ш… ш-ш…» — это напомнит малышу те звуки, которые он слышал в утробе. Низким, успокаивающим голосом шепчите ему на ухо: «Все хорошо» или «Ты просто поспишь». Некоторое время после того, как уложите младенца в кроватку, продолжайте делать то, что делали, пока держали его на руках, — похлопывать, шептать. Переход с ваших рук в собственную постель станет менее резким.

Устраните зрительные раздражители. Визуальные раздражители — свет, движущиеся объекты — мучительны для переутомленного младенца, особенно для «мимозы». Поэтому мы притеняем комнату, прежде чем положить ребенка в кроватку, но некоторым детям этого недостаточно. Если ваш ребенок уже лежит, поместите ладонь у него над глазами — не кладите на глаза, — чтобы отгородить его от визуальных стимулов. Если вы еще держите его, постойте неподвижно в полутьме, а с сильно перевозбужденным ребенком — в совершенно темном помещении.

Не идите у ребенка на поводу. С переутомленным младенцем родителям очень непросто справиться. Нужны бесконечное терпение и решимость, особенно если дурное поведение при засыпании уже вошло в привычку. Ребенок хнычет, родители продолжают поглаживать его, плач становится громче. Перегруженный стимулами младенец плачет по нарастающей, пока не дойдет до оглушительного вопля — предельно ясного: «У меня больше нет сил!» Тут он переводит дух, и все начинается заново. Обычно нарастание плача происходит трижды, пока, наконец, ребенок не успокоится. Но уже на втором заходе у многих родителей не выдерживают нервы, и они в отчаянии возвращаются к привычному «лекарству», будь то укачивание, предложение груди или ужасное трясущееся кресло.

Тут и коренится проблема. Пока вы продолжаете вмешиваться, ребенок нуждается в вашей помощи, чтобы уснуть. Чтобы у младенца сформировалась зависимость от «костыля», много времени не нужно — достаточно нескольких раз, ведь у него пока совсем короткая память. Неправильное начало — и каждый день, когда вы повторяете свою ошибку, будет закреплять нежелательное поведение малыша. Ко мне часто обращаются с просьбой о помощи, когда вес ребенка достигает 6-7 кг и трясти его на руках становится обременительно. Самые серьезные проблемы возникают, когда ребенку исполняется полтора-два месяца. Я всегда говорю родителям: «Вы должны понять, что происходит, и принять на себя ответственность за дурные привычки ребенка, поскольку вы их создали. А дальше будет самое трудное: наберитесь решимости и настойчиво прививайте малышу новые, правильные поведенческие навыки». (Подробнее о формировании дурных привычек см. в главе 9.)

Спокойный сон до самого утра

Глава о детском сне была бы неполной без разговора о том, когда младенцы перестают просыпаться среди ночи.

Позвольте прежде всего напомнить вам, что «день» вашей малышки — это 24 часа. Она не различает дня и ночи и представления не имеет о том, что значит «спать до утра, не просыпаясь». Таково ваше желание (и потребность). Спать всю ночь — не врожденное свойство, а приобретенное умение. Вы должны приучить ее к этому и дать ей представление о разнице между днем и ночью. С этой целью я даю родителям следующие советы-напоминания.

Руководствуйтесь принципом «сколько убыло, столько и прибыло». Например, если с утра он сильно капризничал, а вместо очередного кормления досыпает лишние полчаса, вы оставите его в покое, зная, что ему нужен этот отдых (живи он по жесткому расписанию, вы бы его разбудили). Но не забывайте о здравом смысле. Не позволяйте ребенку в течение дня спать дольше одного цикла кормления, т. е. больше трех часов, иначе он не будет спать ночью. Я ручаюсь: никакой младенец, спавший днем шесть часов без перерыва, ночью более трех часов не проспит. И если ваш ребенок так делает, можете быть уверены, что он перепутал день с ночью. Единственный способ «призвать его к порядку» — будить, и его ночной сон прибудет ровно на столько часов, сколько убыло от дневного.

«Залейте полный бак». Звучит грубовато, но, чтобы младенец проспал всю ночь, у него должен быть полный желудок. Поэтому с шестинедельного возраста я рекомендую следующие два приема: спаренные кормления — каждые два часа в преддверии ночного сна — и «сонное» кормление непосредственно перед тем, как вы сами ляжете спать. Например, вы даете малышке грудь (или бутылочку) в 18:00 и в 20:00 и устраи¬ваете «сонное» кормление в 22:30 или в 23:00. Во время этого последнего кормления малышка не просыпается, так что его название следует понимать буквально. Иными словами, вы осторожно берете кроху на руки, легонько касаетесь ее нижней губы соском или соской, и пусть она насыщается, а ваше дело — стараться не разбудить ее. Когда она закончит сосать, обойдитесь без срыгивания. Во время «сонных» кормлений младенцы настолько расслаблены, что не заглатывают воздух. Сохраняйте молчание. Не меняйте подгузник, разве только он промок насквозь или испачкан. Благодаря двум этим хитростям большинство детишек могут обойтись без ночного кормления, поскольку потребили достаточно калорий на пять-шесть часов.

Совет. «Сонное» кормление искусственника можно поручить папе. В это время большинство мужчин уже дома, и такое поручение обычно им нравится.

Пользуйтесь пустышкой. Если пустышка не превращается в «костыль», это отличное подспорье, помогающее пропустить ночное кормление. Ребенок весом от 4,5 кг, потребляющий не менее 700-850 г молочной смеси или имеющий шесть-восемь грудных кормлений в течение дня (четыре-пять в дневное время и два-три спаренных перед сном), не нуждается в еще одном кормлении среди ночи, чтобы не умереть с голода. Если он все равно просыпается, значит, все дело в сосательном рефлексе. Здесь то и пригодится пустышка, если пользоваться ею правильно. Скажем, обычно вашему малышу требуется 20 минут ночного кормления. Если он, проснувшись с плачем, требует грудь или бутылочку и довольствуется пятью минутами, высосав какие то капли, лучше дайте ему пустышку.

В первую ночь он, скорее всего, будет сосать ее те самые 20 минут, пока не погрузится в глубокий сон. На следующую ночь, возможно, обойдется 10 минутами, а на третью и вовсе не проснется в привычное время ночного кормления, а лишь повозится во сне. Если он все таки проснется, дайте пустышку. Иными словами, вместо бутылочки или груди вполне подойдет пустышка. Постепенно малыш и вовсе перестанет ради этого просыпаться.

Именно так обстояло дело с Коди, сынишкой Джулианы. Коди весил 6,8 кг, и Джулиана после внимательного наблюдения поняла, что мальчик просыпается в 3:00 по привычке. Коди сосал из бутылочки около 10 минут и тут же засыпал. Джулиана попросила меня о визите, прежде всего, чтобы удостовериться в правильности своего вывода (впрочем, я по одному ее описанию поняла, что она права). Кроме того, она хотела, чтобы Коди отучился просыпаться в это время. Я провела у них дома три ночи. В первую ночь я вынула Коди из кроватки и вместо бутылочки дала ему пустышку, которую он сосал 10 минут, как привык сосать бутылочку. Следующей ночью я оставила его в кроватке, дала пустышку, и на сей раз он сосал всего три минуты. На третью ночь, как и следовало ожидать, Коди в 3:15 немного похныкал, но не проснулся. Вот и все! С этого момента он спокойно спал до шести-семи утра.

Не подбегайте к ребенку. Сон младенца прерывист, поэтому неразумно откликаться на любой звук. Я часто убеждаю родителей избавиться от проклятых «радионянь», в усиленном виде доносящих до их слуха любой вздох или писк малыша. Эти штуковины превращают родителей в издерганных паникеров! Я не устаю повторять: нужно понимать разницу между откликом и спасательной операцией. Если родители откликаются на нужды ребенка, он растет уверенным и не боится исследовать мир. Но если родители непрерывно «спасают» его, то он проникается сомнениями в своих способностях. У него не развиваются черты характера и навыки, необходимые для того, чтобы познавать мир и чувствовать себя в нем спокойно и комфортно.

Пособие для родителей Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш?» окажет большую поддержку. Общение с ребёнком приносит истинную радость, но иногда вызывает противоположные чувства, когда родители не могут понять, почему малыш капризничает. Бывает такое, что малыш не успокаивается, что бы с ним ни делали. Родители не спят ночами, нервничают, думая, что с ребёнком что-то не так. Эта книга поможет распознать сигналы ребёнка, понять, что именно и когда он хочет.

Автор данной книги говорит о том, что дитя, только появившееся на свет, совершенно не знает законов и правил этого мира. Задача родителей заключается в том, чтобы их ему показать. Ведь чадо не знает, когда нужно есть, а когда пора спать. Родители должны приучить его к определённому режиму, тогда будет проще и ребёнку, и его родителям.

Иногда новорождённый плачет оттого, что ему необходимо внимание. Но бывают случаи, когда у него что-то болит. В этой книге приведены признаки, по которым можно понять, что именно его беспокоит. Общение с малютками может даваться очень сложно, ведь они не могут сказать, чего желают, всё приходится угадывать.

Трейси Хогг уважительно относится к каждому маленькому человечку, понимая, что это уже маленькая личность. При этом, она учит воспитывать ребёнка так, чтобы и он уважал интересы своих родителей. Писательница не говорит о том, что нужно посвятить всю жизнь и каждую минуту малышу, принося себя в жертву. Всё должно быть в меру. Благодаря советам из данной книги, женщина сможет найти время для того, чтобы отдохнуть и уделить время себе самой. А это поможет решить массу семейных проблем.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Чего хочет ваш малыш?" Трейси Хогг бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Ради комфорта и благополучия своего маленького крохи вы готовы на многие жертвы. Правда, это не всегда помогает, не так ли? А все потому, что одной готовности быть идеальным родителем – маловато. Хотелось бы еще понимать, чего именно хочет малыш, что его беспокоит, почему он плачет, и что конкретно вы должны сделать, чтобы ему помочь. Думаете, это невозможно? Известная «заклинательница младенцев» Трейси Хогг готова вас разубедить, причем с помощью всего одной книги…

Уважение: волшебный ключик к двери в мир новорожденного

Я отношусь к младенцам точно так же, как к любому человеку, - с уважением. Один из секретов искусства заклинания младенцев - помнить, что ваш ребенок всегда слушает вас и до определенной степени понимает. Почти в каждой современной книге о воспитании детей родители могут прочесть: «С детьми нужно говорить». Но этого недостаточно. Я советую родителям: «Разговаривайте со своим ребенком». Пусть младенец не способен ответить вам словами, но он все таки отвечает - гулением, плачем, движениями (Подробнее о расшифровке знаков младенческого языка читайте в главе 3 книги Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш» – прим. сайт ).

Каждый младенец - это личность со своим языком, чувствами и уникальными чертами, - а всякая личность заслуживает уважения.

Подлинное уважение к личности младенца требует принимать его таким, каков он есть, а не сравнивать его с «нормой». (Именно поэтому в моей книге нет перечней того, что ребенок должен уметь в каждый месяц жизни.) Ваш новорожденный имеет право уникальным образом реагировать на окружающий мир. И чем скорее вы наладите диалог с этой уникальной личностью, тем быстрее поймете, что это за человек и чего он ждет от вас.

Нужно также помнить, что выполнение родительских обязанностей длится всю жизнь и что родитель является для ребенка ролевой мо­делью. Слушая младенца и проявляя к нему уважение, вы помогаете ему вырасти человеком, умеющим слушать и уважать других.

Какой он, ваш кроха?

Все новорожденные - как и вообще люди - совершенно по разному едят, спят и реагируют на раздражители, и успокаивать их приходится каждого по своему. Примерно на третий–пятый день жизни у них начинает проявляться нечто - назовем это темпераментом, личностью, предрасположенностью, характером, - позволяющее судить о том, каков этот ребенок и каким будет в дальнейшем.

Поверьте, дорогие мои, темперамент это не приговор, это всего лишь склонность. Никто не говорит, что ваше горе луковое будет плеваться в вас молоком, когда вырастет, или что ваша маленькая тихоня никогда не будет пользоваться успехом у молодых людей.

Не надо сбрасывать природу со счетов - и недооценивать особенности работы мозга и анатомии, - но решающую роль в развитии ребенка играет все таки воспитание. Тем не менее, чтобы полноценно растить свое дитя и поддерживать его, необходимо понять, с каким багажом он явился в этот мир.

По своему опыту скажу, что младенца чаще всего можно отнести к одной из пяти групп по типу темперамента. Я дала им собственные названия: «ангел», «учебник», «мимоза», «вояка» и «ворчун» . Далее я опишу каждый тип, а чтобы вам проще было понять своего ребенка, я составила тест из 12 вопросов с различными вариантами ответов, по которому можно оценить здорового младенца в возрасте от пяти дней до восьми месяцев.

Когда вы получите результаты теста, то почти наверняка обнаружите, что одна или две буквы встречаются заметно чаще других. Читая далее описание каждого типа, помните: речь идет о том, как ребенок воспринимает мир, а не о сиюминутном настроении или поведении, проявляющемся в особых обстоятельствах, например или на определенных этапах взросления - и тому подобном. Скорее всего, вы узнаете свою малютку в одном из описаний ниже, или, возможно, в ней присутствует что то от одного типа и что то от другого.

Опросник для определения личности младенца

Выберите самый подходящий ответ на каждый из вопросов - описание, соответствующее вашему ребенку в большинстве случаев.

1. Мой ребенок:

  • а) редко плачет;
  • б) плачет, только если голоден, устал или перевозбудился;
  • в) плачет без очевидной причины;
  • г) плачет очень громко и, если я не подхожу к нему, срывается в исступленный крик;
  • д) плачет часто и помногу.

2. Когда пора спать, мой ребенок:

  • а) спокойно лежит в кроватке и постепенно засыпает;
  • б) обычно без проблем засыпает в течение 20 минут;
  • в) немного возится и вроде бы начинает задремывать, но тут же просыпается;
  • г) ведет себя очень беспокойно, его часто приходится укачивать или держать на руках;
  • д) много плачет и словно сопротивляется моим попыткам уложить его.

3. Просыпаясь утром, мой ребенок:

  • а) редко плачет - обычно играет в кроватке, пока я к нему не подойду;
  • б) гулит и оглядывается;
  • в) сразу же требует внимания, иначе начинает плакать;
  • г) пронзительно вопит;
  • д) хнычет.

4. Мой ребенок улыбается:

  • а) всему и всем;
  • б) в ответ на соответствующий стимул;
  • в) в ответ на соответствующий стимул, но иногда, немного поулыбавшись, начинает плакать;
  • г) часто и охотно, дополняя улыбку громкими бодрыми криками;
  • д) только при определенных обстоятельствах.

5. Когда я с ребенком выхожу из дома куда бы то ни было:

  • а) он не создает совершенно никаких проблем;
  • б) не создает проблем, если только не оказывается в слишком шумном или незнакомом месте;
  • в) сильно беспокоится и возится;
  • г) требует невероятно много внимания с моей стороны;
  • д) вовсе не рад, что его куда-то тащат.

6. Если дружелюбный незнакомец воркует с моим ребенком, он:

  • а) сразу же улыбается;
  • б) после минутного раздумья обычно охотно улыбается;
  • в) чаще всего расплачется, но успокоится, если незнакомец сумеет ему понравиться;
  • д) вряд ли улыбнется в ответ.

7. При громком звуке (собачий лай, хлопнувшая дверь и т. д.) мой ребенок:

  • а) и ухом не поведет;
  • б) обратит внимание на звук, но не забеспокоится;
  • в) заметно вздрогнет и чаще всего расплачется;
  • г) сам начнет шуметь;
  • д) заплачет.

8. При первом купании мой ребенок:

  • а) обрадовался воде, словно утенок;
  • б) был немного удивлен новыми ощущениями, но они почти сразу при- шлись ему по вкусу;
  • в) отреагировал очень чувствительно - задрожал, выглядел напуганным;
  • г) рассердился, начал с силой молотить ручками и ножками по воде;
  • д) негодующе заплакал.

9. Обычно тело моего ребенка:

  • а) расслаблено, но готово к быстрой реакции на стимулы;
  • б) расслаблено большую часть времени;
  • в) напряжено и очень сильно реагирует на внешние раздражители;
  • г) судорожно двигается и подергивается - он беспрерывно сучит ручками и ножками;
  • д) зажато и малоподвижно - ручки и ножки часто кажутся негнущимися.

10. Мой ребенок издает громкие агрессивные звуки:

  • а) редко;
  • б) только если играет и заметно перевозбужден;
  • в) почти всегда;
  • г) часто;
  • д) когда раздражен.

11. Когда я меняю ребенку подгузник, купаю или переодеваю его, он:

  • б) реагирует нормально, если я все делаю медленно и объясняю ему, что происходит;
  • в) часто капризничает, словно терпеть не может оставаться раздетым;
  • г) весь извивается и пытается все сбросить с пеленального столика;
  • д) страшно злится - любое переодевание превращается в сражение.

12. Если мой ребенок неожиданно оказывается при ярком свете, солнечном или от лампы, он:

  • а) относится к этому спокойно;
  • б) иногда проявляет признаки сильного испуга;
  • в) начинает сильно моргать или пытается отвернуться от источника света;
  • г) приходит в сильное возбуждение;
  • д) проявляет признаки раздражения.

13а. В случае искусственного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:

  • а) всегда хорошо сосет, сосредоточен, обычно кормление отнимает не больше 20 минут;
  • б) в периоды усиленного роста может вести себя не как обычно, но обычно ест хорошо;
  • в) весь извивается, ему нужно много времени, чтобы опустошить бутылочку;
  • г) жадно вцепляется в бутылочку и норовит съесть больше, чем положено;
  • д) часто капризничает, кормление занимает много времени.

13б. В случае грудного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:

  • а) сразу берет грудь - мы без проблем наладили кормление в первый же день;
  • б) день-два потрудился, чтобы научиться правильно брать грудь, но теперь все идет как по маслу;
  • в) всегда хочет сосать, но без конца берет грудь и тут же бросает, словно забыл, как сосать;
  • г) хорошо сосет, пока я держу его так, как ему нравится;
  • д) ведет себя очень раздраженно и беспокойно, словно у меня не хватает молока.

14. Наше с ребенком общение обычно выглядит так:

  • а) он всегда точно сообщает мне о своих потребностях;
  • б) чаще всего его сигналы легко понять;
  • в) он ставит меня в тупик, иногда даже кричит на меня;
  • г) он очень определенно - и, как правило, громко - сообщает, что ему нравится и что не нравится;
  • д) обычно он привлекает мое внимание громким раздраженным криком.

15. Если мы встречаемся с родственниками, и многие хотят подержать моего ребенка на руках, он:

  • а) охотно позволяет себя понянчить;
  • б) бывает разборчивым - не к каждому пойдет на руки;
  • в) легко срывается в плач, если желающих пообщаться с ним слишком много;
  • г) может заплакать и даже пытается вырваться, если окажется на руках у человека, который ему не понравился;
  • д) не желает быть на руках ни у кого, кроме родителей.

16. По возвращении домой откуда бы то ни было мой ребенок:

  • а) сразу же легко успокаивается;
  • б) привыкает к дому через несколько минут;
  • в) сильно нервничает и капризничает;
  • г) часто проявляет признаки перевозбуждения, его очень трудно успокоить;
  • д) судя по поведению, бывает разозлен и несчастлив.

17. Мой ребенок:

  • а) может подолгу занимать себя сам, разглядывая что угодно, даже перекладины кроватки;
  • б) может играть самостоятельно около четверти часа;
  • в) вряд ли развеселится в незнакомой обстановке;
  • г) нуждается в активном и продолжительном стимулировании, чтобы развеселиться;
  • д) мало чему радуется.
  • а) он ведет себя просто замечательно, с ним очень легко;
  • б) он развивается точно по учебнику - словно пособия для родителей с него и писали;
  • в) он невероятно чувствителен ко всему на свете;
  • г) он невероятно энергичен и настойчив;
  • д) это поразительно угрюмый младенец.

19. Судя по всему, мой ребенок:

  • а) чувствует себя в полной безопасности в собственной кроватке (колыбели);
  • б) чаще всего любит находиться в своей кроватке;
  • в) чувствует себя незащищенным в своей кроватке;
  • г) настойчиво рвется на волю, будто кроватка - это тюрьма;
  • д) сопротивляется попыткам уложить его в кроватку.

20. Лучше всего моего малыша характеризует следующая фраза:

  • а) золото, а не ребенок - его и не слышно;
  • б) с ним легко управляться, он очень предсказуем;
  • в) это очень ранимое существо;
  • г) боюсь, когда он начнет ползать, с ним вообще никакого сладу не будет!
  • д) он «стар душой» - кажется, что этот ребенок когда-то уже рождался на свет.

Чтобы получить результаты теста, подсчитайте, сколько раз вы выбрали каждый из вариантов. Преобладающий вариант укажет, к какому типу личности относится ваш ребенок.

  • Преобладают ответы (а): «Ангел».
  • Преобладают ответы (б): «Учебник».
  • Преобладают ответы (в): «Мимоза».
  • Преобладают ответы (г): «Вояка».
  • Преобладают ответы (д): «Ворчун».

Типы личности младенцев по версии Трейси Хогг

  • 1 Ребенок-«ангел». Как нетрудно догадаться, именно о таком младенце мечтает всякая женщина, беременная первенцем. Золото, а не ребенок! Улыбающаяся лапочка, не требующая ни лишнего внимания, ни хлопот. Язык тела этого малыша очевиден. Его не беспокоит незнакомая обстановка, его можно взять куда угодно. Ребенок-«ангел» часто умеет сам себя успокоить, и, если даже ваша крошка немного переутомится, ее достаточно прижать к себе и промурлыкать: «Вижу-вижу, ты устала». А дальше включить колыбельную, устроить в комнате умиротворяющий полумрак, и она сама преспокойно заснет.
  • 2 Ребенок-«учебник». Это предсказуемый малыш, поэтому с ним довольно легко управляться. Он все делает будто по писаному и редко преподносит сюрпризы. Все этапы взросления он проходит точно в указанное в пособиях время - спит всю ночь с трех месяцев, переворачивается с пяти, сидит с шести. Периоды ускоренного роста - когда у него внезапно усиливается аппетит, поскольку он делает прибавку в весе или совершает рывок в развитии - также происходят, когда положено. Уже в возрасте одной недели он может недолго - около 15 минут - развлекать себя сам, много гулит и с интересом осматривается. Если кто то улыбнется ему, он улыбается в ответ. Время от времени у малыша случаются капризы, но это совершенно нормально. Уложить его спать тоже довольно просто.
  • 3 Ребенок-«мимоза». Для гиперчувствительных детей мир - это бесконечная череда ударов по нервной системе. Он вздрагивает при звуках мотоциклетного выхлопа за окном, шумного телешоу, лая соседской собаки. При ярком свете он моргает или отворачивается. Иногда рыдает без видимой причины, даже если к нему подошла мама. В такие моменты он кричит на своем младенческом языке: «С меня довольно, мне нужна тишина и покой». Он часто нервничает после того, как несколько человек по очереди подержат его на руках, или после выходов из дома. Он может занять себя в течение нескольких минут, но только если знает, что поблизости есть кто то, хорошо ему знакомый, - мама, папа, няня. Питается он беспорядочно и неустойчиво, порой создавая впечатление, что забыл, как это делается. Чтобы успокоить «мимозу», нужно воссоздать условия, в которых он находился в матке. Крепко прижмите его к себе, прислоните к своему плечу, ритмично шепчите «ш-ш» возле его уха (воспроизводя звуки околоплодных вод) и легонько похлопывайте по спине, имитируя сердцебиение. (Кстати, этот прием поможет успокоить большинство младенцев, но «мимозам» подходит особенно.)
  • 4 Ребенок-«вояка». Эта малютка, кажется, родилась, твердо зная, чего она хочет, а чего - нет. И она без колебаний даст вам об этом знать! Такие дети много и активно шумят и бывают очень настырными. Проснувшись утром, малыш обычно призывает маму и папу громким криком. Он терпеть не может лежать в грязном подгузнике и недвусмысленно выражает недовольство, словно требуя: «Снимите это немедленно!» Он много и громко лепечет. Если он начинает кричать и его не удается вовремя переключить на что нибудь другое, это замкнутый круг - собственный крик заставляет кроху рыдать еще сильнее, доводя до исступления. С самого раннего возраста ребенок-«вояка» отчаянно вцепляется в бутылочку.
  • 5 Ребенок-«ворчун». У меня есть теория, что дети-«ворчуны» когда то уже бывали на этом свете и вовсе не рады вернуться сюда. Может быть, я ошибаюсь, но какой бы ни была причина, такой ребенок - самый настоящий бука. Ничто вокруг ему не в радость, и он не намерен это скрывать. (Мой соавтор подсказала мне, что на идиш такого человека называют фарбиссинер - «нелюдим; ожесточенная, озлобленная душа».) Малыш хнычет по утрам, редко улыбается в течение дня, а укладывание его спать превращается в ежевечернее испытание. Чтобы успокоить ребенка-«ворчуна», нужно большое терпение - эти дети часто злятся, кричат и плачут особенно громко и упорно. Мамино или папино «ш-ш» должно быть громче их крика. Они ненавидят, когда их пеленают, и в этом случае уж точно не будут молчать. Если «ворчун» совсем уж пошел вразнос, лучше ритмично приговаривать «ти-хо, ти-хо», одновременно слегка покачиваясь взад-вперед.

***

Какой именно подход требует к себе каждая младенческая личность, а также какие хитрости и приемы позволят вам в любых ситуациях хорошо понимать и уважительно относиться к своему ребенку – все это вы узнаете из книги Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш». Спешите читать!

+

Тысячи родителей по всему миру уже обратились к книгам известного эксперта Трейси Хогг, чтобы наладить общение с их маленькими детьми. С этой книгой вы освоите «banguage» (baby-language) – язык, на котором маленькие дети сигнализируют вам о своих потребностях, чувствах и эмоциях, сможете лучше понимать своего ребенка и заниматься воспитанием с учетом уникальных свойств его личности, характера и стадии развития.

Это книга для всех родителей и тех, кто ждет пополнения в семье.

На русском языке публикуется...

  • 24 декабря 2014, 16:44

Жанр: ,

+

Ребенок заплакал и не успокаивается. Чего он хочет? Может быть, у него режутся зубки, а может, болит животик? Неужели заболел? Или просто хочет, чтобы вы обратили на него внимание? Вся семья мечтает отдохнуть, а вашему чаду все не спится – почему? В этом и во многом другом поможет разобраться Трейси Хогг, всемирно известный специалист по уходу за новорожденными. Ее многолетний опыт и рекомендации помогли очень многим семьям, в том числе и звездным, справиться с трудностями первого года родительства и вырастить счастливых и здоровых малышей. Все советы Трейси предельно практичны и доступны каждому, а предлагаемые ею приемы исключительно действенны – возможно, потому, что ее подход основан на уважительном отношении к новорожденным, пусть маленьким, но...