Белорусские куклы своими руками. Русская тряпичная кукла. Дятловщина - информационный портал дятловского района Белорусские мастера кукол

Одни куклы следят за благополучием, другие – присматривают за детьми. Есть те, что спасают от болезней, и те, что исполняют желания и даже могут остановить время! Жительница Гродно Ольга Сидляревич издала книгу о белорусских обрядовых куклах под названием «Поверьте куколке», пишет belsat.eu .

15 лет назад наша героиня зашла в гости к подруге и увидела у плиты какую-то странную скрученную куколку, у которой было много рук.

- Что это за кукла? – спросила гостья.

Она помогает мне все успевать, – ответила подруга, которая через четыре месяца забрала гостью на мастер-класс, изменивший ее жизнь. С тех пор маленькие полотняные подруги стали помогать Ольге по дому, в любви и исполнении заветных желаний.

Куклы, которые исполняют желания

Вольга Сідлярэвіч, гарадзенская майстрыха. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

В славянской культуры текстильные обрядовые куклы существовали как обереги, а также как медитативные предметы в семейных и календарных обрядах. Женщина, которая делала куклу, фокусировалась на проблеме и создавала соответствующее настроение.

Психологи говорят, что осмысление и хорошо воплощенное в словах желание превращается в намерение, которое направляет человека на путь исполнения его мечтаний. Часто во время выполнения куклы читались специальные заговоры, которые надо было произнести с начала до конца, ни разу не сбившись. Мастерица также изготавливает специальные куклы, которые исполняют желания человека.


Лялька “Жаданніца”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Вот на пример эта куколка – «желанница». Такую куколку девочка делала и прятала в ящик так, чтобы ее никто не видел. И если у нее было желание, такое большое, глубокое, сердечное, она доставала свою желанницу, играла с ней, привязывала к одежде какую-нибудь ленточку или пришивала пуговичку или бусинку. И говорила: я тебе подарочек подарю, а ты мне за это помоги мое желание исполнить. Куколку прятала и забывала об этом. Проходило время, и желание исполнялось. И снова девочка доставала из сундучка куколку, чтобы поблагодарить» , – рассказывает Ольга, вытащив из коробки свою куколку желанницу.

Куклы по любой проблеме

Женщины, начиная с детства, делали куклы, исходя из разных потребностей, вместе с чем отдавали им часть своих забот. Некоторые женщины имели около сотни «кукол-помощниц».


Лялька “Траўніца”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Эта кукла, сделанная из травы, следит, чтобы дети спали. Потому что былинка из земли вырастает и хорошо знает, что там под землей делается. На травинку солнышко светит и дождик поливает. Значит, она знает, что там в небесах делается. Ветер с ней играет. А ветер везде летает и все наверняка знает. И эта травинка все впитывает в себя. Мы ее на Купалу срезаем, сушим и делаем из нее подушечку или куколку, и когда спим, то вдыхаем этот запах и таким образом со всем миром говорим. Поэтому были сеновалы. Поэтому детские коляски всегда устилали сеном. Его было легко сменить. И ребенок всегда дышал свежим и хорошим воздухом», – завораживает сказочным рассказом Ольга, протягивая« куклу-травницу», от которой исходит нежный аромат полевых цветов и трав.

Следующая кукла немного напоминает паука, потому что у нее на удивление десять вытянутых ручек. Как оказалось, именно такая «помощница» следит, чтобы время останавливалось. Она так и называется – «десятиручка».


Лялька “Дзесяціручка”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«У нее 10 рук, и можно не беспокоиться о времени. Можно сказать: милая, помогай! И идти спокойно приниматься за первое дело. Не беспокоиться, не летать и не тревожиться, что не успел, не добежишь, не доделаешь. Она помогает и следит, чтобы все получилось».

Ольга протягивает следующую, которую называет «Подруга», в других источниках она известна, как «Счастье».

Примечательно, что текстильные обрядовые куклы имеют одну характерную черту: у всех нет личика. Согласно традиционным представлениям самых разных народов, именно через рот, нос, глаза и уши духи вселяются в свои образы. Отсутствие лица было знаком того, что кукла не имеет души, она не может быть двойником живого человека и никто не сможет навредить человеку через такую ​​куклу.

«Бывает так, что девочка далеко от матери. И что-то случилось, и не обо всем маме можно рассказать. Ну не обо всем. А подруге не расскажешь, потому что опасно. У подруги может быть язычок длинный, тогда брали куколку и на ушко ей все-все вышептывали. Кукла никому не скажет, так как уст не имеет. И не осудит, ведь у нее и глах нет. Поэтому и личико не рисовали. Потому что наше лицо меняется каждую секунду. Мы же живые. Все у нас меняется: сегодня мне не так весело, сегодня мне грустно, и куколка со мной погрустит, завтра мне весело, и она мне улыбнется».

Как объясняет Ольга, обычно обрядовые куклы изговавливали женщины, поэтому они относятся к женской продуктивной, очистительной и защитной бытовой магии. Первоначально они наполнялись энергией семьи и рода и несли в себе только хорошее начало. Некоторые из них делались для защиты от темных сил, забот, ссор, болезней и относились зачастую в красный угол. Одной из таких кукол была «крупяничка», или «зерновушка», которая следила за богатством и хорошим урожаем.

Как рассказывает Ольга Сидляревич, в отличие от кукол вуду, цель которых уничтожение, славянская кукла – «продуктивная». Это семейная кукла, которая делалась на то, чтобы приумножалась семья, чтобы рождались дети и было благополучие в доме.

Куклы, которые помогали больным, назывались «лихорадки». Их делали 13 штук, крохотными, собирали ниточками и ставили на дымоход, который был по сути границей между тем миром и этим. Каждая из куколок получала свое название: пухлея, горечея, трясея и т.д. И если зимой начинал болеть кто-то из семьи, хозяйка брала куколку, говорила ей: «если не поправится больной, выкину тебя на мороз!». Человек поправлялся, а кукла забирала на себя болезнь.

Где люди, так и куклы

Как следует из слов изготовительницы традиционной белорусской куклы, самая старшая славянская кукла датируется XVI веком, однако это не означает, что именно тогда появились куклы. К сожалению, ткань, из которой скручивали мотанки, не может долгое время сохраняться, однако нематериальная славянская культура свидетельствует, что куклы уходят своими корнями в далекое дохристианское прошлое.


Лялька “Доля”. Горадня Васіль Малчанаў/ Белсат

«Их же делали из всего. Из дерева, глины, из соломы – что было под руками. Их сучков, из ниточек плели. У меня есть фотографии из музея в Мире. И в Америке, и в Африке находят такие куклы. И они таким крестиком перевязаны, обережным. Они одинаковы, что там, что у нас на славянской территории. Где были жили люди – были распространены куклы. И кукла – это не только развлечение для ребенка», – объясняет мастерица.

«Если ребенок рождается, не зря ему в руку дают куклу. Кукла – это то, что проходит с нами через всю жизнь. И это не правильно, что мальчикам сегодня дают в руки автомат или трансформер. Раньше мальчики с девочками до 5-ти лет играли в куклы. Почему? Они играли в дом. Они учились быть родителями. Через игру же все. Иногда, например, отец кричит на сына: ты чего в куклы играешься, ты что баба?! А ребенка тянет к кукле. Раньше женщина на куклу молоко из груди брызгала. И если в поле работала, ребенок с куколкой засыпал, чувствуя запах молока матери. Вот вам оберег. Почему дети любят куклы? Ведь они их «налюбливают». Они пахнут им детством, пахнут радостью, пахнут родителями. Такая вот магия. Женская магия», – добавляет наша собеседница.

Ольга Сидляревич устраиваетьмастер-классы, у нее же можно приобрести книгу «Поверьте куколке». Пишите мастерице – [email protected]

Калі вы знайшлі ў тэксце памылку або абдрукоўку, калі ласка, паведаміце нам, выбраўшы адпаведны фрагмент і націснуўшы клавішы Ctrl+Enter .

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки"). Даже волосы в голову не желательно пришивать. И самое главное условие для Народной тряпичной куклы- мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.


Куклы-обереги обязательно делаются с добрыми (светлыми) мыслями, их задача - защитить человека от "злых сил", принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во "взрослую жизнь" полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.


Для новорожденных матерью делалась кукла «младенчик-пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая на вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.


Кукла "Десятиручка" была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.


Куколка «Отдарок-на- подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, или если кто-то сделал для них что-то важное. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.


Кукла "Желанница" Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни:)"


Кукла "Веснушка" C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.


Кукла «Богатство, плодородие» Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. Её, в отличие от большинства обрядовых кукол, никогда не сжигали, а держали в доме где-нибудь повыше – на шкафу, на полке, не давая в руки никому чужому. По народным представлениям, такая кукла помогает претворить в жизнь желание иметь здорового ребёнка, а также влияет на отношения между уже имеющимися детьми и родителями.


Кукла "Кубышка-травница" Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек- юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: "Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.


Спиридон-Солнцеворот Люди говорили: "Спиридон- Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон- Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах.


Куватка Эта куколка-оберег оберегает младенца от злых сил. По традиции за 2 недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куколку в колыбель, чтобы она её грела и не подпускала злых духов. Когда ребёнок рождался "Куватку" вешали над колыбелькой. Куколок можно повесить гроздью, но их количество обязательно должно быть нечётным.




«Лихорадки», «Трясовицы», «Лихоманки» – так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -«сестёр-трясавиц». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясавиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. «Трясовицы» – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы.


В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясавица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.


Кукла "Зерновушка" После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу- мешочек. Мешочек наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, на почетном месте рядом с иконами. В народе считалось, что только в таком случае следующий год будет сытным и достаточным.


По традиции Очистительная кукла избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Она, имея образ человека, максимально приближена к игровой, и с ней могут играть дети. Ведь именно они более всего заинтересованы чтобы в доме царили мир и согласие. А если куклу делать вместе, приговаривая, что куколка будет мирить поссорившихся, то ребёнок будет включен в возможность воздействовать на отношения таким символическим способом - принося куклу родителям в напоминание. Позитивная направленность даже в конфликтных ситуациях очень важна, и такая обереговая кукла будет этому способствовать. Живите в мире и радости!



Как-то у Конфуция спросили: "Чтобы ты сделал первое, если бы пришел к власти?" Первое, что бы я сделал, - сказал Конфуций, - вернул бы словам их первоначальный смысл." Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Ни один памятник, ни один символ не дошел без искажения. Наиболее священные символы попираются ногами незнания. Свет познания заменен условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется темному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения.

Много чудес на свете, да только почему-то не пользуются ими люди. Думают, что слишком они сложны - эти чудеса. Но за много лет изучения древних обережных традиций я убедилась: чудо может появиться на свет и за десять минут. И пример тому - тряпичная кукла-скрутка.

Тряпичная кукла-скрутка называется скруткой потому, что ни иголка, ни ножницы в ее изготовлении участия не принимают: ни к чему железу касаться ткани, резать лоскутки, из которых вот-вот родится почти живое существо - обережная кукла.

Тряпичных кукол существует огромное множество, и все друг на друга непохожи. Все уходят корнями в древнюю древность - во времена, когда мир был краше и проще, а люди - мудрее и искренней. Тогда под пальцами мастериц рождались мощные обереги - сгустки абсолютной любви, заключенные в трогательной форме куклы. Эта кукла, подаренная близкому человеку, становилась первейшей его защитницей.

Со многими событиями, происходящими в материальном мире, мы можем совладать, поскольку более менее знаем его законы. Но вот о законах мира нематериального почти все знания растеряли.

Удивительно то, что обереги, сделанные с любовью, с добрыми мыслями, пожеланиями, а некоторые - по чудом сохранившимся древним традициям, способны брать заботу о "невидимых" событиях на себя. И чем сильнее чувства, заключенные в изделие, тем большую силу оно имеет, тем надежнее работает.

В наше время к оберегам люди относятся больше как к сувенирам, но можно попробовать сделать оберег именно с целью защиты. А вдруг получится? С одной стороны, это будет просто сказка, ведь мы давно не верим в древних богов и в их силу, но с другой стороны, мы верим в силу природы, в то, что она способна помогать человеку и защищать его. Поэтому можно попробовать сделать самим оберег для близкого человека (по правилам, для себя оберег делать нельзя).

Наши предки искренне верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды в этом огромном мире. Может, и нам стоит попробовать?

Кукла-пеленашка, сделанная руками матери – это мощный оберег.

Кукла-пеленашка имеет главные признаки подобия человека: голова, тело и пуп – центр родовой жизненной энергии.

История русских кукол-оберегов и их магические функции

Кукла–пеленашка есть в музеях этнографии и многих источниках информации о русских обрядах и традициях. Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.

Как сделать куклу-оберег
Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту.
Кукла-пеленашка ещё может быть родильным оберегом. Её подкладывали стонущей роженице, чтобы облегчить выход ребёнка в мир.

Кукла-пеленашка, как родовой оберег для ребёнка
В первые месяцы жизни биополе ребёнка особенно уязвимо для дурного глаза. До сих пор матери новорожденных опасаются показывать малыша не только друзьям, но и родственникам. На помощь приходит кукла-пеленашка. При приходе гостей в дом в складки постельки ребёнка помещается кукла, а гости, дабы не сглазить, говорят: До чего ж кукленок хорош!
Но кукла-пеленашка – это не только оберег… Она несёт в себе ещё много другой полезной и необходимой информации.

Изготовление куклы

Для изготовления куклы требуется длинный лоскут ткани, желательно ношеной. Для дочки подойдёт ткань от старой одежды матери или бабушки, а для сына – матери или отца. Также подойдёт и обычная хлопковая белая ткань, наподобие простынки.

Туловище куклы - это ткань, обёрнутая 7 или 10 раз - скатка. Лоскут скручивается как можно плотнее, посередине перетягивается пояском для обозначения талии, затем посередине скатки завязывается узел (пуп). Нитка откусывается зубами. Сам поясок свит из 2-х узких лоскутов или прочных нитей, можно шерстяных.

Существенная деталь – голова. Для обозначения головы верхняя часть скатки тоже перетягивается нитками (примерно треть длины тела куклы). В целом, пропорции куклы соизмеримы с пропорциями младенца. На куклу повязывают платочек, а потом куклу ещё заворачивают в пеленку.
Процесс изготовления куклы символизирует творение человека и явление его в материальный мир. Как из таинственного космического «ничего» возникают звёзды, планеты и материя, так из бесформенной тряпочки рождается кукла. Скатывание – символизирует также длительное вынашивание, а закрутка – символ слоистого строения тонких тел человека.
На Руси обереги в виде кукол-пеленашек делали не только из ткани, но и из дерева, соломы и кости. То есть за основу туловища куклы-пеленашки можно взять любой натуральный материал.

Кукла-зерновушка

Оберегом для младенца может быть и холщовый мешочек, набитый гречкой и другими крупами, а потом красиво украшенный вышивкой и бисером. Принцип перетягивания «туловища» остается прежним: необходимо придать мешочку человеческие признаки, обозначить талию, голову и пуп. Такие куклы назывались Зерновушкой или Горошинкой.

Лицо куклы

Славянские куклы-обереги имеют одну характерную особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. Ведь лицо – это уже признак двойника человека, кукле с лицом можно нанести магический вред, который передастся владельцу. А у куклы-оберега – не лицо, а лик. Кукленок с "пустым" лицом в корне отличается от колдовской куклы- подобия – вольта. У вольта обозначаются глаза, нос, рот, иногда волосы. С помощью куклы-вольта наоборот урочили,(вредили, сглаживали) человека.

Вепсская кукла

Эта кукла, сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы, чтобы жизнь ребенка не была "резаная и колотая". Голова, ручки и ножки куклы делаются из необработанной ткани или ветоши и скручиваются ниткой.
Такую куклу делали в разных местах России. Это образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Куколка символизировала кормящую мать, у которой не иссякает молоко, и оберегала ребёнка от голода. Когда ребенок подрастал, он с ней играл. Она должна была отвести от ребенка все напасти.
Делала эту куколку и девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать.
Карельская рванка
Это национальная кукла-оберег. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань для изготовления карельской куклы, разрывается, звук разрывающейся ткани отпугивает злого духа, создавая вокруг чистую среду. Отсюда и название.
Сама Ткань, из которой кукла изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоционального поля членов семьи. Она придавала уверенность, равновесие, чувство защищенности. Ко всему кукла была предметом привычным, сделанным из своего, самим, правильно и вовремя.В каждой семье хранилось множество кукол, потому что выбросить старую, износившуюся куклу, а тем более испортить её или сжечь было большим грехом. Ветхие куклы хранились на чердаке.
Традиционная тряпичная кукла безлика, ее лицо оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
В наряде куклы всегда присутствовал красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Мастер-класс "Скручиваем Вепсскую куклу"

Для работы нам понадобятся:
Разноцветная ткань: хлопок, ситец, лен.
Марля или вата.
Толстые хлопковые нитки красного цвета.
Тесёмки.

1. Начинаем создавать нашу куклу.

Начнем с того, что отложим в сторонку все свои дела, разложим на столе все необходимое ровно и красиво, настроимся на работу. Лёгкая полуулыбка и хорошее настроение помогут передать будущей кукле позитивный заряд энергии. Ну, по крайней мере, мы в это верим

Берем белую хлопковую или льняную ткань, отрываем от нее квадрат, кладем в центр кусок ваты или марли. Затем стягиваем содержимое в плотный ровный шарик красной нитью, намотав ее чётное количество раз. Узлов не делаем, длинные концы нитки можно пока не отрывать. У нас получилась голова куклы. Повторим операцию еще два раза, скрутив шарики поменьше, это будет грудь.

2. Сделаем кукле ручки.

Возьмем прямоугольный лоскут белого, серого или любого другого цвета. Сложим из него квадрат, затем скрутим из него "рожок", как кулек для семечек. В широкой части перевяжем чётное количество раз красной ниткой, концы заправим под скрутку.

Сделаем таких деталей две, это руки куклы.

3. Скручиваем детали вместе.

Выберем два ярких лоскута и скрутим поверх двух шариков-грудей верхнюю часть сарафана. Скрутим "одетые шарики" между собой, а затем привяжем их к голове, направив хвостики вниз. Не забываем о чётном количестве оборотов красной нити.

Теперь туго привяжем под грудью и руки, причем сделаем их поднятыми вверх, как будто воздетыми к Небу и Солнцу. Такой образ сложился из-за представления этой куклы в образе языческой богини Макоши, считавшейся в восточнославянской мифологии покровительницей женского начала, плодородия, брака и родов. Макошь была верной помощницей хозяйки в её делах и женских занятиях, а также дарила изобильную и щедрую судьбу своему владельцу.

4. Одеваем на куклу сарафан.

Ну, вернёмся же к нашей кукле, Кормилице и Берегине. Берем хлопковую или ситцевую ткань яркой расцветки, например ту, которой мы грудь "одевали", отрываем широкую полосу. Прикладываем к кукле изнаночной стороной наверх. Прямо под грудью туго повязываем нитку.

Опускаем "юбку" вниз, открывая верхнюю часть туловища. Сарафан готов!

5. Сделаем передник.

Для передника выбираем подходящую по расцветке плотную ткань, кружево или часть широкой тесёмки. На ткани можно сделать вышивку, которая была необходимой деталью костюма. Главное помнить, что символы в узоре всегда играли очень важную роль. Они обозначали солнце, воду, землю, животных и проч. и символизировали связь человека с природой, богатый урожай, долгую жизнь и т.д.

Выполнялась вышивка в основном красными нитками разных оттенков. Напомним, что этому цвету придавалась особое значение - "обережное". Мы решили для передника выбрать изящное просто кружево, которое также привязали к телу куклы ниткой.

6. Повяжем ситцевый платок.

Последним штрихом повяжем кукле платочек, подвязав его под подбородком и завязав сзади на узел.

7. А теперь добавим маленьких куколок-Пеленашек.

Куклу – пеленашку изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, чтобы с родным, домашним материалом передать частичку жизненной силы и тепла младенцу. Еще до рождения малыша куклу клали в колыбель, чтобы «обжить» и «согреть» её, сделать уютной для маленького человечка.

Пеленашка несет на себе основные признаки человека: тело, голову и центр жизненной силы - пупок. В этом месте куклу перевязывали ниткой с узлом спереди. На голову куколке надевали платочек, а тело пеленали привычным способом, туго перевязав крест-накрест красной ниткой-свивальником, защищая таким образом от злых духов.

8. Скрутим нашу куклу-Берегиню с куколками-Пеленашками.

Для этого разместим наших куколок-Пеленашек по обе стороны от груди матери. Туго привяжем малышей прямо под грудью, пропустив нитку под свивальник. Вот и готова наша кукла-оберег!

Не памылюся, калі скажу, што любімай цацкай дзяўчынак з"яўляецца лялька. Цяпер яна мае забаўляльную функцыю. А хтосьці купляе лялькі, каб стварыць калекцыю. Напрыклад, калекцыю лялек "Дамы эпохі", экзэмпляры якой можна набыць у кіёсках Белсаюздруку. Дарэчы, калекцыянаванне прыгожых фарфоравых лялек з"яўлялася часткай арыстакратычнай культуры Расіі. Такія салонныя мініяцюрныя "дамы" ў прыгожых сукенках у дзіцячыя рукі траплялі нячаста, яны адыгрывалі эстэтычную ролю, выхоўвалі добры густ. У ролі мадэляў лялек доўгі час выкарыстоўвалі французы -- заканадаўцы моды. Адпаведных часопісаў тады яшчэ не было, а знатныя дамы ўсёй Еўропы жадалі быць апранутымі па апошняй модзе. Каб вырашыць гэтае пытанне, французы прыгадалі гісторыю часоў Старажытнага Рыма. Тады для дэманстрацыі моды ў правінцыйныя рэгіёны пасылалі невялікія размаляваныя фігуркі.

Іх называлі фігурынамі. У Францыі лялькі-манекены зваліся пандорамі. Гэта былі сярэдніх памераў лялькі з прыкладнымі прапорцыямі дарослай жанчыны, апранутыя па апошняй модзе. З лялькамі дасылаўся цэлы гардэроб, куфэрачкі з парфюмернымі навінкамі, вялікая колькасць аксесуараў. Пандораў куплялі або атрымлівалі ў падарунак знатныя і каралеўскія асобы Еўропы, якія па аналагу лялечных убранняў шылі свае. Пазней, у другой палове 19-га стагоддзя пандораў замянілі манекены (галандскае слова, якое пераводзіцца як "мужчынка").

Прыгажосць лялькі стала прычынай нараджэння пераноснага значэння гэтага слова: лялькай звычайна называюць вельмі прывабную жанчыну. Гэтае значэнне прыгадвае і Уладзімір Даль, аўтар слоўніка "Жывой вялікарускай мовы". Звярнуўшыся да яго, можна прачытаць, што лялька -- гэта "щеголеватая, но глупая и бездушная женщина".

Калі ж зазірнуць у гісторыю лялькі, можна знайсці шмат цікавага. На працягу многіх стагоддзяў яна з"яўлялася часткай народнай культуры. І ў ёй ляльцы адводзілася cакральная роля. Дадзеную адметнасць захавалі казкі, у сюжэце якіх дзейнічае лялька. Часцей за ўсё яна дапамагае галоўнай гераіні (звычайна гэта сірата) перажыць гора, ахоўвае ад усяго злога. Такім чынам, лялька ў народнай традыцыі ўспрымалася як абярэг.

Гісторыя сведчыць, што ў вёсках з другой паловы 19-га стагоддзя самай распаўсюджанай цацкай сярод дзятвы была лялька, зробленая з тканіны. Іх бераглі, перадавалі з пакалення ў пакаленне. Лялька з тканіны была амаль у кожнай хаце, ёй надавалі ролю берагіні жылля, сям"і.

Адметна і тое, што яшчэ да нараджэння дзіцяці кожная маці рабіла ляльку-берагіню. Абавязкова -- без выкарыстання ножніцаў і іголкі: ляльку нельга было ні ўкалоць, ні парэзаць, паколькі ў ёй захоўвалася мацярынская пяшчота і любоў. Рабілі ляльку, скручваючы яе з каляровых кавалачкаў тканіны.

Затым клалі ў яшчэ пустую люльку, каб берагіня абагрэла яе для будучага дзіцяці. Калі дзіця было неспакойнае, часта не спала, тады маці рабіла ляльку-бяссонніцу. Кладучы яе спаць разам з дзіцём, жанчына прамаўляла пэўныя словы, якімі прасіла бяссоніцу гуляць з лялькай, а не з дзіцём.

Цікавы і такі факт. Часта ляльку-берагіню давала жанчына свайму мужу, сыну або брату, калі той быў у вандроўцы або ішоў на вайну. Лічылася, што такім чынам берагіня ахоўвае мужчыну ў дарозе, нагадвае яму аб сям"і і роднай хаце.

Калі ў сям"і здараліся частыя сваркі, то, застаўшыся адна, жанчына, адчыніўшы вокны, нібыта маленькім венікам, -- лялькай -- "вымятала" сваркі з хаты, негатыўную энергію, якая перашкаджае жыць у ладзе і згодзе.

У народнай рускай культуры, як увогуле, і ва ўсіх славян была вялікая разнастайнасць лялек. У ліку іх -- "стрыгушка". Гэта лялька з травы. Нярэдка яе выкарыстоўвалі і ў лячэбных мэтах: калі дзіцё хварэла, то ў "стрыгушку" ўпляталі лекавыя травы. Атрымлівася і прыгожа, і карысна для здароўя. Была і лялька "Кубышка-траўніца", напоўненая лекавымі травамі. "Кубышку" неабходна было пацерці ў руках, тады па пакоі разносіўся лекавы дух, які адганяў розныя хваробы.

З моманту нараджэння і да таго часу пакуль сама не "адыходзіла"(не рвалася, псавалася) дзіця суправаджала "вэпская лялька". Знойдзена яна была дзесьці каля Прыбалтыкі. Такую ляльку рабіла маці са старой сваёй вопраткі. Зноў жа -- без выкарыстання нажніцаў і іголкі: каб жыццё дзіцяці было гладкае і спакойнае, а не рэзанае.

У народнай культуры былі і лялькі, якія дапамагалі гаспадыні спраўляцца з усімі хатнімі справамі. Гэта лялькі-дзесяціручкі. Іх часта дарылі дзяўчыне ў час яе вяселля, каб яна, ужо маладая гаспадыня, з усім спраўлялася, каб у яе ўсё ладзілася.

Для таго, каб у доме быў дастатак, жанчына рабіла ляльку "зернавушку" або "крупенічку". Рабілі іх пасля збору ўраджаю. У аснове "зернавушкі" быў мяшочак з зернем. Таксама такую ляльку жанчына рабіла, каб у яе былі дзеці.

У вясельным абрадзе выкарыстоўваліся лялькі-"неразлучнікі". Іх дарылі маладой пары. У гэтай ляльцы мужчынская і жаночая фігуры сімвалічна аб"яднаны адной рукой, плячом: каб муж і жонка заўсёды ішлі па жыцці разам, падтрымліваючы адзін аднаго, каб у іх сям"і панавалі згода і лад.
Дарэчы, перад замужжам маці дарыла дачцы ляльку-берагіню. Нявесце таксама было прынята дарыць лялек, каб у новай сям"і было шмат дзяцей. І цяперашні атрыбут любога вяселля -- прыгожая лялька на капоце вясельнага аўтамабіля -- адгалосак менавіта таго старадаўняга абраду.
Адметна і тое, што на працягу доўгага часу лялькі былі без твару. Лічылася, што твар ляльцы не патрэбны, што ў доме не павінна быць лішніх вачэй. Паколькі вочы, а таксама нос, рот, няхай нават і намаляваныя, з"яўляюцца варотамі, праз якія праходзіць сувязь з касмічнымі сіламі. А сярод іх -- шмат тых, якія могуць нашкодзіць дзіцяці, сям"і ўвогуле.

Толькі ў канцы 19 стагоддзя ў тканевай лялькі пачынае з"яўляцца твар. Звычайна яго малявалі вуглём з печкі. Таксама твар лялькі вышывалі, выкарыстоўваючы пры гэтым сімволіку народнай вышыўкі. Жаночыя твары абазначаліся крыжападобнымі і ромбападобнымі ўзорамі. Рот, як правіла, вышывалі чырвонымі ніткамі шчыльнымі сцяжкамі або крыжыкам. Роцікі ў лялек былі маленькія: так падкрэслівалася, што лялька павінна маўчаць, яна не мае права адкрываць рот.

Цяперашнія дзеці гуляюць з зусім іншымі лялькамі -- прыгожымі, вырабленымі з пластмасы, фарфору. Эталонам лялечнай прыгажосці ўжо даўно з"яўляецца Барбі. Дарэчы, яе прыгажосць падштурхнула адну з дзяўчат, ураджэнку Украіны, зрабіць пластычную аперацыю, у выніку чаго яна стала гэтакай жывой лялькай Барбі. Як кажуць, у кожнага свае глупствы. Але гэта асобная тэма. А вось што датычыцца лялек, узровень цікавасці да іх свету, застаецца высокім і цяпер. Ёсць шэраг мастакоў, якія займаюцца вырабам аўтарскіх лялек. А ў нашай краіне ёсць нават Дзень беларускай лялькі, якія адзначаецца ў лістападзе.

Падрыхтавала да друку А. ДУБРОЎСКАЯ