"В каждой женщине потенциально присутствуют все богини."

Татьяна Кулинич

С начала своего существования люди почитали богов. Религия была тесно переплетена со всеми сферами жизни, без молитвы богам не обходилось ни одно дело. Затем, в прошлом веке человечество резко сменило курс, в моду вошел атеизм и материализм. Но, бросаясь из крайности в крайность, невозможно постичь истину, утверждают современные психологи. Сегодня мы возвращаемся к богатствам мифологии, применяя к ней иной подход. Психология воспринимает богов как ролевые модели, различные типажи человеческого характера.

Каждая культура имеет бесчисленное множество богов и богинь, и все они отображают определенную грань человеческой природы. Особое внимание современная психология уделяет греческим богам, ведь именно Греция, согласно мнению большинства историков, является колыбелью европейской цивилизации, к которой мы и принадлежим. Поэтому в данной статье мы обсудим именно греческих богинь, в которых каждая женщина может найти частичку себя.

Гера – жена царя богов, Зевса, сопровождающая его во всех делах и даже прощающая ему многочисленные измены. Это архетип идеальной хозяйки и жены. Женщина Гера не может чувствовать себя комфортно, если рядом с ней нет рядом мужчины. Ей доставляет удовольствие быть тенью сильного и уважаемого мужа, Гера не видит в этом ничего унизительного. Эта женщина ответственна, ей присуще развитое чувство долга. Поэтому ее высоко ценят на работе как человека, на которого всегда можно положиться. Но семья для нее намного важнее карьерной самореализации. Гера сексуальна, но может быть чопорной. Она нередко хранит девственность до брака или же вступает в интимные отношения, только убедившись в серьезных намерениях партнера.

Для такой женщины очень важно то, как ее воспринимают в обществе. Она жаждет быть образцовой женой, доброй приятельницей и т.д. Все в ее жизни должно подчиняться определенным нормам. Часто Гера становится хранительницей семейных традиций, ее интересуют вопросы, связанные с происхождением ее рода. Привлечь такую женщину способен только зрелый состоявшийся мужчина. Гера не корыстна в прямом смысле этого слова, но ей важно понимать, за что она может уважать своего мужа. Дети играют важную роль в ее жизни, но первое место всегда будет принадлежать ему.

Деметра – богиня плодородия и наиболее яркое отображение архетипа матери в греческой мифологии. Она была матерью единственной дочери Персефоны, потеряв которую, она отказалась поддерживать жизнь на земле до тех пор, пока ее не вернут. Отношения для Деметры столь же важны, как и для Геры, но в другом смысле. Ее главная роль – мать, а не жена. Такая женщина любит опекать окружающих, именно в заботе о них она видит смысл своей жизни. Ей совсем не хочется прятаться за сильной спиной мужа, как Гере, она, скорее сама станет этой опорой. По этой причине Деметру привлекают люди, постоянно нуждающиеся в ее защите. Ей стоит быть осторожнее с собственной жертвенностью и научиться жить для себя.

Помощь другим, забота о взращивании и приумножении жизни – ее главная потребность. Поэтому женщина Деметра часто выбирает профессии, где она может реализовать это желание. У этой женщины особая связь с природой. В ее руках буквально оживают растения. Главные позитивные черты ее характера – это щедрость, открытость и оптимизм. Она способна утешать людей в их горе, само ее присутствие успокаивает и подбадривает. Деметра тяжело переживает расставание с близкими людьми, особенно, собственными детьми.

Персефона – дочь Деметры, невинная юная девушка, которая впоследствии стала хозяйкой подземного царства, выйдя замуж за таинственного Гадеса. С виду эта женщина может казаться скромной и тихой, но внутри ее души хранятся огромные богатства. Прежде всего, это развитое воображение и интуиция. Если такая женщина сумеет преодолеть свою стеснительность, она может достичь небывалых высот в творчестве. Персефону страстно влечет все, связанное с мистикой, она жаждет познать тайные законы мироздания. Чаще всего ее привлекают мужчины типажа Гадеса, замкнутые и загадочные, которые обещают ей открыть дверь в иной мир.

Главная проблема Персефоны – это ее неуверенность в себе. Будучи образованной и чуткой женщиной, ей сложно реализовать себя в обществе, справиться с самыми простыми повседневными обязанностями. Чаще всего это происходит из-за того, что воспитывает Персефону типичная Деметра, слишком опекающая мать, которая подсознательно не хочет, чтобы ее дочь стала взрослой. Персефона обладает почти мистическим даром чувствовать окружающих людей, соприкасаться и расшифровывать послания их подсознания. По этой причине из Персефон получаются талантливые психотерапевты и тарологи.

Афина – дочь царя Зевса, рожденная без матери, покровительница военных искусств и наук, амазонка и справедливый судья. Женщина этого типажа с детства знала, чего она хочет. В отличие от большинства девушек, главное для нее – это карьерная самореализация, стать домохозяйкой для нее равносильно заключению в тюрьме. Эта женщина ориентирована на успех, и не прощают промахов ни себе, ни другим. Она – высококлассный профессионал в своей сфере деятельности. Афина обладает острым разумом и гордится им. Окружающих людей она также чаще всего оценивает именно по уму. Она начитанна, но точные науки привлекают ее куда больше гуманитарных. Часто Афина реализовывает себя и в юриспруденции, экономике.

Ей тяжело даются отношения с окружающими. Многие упрекают ее в резкости и холодности, и отчасти это правда. Афина способна построить семью только с человеком, который будет для нее, прежде всего, соратником и единомышленником. Она обычно беспристрастна и объективна, хотя периодически у нее случаются всплески агрессивности. В пылу ссоры она способна даже прибегнуть к физическому насилию. Ей тяжело найти в себе источник безусловной материнской любви. Своих детей она воспитывает в строгости, считая, что дисциплина и образованность – залог хорошего воспитания.

Афродита – одна из самых известных греческих богинь, олицетворение любви и красоты. Как Гере и Деметре, Афродите важны отношения с окружающими, особенно, мужчинами. Но в отличие от этих богинь Афродита никогда не жертвует собой ради других, не видит в них свой смысл жизни. Эта богиня любит ради самой любви, и это ее самое яркое достоинство. Афродита способна пробудить в человеке спящий потенциал, такие женщины часто становятся музами для творческих людей.

Афродита самодостаточна и самое большое удовольствие доставляет ей созерцание гармонии во всех ее проявлениях. Она любит ухаживать за собой, за своим домом. Афродита найдет себя в тех профессиях, где необходим безупречный вкус и ее чарующая мягкость характера, которая способна растопить любой холод. Этой женщине не чуждо самолюбие, она нуждается в том, чтобы люди ценили ее по достоинству. Афродита может быть щедрой и открытой, но никогда не будет действовать во вред себе. Она оптимистична, а кто-то даже может назвать ее легкомысленной, ведь кажется, что ей не знакомы сердечные драмы, она не будет страдать по утраченной любви слишком долго. Ей свойственна влюбчивость, но каждое ее увлечение действительно искренне. Любовь – это ее способ познания мира.

Татьяна Кулинич для https://junona.pro

Junona.pro Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт

Джин Шинода Болен

Богини в каждой женщине

Новая психология женщины. Архетипы богинь

Перевод Г.Бахтияровой и О.Бахтиярова

М.: ИД "София", 2005

J.Bolen. Goddesses in Everywoman. S.F.: Harper&Row, 1984

Почему для некоторых женщин самое главное в жизни - семья и дети, а для других - независимость и успех? Почему одни из них экстравертны, уделяют все свое внимание карьере, логичны и точны в деталях, тогда как другие охотно становятся интровертными домоседками? Чем более женщина разнообразна в своих проявлениях, - отмечает доктор Болен, - тем больше богинь проявляется через нее. Задача в том, чтобы решить, как или усилить эти проявления, или бороться с ними, если вам они не нравятся.

Книга "Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь" поможет вам в этом. Каждая женщина узнает себя в одной или нескольких греческих богинях… и ни одна себя не осудит. Книга снабдит вас могущественными образами, которые можно эффективно использовать для понимания и изменения себя. Хотя в этой книге и приводятся сведения, полезные для специалистов-психотерапевтов, но написана она для каждого читателя, который хочет лучше понять тех женщин, которые наиболее близки читателю, любимы, но до сих пор остаются загадкой. Наконец, эта книга предназначена для самих женщин, которым она поможет открыть в себе потаенных богинь.

Дж. Болен. БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ

Введение. БОГИНИ ЕСТЬ В КАЖДОЙ ИЗ НАС!

Каждая женщина играет ведущую роль в истории собственной жизни. Как психиатр, я выслушала сотни личных историй и поняла, что в каждой из них есть мифологическое измерение. Одни женщины обращаются к психиатру, когда чувствуют себя совершенно деморализованными и "разбитыми", другие -- когда постигают, что оказались заложницами обстоятельств, которые следует проанализировать и изменить.

В любом случае, мне кажется, что женщины просят помощи у психотерапевта ради того, чтобы научиться быть главными героинями, ведущими действующими лицами в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, -- силы, способные определять их поступки и чувства. Именно этим силам, представленным в облике древнегреческих богинь, я и посвящаю свою книгу.

Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами. Одним, например, для того, чтобы ощущать себя состоявшейся личностью, нужны моногамия, институт брака и дети -- такие женщины страдают, но терпят, если не могут достичь этой цели. Для них самое большое значение имеют традиционные роли. Они разительно отличаются от женщин другого типа, которые превыше всего ценят свою независимость, поскольку сосредоточены на том, что важно лично для них. Не менее своеобразен и третий тип -- женщины, которых манят напряженность чувств и новые переживания, из-за чего они вступают во все новые личные отношения или мечутся от одного вида творчества к другому. Наконец, еще один тип женщин предпочитает одиночество; наибольшую значимость имеет для них духовность. То, что для одной женщины свершение, другой может показаться полной бессмыслицей -- все определяется тем, архетип какой богини в ней преобладает.

Более того, в каждой женщине уживаются несколько богинь. Чем сложнее ее характер, тем вероятнее, что в ней деятельно проявляются разные богини -- и то, что значимо для одной из них, лишено смысла для остальных...

Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.

Архетипы богинь интересны и мужчинам. Те из них, кто хочет лучше понять женщин, могут использовать систему архетипов для классификации женщин и более глубокого понимания того, чего от них можно ждать. Более того, мужчины смогут разобраться в женщинах со сложным и на первый взгляд противоречивым характером.

Наконец, такая система архетипов может стать чрезвычайно полезной для психотерапевтов, работающих с женщинами. Она предлагает любопытные клинические средства для понимания межличностных и внутренних конфликтов. Архетипы богинь помогают объяснить различия в характерах и облегчают выявление потенциальных психологических трудностей и психиатрических симптомов. Кроме того, они указывают возможные пути развития женщины по линии той или иной "богини".

Эта книга описывает новый подход к женской психологии, основанный на женских образах древнегреческих богинь, существующих в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Женская психология такого типа отличается от всех теорий, где "нормальная женщина" определяется как подчиняющаяся единственной "правильной модели", схеме личности или психологической структуре. Наша теория основана на наблюдениях за многообразием нормальных различий в женской психологии.

Многое из того, что я знаю о женщинах, почерпнуто из профессионального опыта -- из тех знаний, которые я получила как психиатр и психоаналитик-юнгианец, из учительского и консультативного опыта практикующего преподавателя в Калифорнийском университете и главного аналитика в Институте Юнга в Сан-Франциско.

Однако описание женской психологии, которое дается на страницах этой книги, основано не только на профессиональных познаниях. Большая часть моих идей опирается на то, что и сама я женщина, познавшая разные женские роли -- дочери, жены, матери сына и дочки. Мое понимание возрастало благодаря беседам с подругами и другими женщинами. В обоих случаях женщины становятся друг для друга своеобразными "зеркалами" -- мы видим себя в отражении чужих переживаний и осознаем то общее, что связывает всех женщин, а равно и те стороны собственной психики, каких прежде не сознавали.

Мое понимание женской психологии определялось также и тем, что я -- женщина, живущая в современную эпоху. В 1963 году я поступила в аспирантуру. В тот год случилось два события, вызвавшие со временем движение за права женщин в 70-е. Сначала Бетти Фридан опубликовала свою "Загадку женственности", где подчеркнула опустошенность и неудовлетворенность целого поколения женщин, которые жили исключительно для других людей и чужой жизнью. Фридан определила источник этого отсутствия счастья как проблему самоопределения, корень которой -- в остановке развития. Она полагала, что эта проблема вызвана самой нашей культурой, не позволяющей женщинам распознать и удовлетворить свои базовые потребности роста и развития, воплотить свой человеческий потенциал. Ее книга, положившая конец общекультурным стереотипам, фрейдистской догме и манипулятивному отношению к женщинам со стороны средств массовой информации, предложила принципы, время для которых давно настало. Ее идеи давали выход подавленным яростным чувствам, и они же привели впоследствии к зарождению освободительного движения женщин и, наконец, к созданию Национальной организации женщин.

В том же 1963 году при президенте Джоне Кеннеди Комиссия по положению женщин обнародовала отчет, где описывалось неравноправие в экономической системе Соединенных Штатов. Женщины получали за одну и ту же работу меньше мужчин; им отказывали в вакансиях и лишали возможности продвижения по службе. Эта вопиющая несправедливость стала еще одним подтверждением того, насколько незаслуженно низко оценивается роль женщин в современном обществе.

Итак, я вошла в мир профессиональной психиатрии в ту пору, когда Соединенные Штаты стояли на пороге зарождения движения женщин за свои права. В 70-е годы мое понимание проблемы возросло. Я начала сознавать неравноправие и дискриминацию женщин; я поняла, что установленные мужчинами культурные стандарты сами по себе вознаграждали женщин за безропотное послушание или же наказывали за отрицание стереотипных ролей. В конце концов я примкнула к горстке коллег-женщин из Ассоциации психиатров Северной Калифорнии и Американской ассоциации психиатров.

Двойной взгляд на женскую психологию

Психоаналитиком-юнгианцем я стала примерно тогда же, когда перешла на позиции феминизма. Закончив аспирантуру в 1966 году, я прошла обучение в Институте К. Юнга в Сан-Франциско и в 1976 году получила диплом психоаналитика. За этот срок мои представления о женской психологии неуклонно углублялись, а феминистические прозрения сочетались с юнговской психологией архетипов.

Работая на базе то юнгианского психоанализа, то ориентированной на женщин психиатрии, я словно строила мост меж двумя мирами. Моих коллег-юнгианцев не очень волновало то, что происходило в политической и социальной жизни. Большинство из них, казалось, лишь смутно сознавали важность борьбы женщин за свои права. Что до моих подруг-феминисток в психиатрической сфере, они, если и считали меня психоаналитиком-юнгианцем, то, вероятно, видели в этом либо мой личный эзотерический и мистический интерес, либо только некую дополнительную специализацию, которая хоть и заслуживает почтения, но не имеет отношения к женским проблемам. Я же, метавшаяся между одним и другим, со временем постигла, какие глубины может открыть слияние двух подходов -- юнгианского и феминистского. Они совмещаются в своеобразное "бинокулярное видение" женской психологии.

Здравствуйте, Прекрасные!
Спасибо огромное вам за теплые отклики!
Сегодня мы ближе познакомимся с ролевыми архетипами и тем, что эта теория может дать вам как личности.

Ранее я упоминала, что в своих статьях буду использовать выдержки из работ постюнгианских исследователей Галины Бедненко и Джин Шиноды Болен. Однако сразу уточню, что при всем моем восхищении и уважении к авторам, я буду придерживаться некого серединного пути и своего личного взгляда при изложении материала.
Дело в том, что Болен является ярким представителем феминистического движения, и это не могло не отразится в ее работе. Джин Шинода первой выделила категорию «независимых богинь» - Афина, Артемида, Гестия. С точки зрения Юнга, у женщин есть сознательная феминная сущность и бессознательная маскулинная (анимус), у мужчин напротив - сознательная маскулинная и бессознательная феминная (анима). При этом женскими качествами являются субъективность, восприимчивость, пассивность, способность воспитывать и заботиться, а мужскими - рациональность, духовность и способность действовать решительно. Теоретическая позиция Юнга расхолаживала женщин в их стремлении к достижениям. Он писал: «Выбирая мужскую профессию, обучаясь и работая как мужчина, женщина совершает нечто такое, что не соответствует, если не вредит прямо, ее женской природе». Дж.Шинода Болен выделила т.н «богинь-девственниц» - положительные, активные паттерны, которые воплощают глубинные побуждения женщины развивать свои таланты, преследовать собственные интересы, самостоятельно решать проблемы, стремиться к самовыражению и успеху в обществе или же вести созерцательную, духовную жизнь, при этом не являясь проявлением мужских качеств. Однако в этой борьбе за отстаивание прав «досталось» т.н «уязвимым богиням» - Гере, Деметре, Персефоне - женщинам ориентированным на близкие отношения, любовь, семейный ценности.

Потому я постараюсь подать в выгодном свете каждый из паттернов, независимо от его ориентации и жизненных приоритетов.

Что же касается Галины Борисовны Бедненко, она акцентирует внимание на том, что «в каждой женщине присутствуют ВСЕ архетипы одновременно. Но вступают в свои права обычно по очереди. Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно. Женщина же постоянно меняет один архетип на другой: дома она одна, на работе другая; с мамой — одна, с мужем — другая, с детьми — третья, в религиозной общине — четвертая. Это естественная для женщины необходимость владеть всеми ролями и уметь менять их сообразно случаю и собственным потребностям. Тогда женщина чувствует себя все время на своем месте». К тому же идентификация с одной богиней, по мнению ученого, является крайне нежелательной и даже разрушительной.

Я же считаю, что в женщине, как и мужчине,ведущими являются один или два архетипа (в последнем случае, дополняя друг друга), которые определяют ее направленность, приоритеты. Независимо от архетипа женщина может быть матерью, для этого необязательно становиться Деметрой, но вот какой она будет матерью, каков будет стиль воспитания, можно «прочесть» в ее архетипе. Безусловно, нужные архетипы могут активизироваться в нас ситуационно, Афина поможет при построении карьеры, Афродита проснется, когда нужно пофлиртовать, а Гестия научит более созерцательному подходу к домашним хлопотам, однако они помощники, а не подмена вашей личности.

Ну и, признаться, поиск в себе «ведущего архетипа», на мой взгляд, необходим нам именно для определения соответствующего нам по духу стильного образа.

Образы богинь-архетипов представляют собой возможные поведенческие модели, дремлющие в душах всех женщин, однако в каждой конкретной женщине какие-то из этих схем пробуждаются, а какие-то - нет. Говоря об архетипах, Юнг использует следующее сравнение: архетипическая схема подобна незримому образцу, определяющему форму и структуру будущего кристалла, а сформировавшийся кристалл аналогиченпробужденному архетипу.

Архетип растения - это его "проект", дремлющий в семени. Прорастание семян зависит от их выносливости, состава почвы и климатических условий, наличия или отсутствия определенных питательных веществ и заботливого ухода или же небрежности со стороны садовника. Подобным же образом пробуждение той или иной богини в женщине зависит от суммарного действия множества факторов - врожденной предрасположенности, этапа жизни, особенностей семьи, культуры, взаимодействия с другими людьми, упущенных возможностей, рода деятельности, уровня гормонов в организме и т.д.

Дети от рождения обладают характерными чертами, в разной степени присущими различным архетипам богинь, - они энергичны или спокойны, своенравны или покладисты, любопытны и не очень, склонны к одиночеству или общительны. К двум-трем годам в девочке явно проявляются качества, присущие той или иной богине.
Родители, поощряющие и поддерживающие естественное развитие дочери, дают ей возможность делать то, что для нее важно; в результате девочка чувствует себя хорошо и уверенно. Нечто противоположное происходит, если семья осуждает присущий ребенку архетипический образ богини. Подавление естественных склонностей приводит лишь к тому, что девочка начинает ощущать собственную фальшь.

Жизнь женщины состоит из множества фаз, каждой из которых соответствует одна или несколько наиболее влиятельных богинь. Однако женщина может ограничиться и одной богиней, которая будет последовательно вести ее через все этапы ее жизни. Оглядываясь на прошлое, женщины нередко вполне могут осознать, какие богини в какой период их жизни влияли на них в большей степени, чем другие.

Для каждой женщины крайне важнонаучиться быть главной героиней, ведущим действующим лицом в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, - силы, способные определять их поступки и чувства. Эти могучие внутренние схемы, илиархетипы, объясняют основные различия между женщинами.
Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.
Женщины подчиняются могучим внутренним силам -архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, внешние силы, илистереотипы - те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, - навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате получается, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки - культурными стереотипами.

Как только женщина начинает сознавать такие влияния, это знание становится силой. "Богини" являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о "богинях" в каждой из нас - это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие "богини" проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется и понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными.

Греческие богини - это женские образы, которые живут в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Они олицетворяют женские устремления, в них воплощены поведенческие модели, которые исторически не дозволялись женщинам. Греческие богини прекрасны и сильны, как архетипы они способны определять и качество, и направленность жизни женщины. Эти богини отличаются друг от друга. У каждой из них есть свои положительные и свои потенциально отрицательные свойства. Мифология показывает, что именно для них важно, и в метафорической форме говорит нам о возможностях похожих на них женщин.
Греческие богини, как и мы, жили в патриархальном обществе, и онивоплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.

В Древней Греции женщины хорошо знали, что их место в жизни и род занятий неразрывно связаны с властью той или иной богини, которую, соответственно, и следовало почитать каждой из них. Женщины поклонялись богиням, опасаясь, что в противном случае станут жертвами их гневного возмездия. Богини живут во внутреннем мире современных женщин в качестве архетипов и, претендуя на полное господство над своими подданными, как и в Древней Греции, берут то, что им причитается. Женщина может в течение какого-то времени или даже всю жизнь оставаться во власти определенного архетипа, даже не зная, кому именно из богинь она служит.

Каждая женщина наделена божественными дарами, которые следует изучить и с благодарностью принять. Кроме того, у каждой есть установленные свыше границы, которые нужно распознать и преодолеть ради того, чтобы измениться. Женщина не в силах противиться схеме, заданной основополагающим архетипом богини, пока не осознает самого существования в себе такого архетипа и не попытается воплотить с его помощью свой потенциал». (Дж.Шинода Болен «Богини в каждой женщине»)

Фотоматериалы взяты с ресурса pinterest.com

Галина Борисовна Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности». - Серия: Библиотека психологии и психотерапии независимой фирмы «Класс», 2005 год
а также ознакомится с новым электронным изданием книги
Греческие боги и богини как ролевые архетипы: Новое электронное издание. - М.: Пряхи, 2013
по адресуhttp://halina.livejournal.com/1849206.html

czarstvo-diva.livejournal.com 2013

Дж. Болен. БОГИНИ В КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЕ

Введение. БОГИНИ ЕСТЬ В КАЖДОЙ ИЗ НАС!


Каждая женщина играет ведущую роль в истории собственной жизни. Как психиатр, я выслушала сотни личных историй и поняла, что в каждой из них есть мифологическое измерение. Одни женщины обращаются к психиатру, когда чувствуют себя совершенно деморализованными и "разбитыми", другие -- когда постигают, что оказались заложницами обстоятельств, которые следует проанализировать и изменить.

В любом случае, мне кажется, что женщины просят помощи у психотерапевта ради того, чтобы научиться быть главными героинями, ведущими действующими лицами в истории своей жизни. Для этого им нужно принимать сознательные решения, которые и определят их жизнь. Прежде женщины даже не сознавали, какое мощное влияние оказывают на них культурные стереотипы; сходным образом сейчас они обычно не сознают, какие могучие силы таятся в них самих, -- силы, способные определять их поступки и чувства. Именно этим силам, представленным в облике древнегреческих богинь, я и посвящаю свою книгу.

Эти могучие внутренние схемы, или архетипы, объясняют основные различия между женщинами. Одним, например, для того, чтобы ощущать себя состоявшейся личностью, нужны моногамия, институт брака и дети -- такие женщины страдают, но терпят, если не могут достичь этой цели. Для них самое большое значение имеют традиционные роли. Они разительно отличаются от женщин другого типа, которые превыше всего ценят свою независимость, поскольку сосредоточены на том, что важно лично для них. Не менее своеобразен и третий тип -- женщины, которых манят напряженность чувств и новые переживания, из-за чего они вступают во все новые личные отношения или мечутся от одного вида творчества к другому. Наконец, еще один тип женщин предпочитает одиночество; наибольшую значимость имеет для них духовность. То, что для одной женщины свершение, другой может показаться полной бессмыслицей -- все определяется тем, архетип какой богини в ней преобладает.

Более того, в каждой женщине уживаются несколько богинь. Чем сложнее ее характер, тем вероятнее, что в ней деятельно проявляются разные богини -- и то, что значимо для одной из них, лишено смысла для остальных...

Знание архетипов богинь помогает женщинам понять себя и свои взаимоотношения с мужчинами и другими женщинами, с родителями, возлюбленными и детьми. Кроме того, эти божественные архетипы позволяют женщинам разобраться в собственных побуждениях (особенно это касается непреодолимых пристрастий), разочарованиях и источниках удовлетворенности.

Архетипы богинь интересны и мужчинам. Те из них, кто хочет лучше понять женщин, могут использовать систему архетипов для классификации женщин и более глубокого понимания того, чего от них можно ждать. Более того, мужчины смогут разобраться в женщинах со сложным и на первый взгляд противоречивым характером.

Наконец, такая система архетипов может стать чрезвычайно полезной для психотерапевтов, работающих с женщинами. Она предлагает любопытные клинические средства для понимания межличностных и внутренних конфликтов. Архетипы богинь помогают объяснить различия в характерах и облегчают выявление потенциальных психологических трудностей и психиатрических симптомов. Кроме того, они указывают возможные пути развития женщины по линии той или иной "богини".

Эта книга описывает новый подход к женской психологии, основанный на женских образах древнегреческих богинь, существующих в человеческом воображении уже более трех тысячелетий. Женская психология такого типа отличается от всех теорий, где "нормальная женщина" определяется как подчиняющаяся единственной "правильной модели", схеме личности или психологической структуре. Наша теория основана на наблюдениях за многообразием нормальных различий в женской психологии.

Многое из того, что я знаю о женщинах, почерпнуто из профессионального опыта -- из тех знаний, которые я получила как психиатр и психоаналитик-юнгианец, из учительского и консультативного опыта практикующего преподавателя в Калифорнийском университете и главного аналитика в Институте Юнга в Сан-Франциско.

Однако описание женской психологии, которое дается на страницах этой книги, основано не только на профессиональных познаниях. Большая часть моих идей опирается на то, что и сама я женщина, познавшая разные женские роли -- дочери, жены, матери сына и дочки. Мое понимание возрастало благодаря беседам с подругами и другими женщинами. В обоих случаях женщины становятся друг для друга своеобразными "зеркалами" -- мы видим себя в отражении чужих переживаний и осознаем то общее, что связывает всех женщин, а равно и те стороны собственной психики, каких прежде не сознавали.

Мое понимание женской психологии определялось также и тем, что я -- женщина, живущая в современную эпоху. В 1963 году я поступила в аспирантуру. В тот год случилось два события, вызвавшие со временем движение за права женщин в 70-е. Сначала Бетти Фридан опубликовала свою "Загадку женственности", где подчеркнула опустошенность и неудовлетворенность целого поколения женщин, которые жили исключительно для других людей и чужой жизнью. Фридан определила источник этого отсутствия счастья как проблему самоопределения, корень которой -- в остановке развития. Она полагала, что эта проблема вызвана самой нашей культурой, не позволяющей женщинам распознать и удовлетворить свои базовые потребности роста и развития, воплотить свой человеческий потенциал. Ее книга, положившая конец общекультурным стереотипам, фрейдистской догме и манипулятивному отношению к женщинам со стороны средств массовой информации, предложила принципы, время для которых давно настало. Ее идеи давали выход подавленным яростным чувствам, и они же привели впоследствии к зарождению освободительного движения женщин и, наконец, к созданию Национальной организации женщин.

В том же 1963 году при президенте Джоне Кеннеди Комиссия по положению женщин обнародовала отчет, где описывалось неравноправие в экономической системе Соединенных Штатов. Женщины получали за одну и ту же работу меньше мужчин; им отказывали в вакансиях и лишали возможности продвижения по службе. Эта вопиющая несправедливость стала еще одним подтверждением того, насколько незаслуженно низко оценивается роль женщин в современном обществе.

Итак, я вошла в мир профессиональной психиатрии в ту пору, когда Соединенные Штаты стояли на пороге зарождения движения женщин за свои права. В 70-е годы мое понимание проблемы возросло. Я начала сознавать неравноправие и дискриминацию женщин; я поняла, что установленные мужчинами культурные стандарты сами по себе вознаграждали женщин за безропотное послушание или же наказывали за отрицание стереотипных ролей. В конце концов я примкнула к горстке коллег-женщин из Ассоциации психиатров Северной Калифорнии и Американской ассоциации психиатров.

Двойной взгляд на женскую психологию


Психоаналитиком-юнгианцем я стала примерно тогда же, когда перешла на позиции феминизма. Закончив аспирантуру в 1966 году, я прошла обучение в Институте К. Юнга в Сан-Франциско и в 1976 году получила диплом психоаналитика. За этот срок мои представления о женской психологии неуклонно углублялись, а феминистические прозрения сочетались с юнговской психологией архетипов.

Работая на базе то юнгианского психоанализа, то ориентированной на женщин психиатрии, я словно строила мост меж двумя мирами. Моих коллег-юнгианцев не очень волновало то, что происходило в политической и социальной жизни. Большинство из них, казалось, лишь смутно сознавали важность борьбы женщин за свои права. Что до моих подруг-феминисток в психиатрической сфере, они, если и считали меня психоаналитиком-юнгианцем, то, вероятно, видели в этом либо мой личный эзотерический и мистический интерес, либо только некую дополнительную специализацию, которая хоть и заслуживает почтения, но не имеет отношения к женским проблемам. Я же, метавшаяся между одним и другим, со временем постигла, какие глубины может открыть слияние двух подходов -- юнгианского и феминистского. Они совмещаются в своеобразное "бинокулярное видение" женской психологии.

Юнгианский подход позволил мне осознать, что женщины подчиняются могучим внутренним силам -- архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, феминистский подход помог мне понять, что внешние силы, или стереотипы -- те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, -- навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате я начала видеть, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки -- культурными стереотипами.

Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

Мы рассмотрим архетипы, действующие в женских душах. Они олицетворены в образах греческих богинь. Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница, Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим. Для каждой из них характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения. Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

Рассмотрим три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

Богини-девственницы

Артемида, Афина и Гестия

С искренней любовью к Вам,

P.S. По всем вопросам обращайтесь