Как покрасить шелк в домашних условиях. Как легко покрасить шёлковые вещи? В микроволновке! Окрашивание в стиральной машине

Крашение натуральными красителями - древнее искусство, которое переживает в последние десятилетия новый рассвет и входит в моду в разных кругах.

Я не химик, и натуральными красителями начала заниматься недавно, поэтому буду писать по простому, как практик. Поэтому заранее прошу прощения у профессиональных химиков, если в тексте будут какие-то смысловые ошибки о технологии крашения, обычно такие вещи раздражают профессионалов, знаю по себе:).

Постараюсь описать общие принципы работы с красителями, самые простые и распространенные красители, которые использовала самостоятельно, чтобы их можно было применить любому заинтересовавшемуся этим ремеслом.

В первую очередь натуральное крашение популярно зарубежьем, в странах Европы, в среде сторонников экологического движения, среди историков - реконструкторов, среди любителей всего натурального опять же зарубежем.
У нас в стране мне пока не попадалась информация о фирмах, или людях - не реконструкторах, которые бы занимались натуральным крашением, ну разве что обрывочная информация о лабораторных опытах в классах с уклоном на химию.

Изначально древние и не очень древние люди для крашения использовали те растения, которые произрастали в данной местности, под влиянием развития торговых путей и моды появлялись новые красители, новые цвета.

Общая информация - для окраски натуральными красителями стоит использовать только натуральные ткани, желательно чтобы в составе был 1 материал, то есть только хлопок, только лен, только шелк, или только шерсть.
Разные материалы по-разному впитывают краситель, и цвет может получится неровным, если ткань смесовая, а синтетика не красится практически никакими растительными красителями.
Крашение натур.красителем - это химические процессы, поэтому для хорошей окраски имеет значение масса факторов - температура воды, кислотность воды, свежесть раствора для окраски, время прокраски, наличие или отсутствие закрепителя (обычно это квасцы, например алюмокалиевые), посуда, в которой красят, чистота ткани.

Если что-то сделать неточно, ничего страшного не произойдет, но есть риск получить другой оттенок цвета, тусклый и малопривлекательный цвет, или просто слабый цвет.
Любое КНК (крашение натуральным красителем) стоит начинать с маленького образца и маленькой порции красителя. Так вы получите опыт покраски, а так же убедитесь в составе ткани, а так же при необходимости в чистоте красителя (что актуально в случае индиго). Если в составе ткани есть синтетика, то цвет будет неровный, бледный, или вообще будут белые пятна.

Добавлю, это не самое дешевое и быстрое развлечение.
Технология крашения включает в себя:
- подготовку воды - вода желательно должна быть мягкая, хотя можно взять обычную из под крана, или кипяченую
- подготовку сырья для покраски - купили, измельчили, замочили, нагрели или прокипятили
- подготовку ткани - ткань постирать, чтобы была чистая, причем лучше мылом, стиральный порошок может повлиять на цвет, при необходимости отделить, и замочить на несколько часов, чтобы напиталась водой - для лучшей окраски
- посуда должна быть металлическая или эмалированная. Ни в коем случае ни алюминиевая. При покраске ткани посуда должна быть в 20 раз больше веса ткани. Если взять посуду меньше - может быть окраска пятнами, то есть неровная. При покраске ниток посуда может быть поменьше. В любом случае при покраске нужно постоянно помешивать посуду с красителем и тканью или нитками.
- некоторые НК (натуральные красители) не требуют закрепления, то есть они дают стойкий цвет даже при длительном кипячении или вымачивании без дополнительных химических веществ.
-некоторые НК при добавлении закрепителей, или квасцов дают другой цвет, более насыщенный, яркий, стойкий, поэтому в краску добавляют квасцы
- в качестве закрепителя чаще всего используются алюмокалиевые квасцы, медный или железный купорос, и много других веществ, которых сложно найти и купить, поэтому указываю именно эти. Так же как закрепитель можно пробовать использовать соль, соду, уксус.
- окрашеную ткань или нитки после окраски выжимают аккуратно, и подвешивают, чтобы вода стекла, и нитки высохли.

Натуральные красители бывают разной стойкости, некоторые смоются за сезон, некоторые могут держаться столетиями. Я постараюсь указать устойчивые.
В большинстве своем натуральные красители менее яркие, насыщенные, или же окраску нужно повторить несколько раз для получения желаемого цвета.
Проще всего получить желтый, коричневый, серый, оттенки бордового и сиреневого цветов.
Зеленый, красный, синий, а так же хороший черный получить сложнее.

Зеленый можно получить, например, корой дуба с железоаммонийными квасцами, или некоторыми видами мхов с квасцами. или сочетанием синего и желтого красителя.Черный так же можно получить, например, дубом с железным купоросом.
Примеры:
сверху - некрашеный шелк
слева с низу - крашение шелка дубовой корой и луковой шелухой
справа в низу - ягоды жимолости

потом мне захотелось поэкспериментировать, желтый - это очень быстрое крашение белого шелка в коре крушины, а зеленый - ягоды жимолости покрасила сверху той же крушиной и закрепила купоросом, получился зеленый, но не очень насыщенный


при окраске мокрые нитки гораздо темнее, чем сухие, например зеленый шелк мокрый выглядел почти черным

Синий дает индиго, вайда красильная. Индиго найти сложнее, и с ним тяжело работать, нужны дорогие химикаты, и кроме того его часто подделывают.
Красный дают кошенильные жучьки, корни марены красильной - которые тоже тяжело найти и не просто получить нужный цвет.
У меня синий и красный пока не получались.

Вообщем натуральное крашение вещь интересная, увлекательная, но иногда непредсказуемая.

Я в работе пробовала:
- кору крушины - коричневый или желтый
- кору дуба - коричневый или черный с квасцами
- траву пижмы - желтый на хлопке или льне с квасцами
- цветы ромашки - желтый с квасцами
- цветы календулы - оранжевый с квасцами
- кожуру грецкого ореха - коричневый
- шелуху лука - коричневый, оранжевый, желтоватый, можно с квасцами
- ягоды черники - фиолетово-синий, можно с квасцами
- ягоды жимолости - фиолетово-сиреневый
- марена красильная - красно-кирпичный, можно с квасцами
- шкурки граната - светло-коричневый, без квасцев
- листья березы - светло желтый

Много пока не красила, но из того, что получалось - получались такие цвета

шкурки граната

ягоды жимолости разного времени крашения

первый - дуб, все остальные - лук, разного времени окраски

с лева на право
жимолость+крушина
2 шт. крушина с разными закрепителями
2 шт. крушина
дуб с купоросом
дуб

Лен, хлопок, шерсть или шерсть одними и теми же красителями дают разные оттенки.
Ткань и нитки одного состава так же могут иметь разные оттенки.
Натуральное крашение - это всегда эксперимент.У меня в планах крашение натуральными местными красителями, и поиск наиболее стойких, и интересных по цветам и оттенкам.
Если кому-то будет интересно, могу покрасить что-то на заказ, только никак с ценой этой работы определится немогу

Перед покраской обязательно постирайте ткань. Лучше это сделать вручную. Растворите в ведре воды 250 г высококачественного мыла. Можно воспользоваться и стиральной машиной, если у нее есть режим «Деликатная стирка». В этом случае используйте специальные моющие средства, предназначенные для стирки изделий. Тщательно прополоскайте и отожмите ткань.

Окрашивать лучше всего специальными красками для батика. Продаются они обычно в магазинах товаров для художников, однако иногда встречаются и в крупных хозяйственных. Можно их приобрести и через интернет-магазин. К набору красок обычно прилагается инструкция, и отступать от нее не стоит. Разведите краску в эмалированной или пластмассовой посуде.

Опустите в емкость с красителем изделие. Время зависит от желаемой интенсивности. Светлую ткань, которой вы хотите придать не очень густой оттенок, можно просто опустить в раствор. В других случаях подержите изделие подольше. Следите, чтобы оно полностью погрузилось в краску.

Прополоскайте изделие. Разложите его на горизонтальной поверхности, можно даже на пол, постелив ненужную простыню. Вешать не рекомендуется, поскольку образуются некрасивые потеки.

Если вам не очень нравится однотонное изделие, и вы хотели бы получить причудливые узоры, используйте один из следующих способов. Например, перед погружением в раствор завяжите изделие узлами в нескольких местах. Участки, находящиеся внутри узлов, не окрасятся. Можно расписать изделие в технике батик.

Перед тем как , шелк лучше прополоскать не в обычной, а в соленой воде. Вам понадобится еще рама, в магазинах художественных товаров продаются специальные, но в принципе подходит любая, на которую можно натянуть ткань, в том числе и достаточно большие пяльцы. Использовать можно как живописные приемы, так и роспись с помощью трафарета. Последний способ хорош для не очень опытных художников – излишки краски останутся на картоне. Для того чтобы краски лучше держались, после окрашивания прогладьте ткань.

Вне зависимости от того, окрашиваете ли вы ткань в один цвет или наносите роспись, ее потребуется второй раз прополоскать. Сделайте это после того, как она высохнет. В воду добавьте немного уксуса. Это сделает окраску более стойкой.

Несмотря на большой выбор красок в магазинах, естественные красители не теряют популярности. Однотонное и к тому же сильно выцветшее изделие можно обновить с помощью черники, черноплодной рябины, аира, луковой кожуры, крепкого чая или даже марганцовки. Но учтите, что чай дает бежевый оттенок. Для ткани более темных тонов применять его не имеет смысла. То же самое касается аира - он дает розоватый оттенок, довольно светлый. Наиболее надежна черника, дающая глубокий сине-фиолетовый цвет.

Процесс окрашивания естественными красителями мало чем отличается от обработки шелка специальными красками. Изделие точно так же нужно выстирать, прополоскать и сушить на горизонтальной поверхности. Главное – раствор. Заварите 200 г чая в ведре воды. Дайте остыть до температуры 55-60°С, после чего погрузите ткань в раствор на несколько минут.

Из черники сделайте настой. Соотношение ягод и воды примерно 200 г на 1 л. Залейте ягоды кипятком, дайте постоять, пока вода приобретет темно-синий оттенок. Тщательно сцедите чернику. Опустите ткань в настой.

Луковой шелухи потребуется много. Ее предварительно сушат, затем варят и сцеживают. Отвар остудите и погрузите в него ткань. Дальше поступайте так, как и при любом другом способе. Естественные красители хороши еще и тем, что после них в уксусной кислоте полоскать не обязательно.

Вещи со временем теряют привлекательный вид. Причиной является несоблюдение правил ухода и воздействие внешних факторов. Непрактично выкидывать хорошую одежду только из-за того, что она стала менее яркой. Достаточно проявить немного фантазии и творческого подхода, чтобы краски засияли по-новому. Химическая промышленность предлагает обширный ассортимент анилиновых красителей. Однако покрасить ткань в домашних условиях возможно и с применением доступных средств.

В первую очередь следует сопоставить реальные возможности и желаемый результат. Не все типы тканей можно самостоятельно покрасить. Легче поддаются обработке натуральные и смешанные полотна: хлопковые, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетику невозможно качественно восстановить в домашних условиях. Ее волокна не способны впитывать анилиновые красящие компоненты. Цвет наверняка изменится, но после первой стирки вещь полиняет.

Синтетические волокна красят специальными красителями по особой технологии. Единственный выход из ситуации - обращение в химчистку.

Как выбрать краситель

В свободной продаже выбор красящих составов обширный. Различают порошкообразные, кристаллические, жидкие и в виде пасты. Воздействие химии дает стойкий результат при условии грамотного проведения процедуры. Если есть сомнения в получении положительного результата, лучше пользоваться натуральными красящими средствами. Пусть они менее интенсивны, но экологически чистые и безопасны для здоровья.

Варианты натуральных красок для ткани:

  • Придают коричневый оттенок светлым полотнам: табак, луковая шелуха, слабый кофе или чай, дубовая кора, хна, басма, корица.
  • Зеленый цвет получают с помощью: шпината, черемухи, ягод можжевельника, щавеля, листвы бузины.
  • Хорошо чернит крепкий натуральный кофе.
  • Красный: ягоды бузины, свекла, черника, волчья ягода.
  • Синяя гамма: краснокочанная капуста, ежевика, шалфей, соцветия иван-да-марьи, семя лебеды.
  • Оранжевый: куркума, кора яблони, чистотел, облепиха.
  • Желтый: зира, куркума, полынь, свежая морковь, корни крапивы, тополиные почки, кожура апельсина, кора и листья березы.

Подбирать краситель нужно в зависимости от степени восстановления, первоначального цвета и типа ткани . Материал определяют по отдельно выдернутым и подожженным волокнам. Искусственный шелк, хлопок и лен быстро воспламеняются. Шерсть и натуральный шелк начинает тлеть.

Немаловажно учитывать цель домашней реставрации. Сильно застиранные и выгоревшие вещи нуждаются в большей концентрации красящего вещества, нежели белые. В последнем случае достаточно взять натуральный либо химический краситель в малом количестве, чтобы с первого раза все получилось. Иногда следует повторить процедуру повторно. Так, даже белая футболка сразу не станет черной.

Правила окрашивания изделий

Перед началом работы, следует ознакомиться с некоторыми советами по окрашиванию:

  1. Изделия предварительно очищают от стойких пятен. При необходимости используют пятновыводитель, остатки которого устраняют путем стирки и глажки - иначе не получится равномерно прокрасить ткань. Если грязь не поддается, прибегают к темным тонам. Светлые красители не смогут скрыть пятна на поверхности. Пуговицы и металлические украшения убирают.
  2. Перед окрашиванием вещи кипятят в содовой воде. Для шелка добавляют нашатырный спирт — 0,5–0,7 г на один литр воды.
  3. Подходит эмалированная или огнеупорная емкость. Помешивают деревянной или пластиковой длинной палкой.
  4. Рекомендуют до и после покраски поместить ткань в раствор квасцов, чтобы закрепить конечный результат. Подобный прием называют протравой. Идеально подходят: любые квасцы, сернокислая медь или цинк, столовый уксус, рассол квашеной капусты, муравьиная кислота. Рецепт протравы: на литр воды берут 2–10 г вещества. Изделие взвешивают, чтобы понять расход протравы. На каждые 100 г ткани понадобится не менее трех литров раствора. Кипятят не менее 30 минут, после вынимают изделие, и без отжима погружают в краситель.
  5. Длительность окрашивания зависит от типа ткани, желаемой насыщенности цвета, количества добавок в жидком составе и температуры. Шерсть и шелк поддаются быстрее и легче. Раствор интенсивно кипятят на протяжении 50–60 минут, в конце вливают уксус. Для вискозы, льна и хлопка не подходит слишком горячая вода - она замедляет процедуру покраски и увеличивает время. Оптимальная температура - не выше 85 °C. Для закрепления краски в конце добавляют 1–2 ст. ложки поваренной соли.
  6. Цвет распределится равномерно, если соблюдать соотношение веса ткани и красящего раствора в пропорции 1:20. Для окрашивания джинсы и льна в краску сначала всыпают немного кальцинированной соли, а затем растворяют. Яркие разводы на поверхности получают путем скручивания ткани в жгут и фиксации.
  7. Закрепляют краситель уксусом либо солью, чтобы изделия не линяли в дальнейшем. Их добавляют в холодную воду при полоскании в конце процедуры.
  8. После покраски вещи сразу развешивают. В противном случае образуются пятна и потеки.
  9. Важно перед окраской испробовать средство на отдельном куске ткани.
  10. Исключит риск поражения кожи рук использование резиновых перчаток. Перед началом работы открывают окна для проветривания.

Не стоит волноваться, если изделие в мокром состоянии выглядит темнее, чем задумано. После просыхания все придет в норму. Неравномерный окрас выравнивают путем погружения в горячую воду со стиральным порошком. Чтобы одежда не подгорела, на дно рекомендуют разместить деревянную доску. Шерстяные вещи не сушат в подвешенном состоянии, а раскладывают на горизонтальной поверхности. Посуду, в которой красили, в дальнейшем нельзя использовать для приготовления еды.

Как видно, домашний процесс цветовой реставрации сложен. Он требует предельной осторожности и соблюдения точных пропорций. Необходимо учитывать наличие аллергической реакции на используемые натуральные и химические компоненты.

Чтобы окрашенная вещь долго радовала красивым внешним видом, не забывают про дальнейший уход. Недопустимо прямое попадание солнечных лучей во время сушки - это ведет к выгоранию. Первые несколько раз после окрашивания вещи стирают отдельно порошком для цветных тканей, а при полоскании добавляют уксус.

До покраски нужно сделать фиксирующий раствор, который поможет ткани удерживать красящий пигмент.

Если красите ягодами, используйте солевой раствор: к 8 стаканам воды добавьте полчашки соли, положите ткань и около часа кипятите на медленном огне.

Если красите овощами, используйте уксусный раствор: к одной части уксуса добавьте четыре части воды, положите ткань в раствор и также держите на медленном огне на протяжении часа.

После этого выньте ткань и прополосните холодной водой. Вот теперь она готова к покраске.

Опустите ткань в красящий раствор и оставьте на некоторое время. Чем дольше вы держите ее в красителе - тем насыщеннее будет цвет.

Когда ткань подсохнет, цвета немного поблекнут, имейте это ввиду, когда вынимаете ткань из воды. Конечный результат будет бледнее.

Какие можно получить цвета:

Бежевый и кремовый цвета:
- кофе крепкий (растворимый) заварить кипятком, положить ткань. Держать несколько минут (в зависимости от крепости кофе и желаемого оттенка), прополоскать, высушить. При стирке мягким шампунем и мягкими порошками не линяет. Точно также окрашивают ткань в крепком чае. Разные сорта чая и кофе дают разные оттенки

Желтый:
- листья березы (ярко-желтый цвет)
- кора, корни и древесина барбариса
- кора крушины. Свежая кора дает желтую окраску, сухая коричневую
- полынь - дает соломенную и палевую окраску. Если добавить квасцы - цвет будет лимонный
- куркума (ярко-желтый)
Синий цвет :
- черника (ягоды дают фиолетовый цвет)
- ежевика (ягоды дают синий цвет)
- Иван-да-Марья (цветы)
- шалфей луговой (все части растения кроме корней)

Зеленый цвет:
- ягоды можжевельника
- хвощ болотный (стебли)
- листья бузины - листья шпината

Красный и коричневый:
- ягоды бузины (спелые ягоды окрасят ткань в красный)
- душица (трава окрасит ткань в красный)
- крушина (сухая кора даст коричневый цвет. Молоденькие веточки и свежие листья (до момента цветения) дадут красный цвет
- корень конского щавеля (коричневый)
- луковая шелуха (красно коричневый цвет)

Оранжевый:
- ягоды облепихи

Пряничный:
- совершенно восхитительный цвет дает корица (разводим порошок в воде либо берем палочки и варим в этом бульоне ткань)

Пустынные, горчичные оттенки:
- ткани, окрашенные в желтый цвет (куркумой или другим растением), варим в чае

Все эти красители не выцветают и сохраняют свежесть цвета годами.
Чтобы покрасить ткань, необходимо растительное сырье (то, какое вы выбрали) измельчить, а потом прокипятить в дистиллированной или дождевой воде (если есть - добавляют поташ - карбонат калия или натрия). После этого водный раствор красителя надо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

Ткань окрашенную такими красителями в дальнейшем больше не подвергают процессу стирки или намоканию, так как это приводит к потекам и пятнам, а также не желательно попаданию прямых солнечных лучей.

Мраморная расцветка
-кофе - ткань сильно сминают и кладут в небольшую по объему (относительно ткани) посуду - сушат на батарее в скомканном виде
-хна различных оттенков (тоже сушим на батарее)

И немного о химии, которая есть в любом доме:

Разводы - узоры
Берем слабый раствор марганцовки, тонкой беличьей кисточкой рисуем узоры или разводы. В зависимости от крепости раствора меняется и цвет
(любой выбранный краситель) окрашенную ткань, еще мокрую посыпаем солью - получаем интересные замысловатые узор
чудесные разводы дает любой густой отбеливатель (типо доместоса) - время выдержки соответственно влияет на интенсивность
Ну и конечно вы всегда можете покрасить вашу ткань любыми красителями для ткани и акриловыми красками

Чтобы окрашенная вещь меньше линяла, добавьте в красящий раствор 2-3 ст. л. поваренной соли, а в последнюю воду для полоскания - столько же уксуса.

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!