Ваз 2109 стартер крутит но не доконца. Стартер на «Девятке» не крутит: ищем причину и способ ее устранения


Средний срок службы стартера на автомобилях ВАЗ составляет до 6 лет, тогда как двигатель обычно служит раза в два дольше.

Ремонт этого устройства – вполне обычное дело, но для начала нужно выявить суть неисправности. Прояснить ситуацию можно по реакции на оборот ключа в замке зажигания. Стартер может щелкать, крутится, издавать странные звуки, а может и вообще никак не реагировать. Попробуем разобраться, почему не крутит стартер ВАЗ 2109 в той или иной ситуации .

Ситуация первая – нет никакой реакции на попытку завести автомобиль. Следует обратить снимание на щитки приборов. Если лампочки не горят вообще, значит первым делом нужно зарядить аккумуляторную батарею. Если же лампочки горят, а стартер не издает признаков жизни, то либо проблема в стартере, либо батарея все так же не имеет достаточного заряда, но лампочки приборов запитать еще может.

После полной зарядки аккумулятора, нужно попробовать прочистить контакты на втягивающем реле стартера. Стартер в «девятке» находится слева от двигателя, и добраться до него не просто. Лучше всего его снять и уже тогда заняться поиском неисправности. Контакты на реле могли просто обгореть, и тогда их сопротивление сильно возрастает.

Если их не прочистить, то аккумулятор плохо крутит стартер ВАЗ 2109, так как подается напряжение ниже 12 В. Либо стартер не крутится вообще, и даже не щелкает.

Если после прочистки контактов реле все также не щелкает при подаче напряжение, то возможно оно засорилось, либо замкнула или оборвалась втягивающая обмотка в нем. На засорение можно проверить рукой, попробовав туго ли ходит якорь. Если ход свободный, то нужно запастись мультиметром и проверить проводку при подаче напряжения – в обычном режиме напряжение будет скакать. Если есть замыкание – сопротивление обмотки будет стремится к бесконечности.

Вторая ситуация – при запуске есть один щелчок, но водитель все равно видит, как туго крутит стартер ВАЗ 2109, либо вообще не крутит. Опять же причину сначала нужно искать в реле. Возможно, в нем обгорели контакты с торцевой стороны, подающие напряжение на двигатель. Тогда их нужно прочистить, либо заменить, предварительно разобрав само реле.

Если же после щелчка не крутит стартер ВАЗ 2109 и чувствуется отчетливый запах гари, или даже пошел дым, то очень вероятно, что в двигателе стартера замкнуло обмотку. Тогда нужно снимать заднюю крышку стартера, снимать статор,

вынимать якорь с обмоткой и на дефектоскопе проверять обмотку на факт обрыва.

Если после единичного щелчка водитель видит, что туго крутит стартер ВАЗ 2109, но движение все же есть, то тут причин может быть несколько.

  1. Подгоревшие контакты во втягивающем реле не пропускают необходимое для раскрутки напряжение,
  2. Вал якоря клинит, он разбалансирован – нужно подтянуть крепления в двигателе, отцентровать вал,
  3. Клинит втулки вала, они изношены – заменить втулки,
  4. Ротор пластинами начал тереть о полюсы статора, так как пропал минимальный зазор между ними – также выровнять весь якорь целиком.

Если же стартер вроде бы и крутится, но двигатель не получает крутящий момент, вполне вероятно, что деформировался рычаг, которым реле толкает бендикс к маховику. В таком случае водитель будет слышать скрежет шестерни бендикса о маховик, либо просто холостой ход стартера. При этом само втягивающее реле может работать четко и со щелчком. Шестерня просто не будет заходить в должное зацепление с маховиком, не доставая до него.

Причиной плохой прокрутки на ВАЗ 2109, да и смежных моделей, может быть также элементарный износ зубьев на шестерне стартера, либо маховика. Либо износ может крыться в редукторе, если таковой у стартера имеется. Тогда стартер будет крутится, но будет слышен неприятный скрежет зубьев. Такой режим работы очень губительно сказывается на всех частях стартера, и его следует сразу прекратить.

Еще одна причина, почему стартер не срабатывает после щелчка – изношенные щетки или коллектор в двигателе стартера. Обмотки просто не могут получить напряжение от батареи, и магнитное поле не возникает. Щетки можно заменить, а вот с коллектором дело сложнее – возможно потребуется замена якоря.

Третья ситуация – стартер при запуске периодически щелкает, но двигатель автомобиля не раскручивается. Такое может возникнуть, если аккумуляторная батарея заряжена слабо, и удерживающая обмотка во втягивающем реле не справляется со своей задачей. Якорь выскакивает обратно, и втягивающая обмотка тянет его опять. Так будет продолжатся, пока аккумулятор не сядет полностью.

Это может быть еще одной причиной того, что плохо крутит стартер ВАЗ 2109. Однако характер вращения стартера будет импульсным. Якорь реле лишь на мгновение касается контактов, двигатель дергается, якорь отходит и двигатель тоже глохнет.

Помимо севшего аккумулятора, виновником многократных щелчков может стать также замкнувшая или оборванная удерживающая обмотка реле. Втягивающая обмотка будет таскать якорь внутрь, а он будет каждый раз выпадать – это и будут щелчки.

Помните, если двигатель автомобиля не заводится, и есть реальные подозрения на неисправность стартера, то не нужно раз за разом крутить ключ в замке и насиловать устройство. Достаточно 2-3 раза попробовать, с перерывом в 30 секунд, чтобы хотя бы примерно понять причину неисправности. Больше смысла крутить стартер нет, нужно его доставать и приводить в порядок.


Читайте так-же, другие обзоры

Многие владельцы машин российского производства сталкиваются с проблемой невозможности запуска машины, причем причины могут быть разными. И довольно часто бывает, что ВАЗ 2109 не заводится по причине того, что не крутит . Подробнее об этой неисправности, а также вариантах решения проблемы, вы сможете узнать из этого материала.

Распространенные причины неисправности



Если на ВАЗ 2109 инжектор или карбюратор перестал заводиться двигатель, при этом стартер не щелкает, это может быть обусловлено разными неисправностями.

В целом нужно отметить, что вариантов неисправности стартерного узла может быть несколько:

  1. При повороте ключа устройство срабатывает один раз, то есть слышится только один щелчок.
  2. При попытке завестись происходит несколько щелчков, но мотор не заводится.
  3. 2109 карбюратор не работает полностью — отсутствуют щелчки.

Если инжектор не заводится, при этом стартерный узел издает только один щелчок, причина проблемы может заключаться в:

  • силовых винтах на втягивающем реле, эти элементы могли подгореть, в результате этого напряжение, поступающее на механизм, будет менее 12 вольт;
  • вилке, предназначенной для выталкивания бендикса, этот компонент мог износиться, сломаться либо деформироваться, в конечном итоге бендикс не может нормально дойти до маховика;
  • если авто не заводится с ключа, возможно, на бендиксе стерлись зубчики, в результате чего ток от реле будет отсутствовать на стартерном устройстве;
  • износе щеток или втулок так называемого якоря;
  • коротком замыкании обмотки.


Если устройство щелкает несколько раз, но не крутит двигатель и, соответственно, не заводится ВАЗ 2109, то причина может быть несколько:

  • села аккумуляторная батарея;
  • произошло окисление клемм, в результате чего они ослабли;
  • удерживающая обмотка системы не может нормально фиксировать сердечник.

Можно сколько угодно поворачивать ключ, но если механизм не подает никаких признаков жизни и двигатель не запускается, то причина неисправности может быть такой:

  • замыкание обмотки, если это так, то вы услышите в салоне авто запах гари, может даже появиться дым;
  • разрушилось кольцом, расположенное в редукторном устройстве;
  • очень редко проблема заключается в ключе.

Если вы произвели демонтаж механизма и при этом не обнаружили поломок, попробуйте произвести его очистку и установите на место. Вполне возможно, что после этого начнет работать нормально (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Отдельные ситуации

Если ВАЗ 21099 инжектор перестает заводиться, можно попробовать замкнуть контакты механизма по прямой.

Но иногда бывают нештатные ситуации, когда устройство перестает функционировать, рассмотрим несколько из них:

  1. Инжекторный двигатель в мороз не запускается, но все устройства при этом работают нормально, АКБ заряжена. При отсутствии щелчок следует для начала произвести диагностику предохранительных компонентов, электроцепи, а также втягивающего реле. В том случае, если устройство щелкает, необходимо произвести замену реле.
  2. весь день, искра есть, но к вечеру двигатель перестал заводиться. Перед тем, как , необходимо полностью зарядить аккумулятор, после чего произвести очистку контактов как на батарее, так и на самом механизме. Если эти действия не помогли решить проблему, необходимо более тщательно проверить саму АКБ — попробуйте замкнуть контакты при помощи проволоки, при этом может появиться искра, которая ее расплавит. Если это не помогло, попробуйте пустить плюсовой заряд от аккумулятора напрямую на реле. Если изменений никаких, то узел придется заменить.
  3. Если весь день автомобиль эксплуатировался нормально, но после пятиминутной стоянки перестал заводиться, можно попробовать замкнуть механизм. Замыкать напрямую необходимо два болта на реле, если это помогло, но впоследствии проблема опять проявилась, то разбирайте узел полностью. Вероятнее всего, проблема кроется непосредственно в стирании щеток. В этом случае их нужно будет поменять.
  4. Узел не крутит совсем, но машину можно завести с толкача. Если проблема заключается не в стартере, то проверяйте блок предохранителей и замок зажигания. Но перед этим следует осуществить прозвон проводки — причина может крыться в окислении контактов.

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Все. Но, особенно автолюбители ВАЗовских моделей. ВАЗовские стартера, несмотря на свою надежность, долговечность и выносливость, все же, рано или поздно выходят из строя.

Средний срок службы стартера составляет обычно 5-6 лет, что в два раза меньше срока службы двигателя. И будь-то неисправность стартера ВАЗ 21093, ВАЗ 2109 или 21099 – проблему все равно придется решать путем диагностики, ремонта, а возможно даже замены этого компонента электрической части.

Так как по конструкции стартера ВАЗ отличаются совсем незначительно, примем к рассмотрению ситуацию, когда не крутит стартер ВАЗ 2109, 21099.

Провернув ключ в замке зажигания, вы можете обнаружить что:

  • не работает стартер ВАЗ 2109,21099 после однократного щелчка;
  • не срабатывает стартер ВАЗ 2109, 21099 после целой «трели» из частых последовательных щелчков;
  • реакция стартера на поворот ключа полностью отсутствует.

Что же делать, если стартер не срабатывает? Конечно же – искать причину этого явления и пытаться ее устранить.

Не работает стартер ВАЗ 2109, 21099 после одного щелчка

Причин, почему не крутит стартер ВАЗ 2109, 21099, после однократного щелчка, может быть несколько.

Возможно, подгорели силовые болты на . Этот дефект приводит к тому, что из поданных 12В, на стартер доходит всего около 6-7В.

Может быть погнута, сломана или как-то иначе деформирована вилка, которая выталкивает бендикс стартера. В этой ситуации бендикс не полностью подходит к маховику, сердечники в катушку входят лишь частично, не давая замкнуться контактам.

На звездочке бендикса стерлись зубья. Из-за этого втягивающее реле не может передать стартеру напряжение.

Также, причиной явления «одного щелчка» стартера могут оказаться: как порядком или втулки якоря, так и замыкание в обмотке.

Не срабатывает стартер ВАЗ 2109, 21099 после частых щелчков

Треск стартера в ответ на поворот ключа в замке может говорить о необходимости , проверить, не окислились и не ослабли ли на нем клеммы.

Многократные щелчки повторяются из-за того, что втягивающая обмотка втягивает сердечник, а удерживающая не может задержать и отпускает. Это может продолжаться до тех пор, пока батарея не сядет окончательно.

Не срабатывает стартер ВАЗ 2109,21099 и реакция на поворот ключа отсутствует

Отсутствие какой-либо реакции стартера на поворот ключа в замке иногда свидетельствует о коротком замыкании в обмотках (если при попытке запуска из стартера появляется дым и запах гари).

Если отсутствие реакции стартера не сопровождается «спецэффектами» в виде дыма и характерного запаха, стоит обратить внимание на состояние добавочного реле и контакты клемм аккумулятора.

Такая же реакция стартера наблюдается при частичном разрушении кольца в редукторе стартера.

Если стартер не отзывается на поворот ключа в замке, нужно учесть, что причина может крыться в самом ключе. Если проверка подтвердит это, для устранения неполадок достаточно будет всего лишь заменить ключ зажигания.

Также может случиться, что сняв и разобрав стартер, вы не обнаружите никаких повреждений. Не спешите заменять его новым либо ехать в автосервис. Возможно, после того, как вы почистите стартер, нанесете новую смазку и установите его на место, он вновь обретет жизнь.

После того, как найдете и устраните неисправность стартера, постарайтесь в будущем не провоцировать его повторную поломку, ведь этому маловесному устройству и без того приходится нелегко – от его исправности зависит вращение массивного маховика и начало движения всей поршневой группы двигателя.

Стартер, без него не запустишь автомобиль, а значит, далеко не уедешь. От его работоспособности зависит успех поездки.
Поэтому нужно разобраться, как предотвратить его выход из строя, или же устранить уже имеющейся поломки.
Рассмотрим более подробно:

  • Тревожные сигналы
  • Неисправности

Тревожные сигналы

Стартер является самым высоконагруженным электрическим потребителем в автомобиле. Если при запуске автомобиля появляются посторонний звук, шум, треск, или же становится ясно, что произошли изменения в работе стартера, не откладывая необходимо принять меры.
На ВАЗ 2109 проблемы со стартером могут быть разные, некоторые из них можно устранить и своими руками, прочитав, как это делать или просмотрев видео.Вот небольшая инструкция по неисправностям.

Неисправности

Итак:

  • Если на ВАЗ 2109 не запускается стартер, для начала нужно сделать элементарную проверку
    1. Проверить, не сел ли аккумулятор (АКБ).
    2. Проверить предохранитель в блоке предохранителей, отвечающий за стартер.
    3. Проверить реле, отвечающее за стартер, оно находится в подкапотном пространстве (фото 2).


Если все же на ВАЗ 2109 не работает стартер и проблема в другом, необходимо обратится к специалисту.

  • На ВАЗ 2109 еле крутит стартер
    1. необходимо убедиться, в норме ли заряд АКБ
    2. не перетянут ли

Совет! Если проблема в другом, необходимо обратится к специалисту, возможно, изношены втулки стартера или иная причина. Чаще на ВАЗ 2109 плохо крутит стартер по причине износа передней втулки установленной в картере двигателя.

  • На ВАЗ 2109 клинит стартер (поворачивая ключ в режим «пуск двигателя», стартер срабатывает на 1-2 секунды, что недостаточно для пуска двигателя и останавливается)
    1. необходимо убедиться, не греются ли клеммы на аккумуляторной батарее, не греется ли плюсовой провод, подходящий до стартера. Если греется, значит, плохой контакт.
    2. возможно, необходима замена втулок якоря.
  • На ВАЗ 2109 залипает стартер, другими словами на ваз 2109 стартер не отключается (отпуская ключ после запуска двигателя, стартер продолжает работать)
    1. Возможно, вышло из строя дополнительное реле стартера (не втягивающее реле).
    2. Возможнозалипают контакты (пятаки) втягивающего реле стартера.
    3. Или не исправность в контактной группе замка зажигания — сплавились контакты.
  • На ВАЗ 2109 не крутит стартер на морозе (стартер немного проворачивает, но с большим натягом, или же вообще не крутит)
    1. Скорее всего, на морозе химические процессы в аккумуляторе приостановились. Необходимо включить свет на несколько минут это поможет разогнать АКБ.
    2. Другой вариант предполагает отогрев АКБ в теплом помещении (не стоит делать слишком большой перепад температур, например, ставить в горячую воду)
    3. Также можно завести автомобиль, кинув питание от другого автомобиля
    4. Если предыдущие варианты не помогли, необходима замена АКБ
  • На ВАЗ 2109 не крутит стартер, щелкает реле (при удерживании ключа в режиме «пуск двигателя», реле само включается и отключается)
    1. Сел аккумулятор

Происходит это, потому что заряда АКБ хватает, чтобы сработало . При замыкании контактов идет большое потребление тока стартером, но этого тока не хватает для его работы.
Напряжение на АКБ падает, и втягивающее реле возвращается в исходное положение. Нагрузки больше нет, снова тока хватает, чтобы сработало втягивающее. Действия повторяются.
Итак:

  • На ВАЗ 2109 не включается стартер (втягивающее реле включилось, а стартер не включился)
    1. Изношены щетки стартера (фото 3)
    2. Возможно, стартер сгорел
    3. заклинил стартер

Совет!Если стартер сгорел, иногда целесообразней купить новый стартер, цена на стартер варьируется от фирмы производителя.


  • На ВАЗ 2109 стартер трещит
    1. Сломаны или изношены зубцы венца маховика. (фото 4)
    2. Изношен бендикс (механизм, входящий в зацепление с маховиком).


Совет! одной из наиболее частых неисправностей стартера является люфт якоря. Как же устранить люфт якоря стартера ВАЗ 2109. Необходима замена втулок скольжения. Наибольшую сложность для некоторых представляет замена передней втулки находящейся в картере (фото 5). А именно как достать эту втулку?

Решения

Итак:

  • Подбираем подходящий метчик, ввертываем его во втулку и вытаскиваем.
  • Или же разрубать втулку острым предметом (отвертка, маленькое зубило, др.)


На первый взгляд очень много, но нет ничего невозможного. То, что сделано руками человека, можно обязательно починить, а имея необходимые знания и навыки, это можно сделать гораздо быстрее и качественнее. Хорошего ремонта.

Многие автовладельцы в своей практике сталкиваются с проблемой, когда при заводке автомобиля (раздаются лишь щелчки). И надо ли говорить о том, что не все из них, особенно неопытные водители, разбираются в таких автомобильных нюансах и знают, как поступать в подобной ситуации?!

Да, самый простой выход здесь – это обратиться в автосервис, где автомеханики точно разберутся, что и к чему. Однако если вы – человек любознательный и сами хотите разобраться со всеми проблемами, и не просто разобраться, а решить их, то данная статья для вас: в ней я расскажу, какими могут быть причины того, что не крутит стартер ВАЗ 2109 и как эти причины можно устранить.

Возможные причины поломки стартера ВАЗ 2109.

Итак, ситуаций, при которых стартер перестает работать, на самом деле, достаточно много. Например, если вы пытаетесь завести автомобиль, и в это время раздаются характерные щелчки, то, возможно, проблема заключается в предохранителе или проводке автомобиля. Также может еще не работать , или же причина может таиться в износе втулок. В подобной ситуации рекомендую проверить контакты на реле, поскольку они могут попросту окислиться. Но в первую очередь убедитесь в работоспособности аккумулятора, советую прочитать мои статьи:

Для этого просто включите габариты и/или аварийную сигнализацию. Если сделать это получилось, значит, аккумуляторная батарея заряжена и работает исправно.

Устройство.


  1. стопорное кольцо
  2. ограничительное кольцо
  3. привод с обгонной муфтой
  4. ось рычага
  5. передняя крышка
  6. рычаг привода
  7. якорь реле
  8. тяговое реле
  9. задняя крышка
  10. защитный кожух
  11. стопорная шайба
  12. стяжной болт
  13. регулировочная шайба
  14. пружина щетки
  15. щетка
  16. корпус
  17. якорь

Устраняем неисправности в работе стартера «девятки».

Сразу же оговорюсь, что все описанные ниже действия по устранению проблемы, обязательно нужно проделывать в той последовательности, в которой они будут приведены.

Ставим свой автомобиль на нейтральную скорость на ручной тормоз и далее следуем алгоритму.

  1. Поднимите капот. Найдите тонкий красный провод на втягивающем реле.
  2. Толстой отверткой замкните две клеммы гайки на втягивающем реле. Не пугайтесь, если при этом вдруг полетят искры, это вполне нормально явление.
  3. Попробуйте вновь запустить мотор. Если стартер закрутился без прокрутки двигателя, то значит — сам стартер в порядке. А если этого не произошло, значит — стартер необходимо будет заменить.
  4. Если стартер исправен, то со втягивающего реле снимайте красный провод и на клемму подайте плюсовой провод от аккумулятора. Реле исправно, если на нем раздался хлопок, а стартер начал двигаться и крутиться вместе с ним. Если этого не произошло, то вся проблема в реле, его нужно заменить.

Видео.