Смольный институт был создан для обучения. Смольный институт. Урок пения. Фото1889 г

Смольный институт Российской академии образования является высшим учебным заведением. Он находится в Ленинградской области. Ранее учреждение имело статус университета. Смольный институт (адрес: пр-т Полюстровский, 59) считается в настоящее время одним из самых респектабельных учебных заведений страны.

Исторические сведения

Смольный институт был создан в 1998-м году по предложению академика Н.Д. Никандрова, который является президентом РАО. Эта организация выступила учредителем описываемого учебного заведения. Холдинговая компания "Электрокерамика" стала ее стратегическим партнером в осуществлении деятельности университета в 2004 году.

Спустя несколько лет появился Научно-образовательный комплекс "Смольный институт Российской академии образования". Решение было принято Президиумом государственной академии образования совместно с советом директоров компании "Электрокерамика". Получившийся проект имеет ряд преимуществ. Создание такого комплекса позволило устроить очередную экспериментальную площадку для реализации инновационных идей. В то же время существует возможность преобразования компании из узкоспециализированной в многопрофильную. Это может быть достигнуто за счет использования интеллектуальных ресурсов академии и привлечения наиболее талантливых молодых людей. Повышение эффективности работы холдинга обеспечат новые лица, которые будут задействованы в производственной деятельности компании.

Назначение научно-педагогического комплекса

Смольный институт выполняет множество различных функций:

1. Научную.

2. Исследовательскую.

3. Воспитательную.

4. Образовательную.

5. Издательскую.

6. Просветительскую.

В комплекс входят различные факультеты. Среди них есть следующие направления:

1. Экономическое.

2. Сервисное.

3. Гуманитарное.

4. Информационных технологий.

5. Искусствоведческое.

6. Безопасности.

7. Кинологии.

Общие сведения об экономическом факультете

Он был основан в конце XX века. Каждый год для развития научной и учебной деятельности факультета приглашаются различные специалисты. Среди них - ведущие отечественные экономисты из научно-исследовательских организаций, различных сфер бизнеса и органов государственного управления. В состав факультета включены две кафедры. Ученый совет является его высшим управляющим органом. В него входят следующие звенья:

2. Заместители.

3. Руководители кафедр.

4. Преподаватели, которые были выбраны в качестве представителей.

5. Ученые.

6. Студенты.

Смольный институт в Санкт-Петербурге имеет свой устав. Он регулирует решение стратегических вопросов, возникающих в ходе деятельности заведения. Ученый совет избирается для повседневного руководства.

Современность

В настоящее время Смольный институт представляет собой многопрофильный вуз, имеющий гибкую организационную образовательную систему. Сейчас учреждение осуществляет учебную деятельность по нескольким группам направлений. Среди них следующие:

1. Социальное.

2. Гуманитарное.

3. Педагогическое.

4. Образовательное.

5. Экономическое.

6. Управленческое.

7. Культурное.

8. Искусствоведческое.

9. Информационной безопасности.

10. Вычислительной техники.

11. Информатики.

12. Сферы обслуживания.

13. Транспортных средств.

Учреждение осуществляет подготовку бакалавров по двадцати направлениям педагогики, дипломированных выпускников - по четырнадцати специальностям, а также магистров Учебная программа института полностью соответствует государственным стандартам высшего профессионального образования. Учреждение постоянно совершенствуется, а также организует ряд курсов по специальным дисциплинам. В заведении осуществляют свою деятельность четырнадцать докторов и несколько десятков кандидатов наук. На очной форме обучения количество студентов доходит до нескольких тысяч человек.

Профиль

Образовательная структура включает следующие виды деятельности:

1. Экономическую.

2. Управленческую.

3. Гуманитарную.

4. Информационной безопасности.

5. Сервисную.

6. Информатики и вычислительной техники.

7. Художественную.

Научная структура включает такие виды деятельности:

1. Медико-социальные исследования.

2. Ноосферное обществознание.

3. Экологию человека.

4. Телекоммуникационные и информационные технологии.

Международная структура включает следующие виды деятельности:

1. Подготовку кадров для стран СНГ и ближнего Востока.

2. Организацию симпозиумов и конференций международного масштаба.

3. Создание центров для изучения культурного наследия народов СНГ.

Главные задачи, которые ставит перед собой Смольный институт

1. Гарантия высокого качества образования по востребованным специальностям в сфере информационных технологий.

2. Разработка и внедрение инноваций в образовательный процесс, осуществление контроля над ним.

3. в области телекоммуникаций и информатики.

4. Гарантия непрерывного и единого образовательного процесса на каждом этапе обучения - от дошкольного заведения до аспирантуры включительно, причем в системе одного учреждения.

5. Участие в программах улучшения интеграции национальных и российских школ.

6. Внесение вкладов в процессы формирования единой образовательной системы в странах СНГ.

7. Подготовка высококвалифицированных кадров.

Деятельность проекта "Образование и мир на Кавказе"

Цель программы - интеграционная. Задачей является создание объединения для организации обучения студентов, которые проживают в Центральной Азии и на Северном Кавказе. Образовательная деятельность будет осуществляться по программам высших профессиональных учреждений Российской Федерации. Организация планирует развивать свою деятельность в Республике Дагестан.

Вектор работы

Проект имеет несколько основных задач. Среди них следующие:

1. Подготовка местных специалистов.

2. Создание необходимых условий проживания в Санкт-Петербурге для жителей Северного Кавказа. Приоритет отдан тем гражданам, которые являются студентами высших учебных заведений города.

3. Создание необходимых условий для проведения совместной деятельности по таким направлениям, как творческое, образовательное, спортивное, культурное и др.

4. Реализация обменных учебных программ по системе открытого образования.

5. Проведение различных мероприятий сценического и выставочного характера.

6. Открытие колледжа женского образования в Республике Дагестан.

Смольный институт благородных девиц. Историческая справка

Существует давнее предание. Согласно ему, императрица планировала на исходе своей жизни переселиться в тихий монастырь. Ответственным за создание проекта и возведение здания был назначен Франческо Бартоломео Растрелли. Суть замысла заключалась в постройке женского монастыря на том месте, где располагался загородный Закладка фундамента состоялась в середине XVIII века. План, составленный архитектором, требовал много затрат. В то время началась Семилетняя война, средств на завершение постройки не хватало. В результате монастырь так и не использовался по прямому назначению. Только в 1764 году был открыт Смольный институт. Архитектор В.П. Стасов продолжил работать над собором.

Развитие событий после смерти императрицы

В последующие годы судьба была в руках Екатерины II. Она решила распорядиться им по-своему. В тот период в Российской империи не было ни одного учреждения, в котором могли бы обучаться девочки. Дворянские дочери получали образование преимущественно на дому. В то же время девочки из бедных семей не учились вовсе. По этой причине императрица приняла решение об открытии в монастыре "Воспитательного общества". Так начал свое существование Смольный По вопросу открытия учреждения был издан специальный указ. В нем говорилось, что здание Смольного института отныне будет использовано для того, чтобы женщины имели возможность получать образование. В дальнейшем они смогли бы стать образцовыми матерями, полезными членами семьи и общества.

Публикации раздела Традиции

История Смольного института

И стория женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Смольный Институт. 1800-е. Фотография: pressa.tv

Смольный Институт. 1917. Фотография: petrograd1917.ru

Смольный Институт. 1940-ые. Фотография: istpravda

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице - Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран - дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса - каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, - это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru

Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru

Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru

На катке. Фотография: birdinflight.com

Гимнастика. Фотография: birdinflight.com

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».

Правила поведения благородных девиц

Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Преподаватели Смольного института и их ученицы. Фотография: birdinflight.com

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц - это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» - дурная). Существовал и другой термин - «парфетки» (искаженное французское «parfaite» - совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически - гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого, а самые старшие - белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru

Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького - Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова - поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Смольный институт благородных девиц стал первым женским образовательным учреждением в России, а его открытие положило начало эпохе реформ в области просвещения. Не последнюю роль в этом сыграл Иван Бецкой - президент Академии художеств, попечитель Смольного института и Московского воспитательного дома, руководитель Сухопутного Шляхетного корпуса. Именно по его проекту в 1764 году было создано Воспитательное общество благородных девиц, а затем по Российской Империи был разослан указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре». К указу был приложен устав и штат «сего Воспитательного Общества».

От кофейного до белого

Во многом Смольный институт был похож на современные школы. Девочек из дворянских семей принимали туда с шести лет, а обучение длилось 12 лет и было разделено на четыре «возраста» по три года. В зависимости от возраста воспитанницы- « смолянки » должны были носить форменные платья: младшие - кофейного цвета, от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого и от 15 до 18 лет - белого цвета. Шесть лучших выпускниц удостаивались отличительного знака - золотого вензеля с инициалами императрицы.

Одновременно в институте проходили обучение около 200 девочек. В 1765 году при Смольном институте открылось учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где можно было получить общеобразовательную подготовку по упрощенной программе и изучить азы домоводства.

Трудоустройство гарантировано

Девицы из благородных семей по окончании института получали службу при дворе, некоторые становились фрейлинами. На это была направлена и образовательная программа заведения, составленная при участии Ивана Бецкого. Здесь изучали Закон божий, три иностранных языка, арифметику, рисование, историю, географию, словесность, обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Особый упор делался на иностранные языки и Закон божий, а выпускницы обязаны были знать «правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости». В штатное расписание института входили 29 учителей: русского языка, иностранных языков, рисования, вокальной и инструментальной музыки, истории, географии, геральдики и архитектуры, два танцмейстера.

Устав института был строг - девушки жили по четкому распорядку дня, а видеться с родными могли только по выходным и праздникам и только в присутствии начальницы. Покинуть заведение до 18-летия по своему желанию или по требованию семьи девочка не имела права.

Институт располагался в монастыре до начала XIX века, пока рядом не было построено специальное здание. Фото: АиФ / Екатерина Стекольщикова

Многие выпускницы оставались в институте и работали классными дамами - для них в награду за многолетний труд были предусмотрены почетные знаки: оранжевый бант «За труды» и серебренный с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Императрицы Марии Федоровны». Девушки, которые воспитывались в мещанском отделении института, впоследствии могли рассчитывать на должность гувернанток.

Императорская реформа

Перемены в уставе института начались после смерти Екатерины. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год « смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.

Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста - в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны девочек стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году.

Новая порода

Образование, безусловно, было не единственной целью Смольного института. Учреждая это заведение, Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим « смолянкам» , но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.

На знаменитых портретах Левицкого « смолянки» скромны и веселы - как и положено по уставу института. Фото: Creative commons

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности, - писала Зинаида Мордвинова в 1914 году в своем историческом очерке «Смольный институт в эпоху Екатерины II». - Что касается системы воспитания, то в уставе дается наставление самим воспитательницам, начиная с начальницы. В обращении с детьми требуются: «кротость, благопристойность, учтивость, благоразумие, справедливость и также непритворная веселость и отсутствие лишней важности в обращении».

Средством исправления провинившихся служило пристыжение перед всем классом, «дабы стыд одной служил всегда к воздержанию других от подобных поступков». Но применялась эта мера лишь в очень важных случаях, к которым относились малейшее нарушение благочиния во время молитвы или при церковном богослужении.« Очевидно, тут идет вопрос не только о светских манерах, но о выработке того культурного типа, который осуществлял бы ее государственную задачу: создать новую породу людей», - пишет Мордвинова.

Доска почета

За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. Одной из последних в институт благородных девиц в 1914 году поступила баронесса Мария Будберг - возлюбленная Максима Горького и героиня книги Нины Берберовой «Железная женщина». В 1911 году институт окончила Нина Комарова - будущая поэтесса Нина Хабиас, ученица Алексея Крученых и одна из первых футуристок.

Карл Булла в 1917 году сфотографировал последних воспитанниц Смольного института. Фото: Creative commons

В 1900 году одной из выпускниц стала Мария Добролюбова - педагог, сестра милосердия, революционер и сестра поэта Александра Добролюбова. В 26 лет она покончила с собой, не найдя в себе сил совершить теракт, организованный эсерами. В 1895 году выпускницей Смольного была Ксения Эрдели - арфистка, композитор, педагог, народная артистка СССР и основоположница советской школы исполнительства на арфе. В 1891 году институт окончила Дочь короля Николы I Черногорского и его жены Милены Вукотич принцесса Елена Черногорская, которая в браке с Виктором Эммануилом III стала королевой Италии и Албании, императрицей Эфиопии. Здесь же учились ее сестры, великие княгини Милица Николаевна, Зорка Николаевна и Анастасия Николаевна.

В 1848 году институт окончила Елена Бурман (в замужестве - Молоховец) - автор книги «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1861) и классик русской кулинарной литературы. Еще раньше здесь училась Елена Полтавцева - будущая жена генерала Дмитрия Скобелева и мать генерала Михаила Скобелева, начальница лазаретов во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Выпускницей Смольного была и Екатерина Керн - дочь Анны Керн, возлюбленная композитора Михаила Глинки и мать академика Юлия Шокальского.

Считалось, что из Смольного института благородных девиц выходят самые элегантные фрейлины, добропорядочные жены и просто большие умницы. После того, как девочки попадали в это учебное заведение, они практически не видели родителей, а условия, в которых они жили, были по-настоящему спартанскими. В нашем обзоре 30 фотографий из Смольного, которые позволят увидеть, как жили его воспитанницы.

Смольный институт благородных девиц, открывшийся в Санкт-Петербурге 5 мая 1764 года стал первым в России женским воспитательно-образовательным учреждением.



Управление институтом императрица Екатерина доверила своему личному секретарю Ивану Ивановичу Бецкому, который и был инициатором открытия института благородных девиц. Он получил образование за границей, много общался с энциклопедистами и придерживался рационалистических взглядов, будучи уверенным, что самое главное - просвещение, просвещение и ещё раз просвещение!




Правда, до учебного заведения Смольный явно не дотягивал, так как науки там изучались поверхностно. Упор в заведении делали на иностранные языки, хорошие манеры и дисциплину. Рассуждающие женщины были не в чести.




Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам... дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же буду учить там их чад. Но в 1764 году первый набор состоялся.



Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.



Главная цель преподавателей Смольного заключалась в том, чтобы сделать из девушки «парфетку» (parfaite франц. - «совершенный»). Выговор девушка могла получить за малейшее отступление от правил: недостаточно аккуратно заправленная постель, громкий разговор на перемене, выбившийся локон, завязанный не по уставу бант на переднике.




За порванный чулок за неаккуратности или за проделки девочек оставляли стоять посреди столовой в то время, как другие обедали. Девушек так тщательно оберегали от пороков, что в Библиях заклеивали седьмую заповедь о прелюбодеянии.



Условия в институте были спартанские, поскольку Бецкой был уверен, что только в здоровом теле здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.





Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:

Утренний чай с булкой.
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
- Вечерний чай с булкой.



Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.



На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдика, архитектура и физика. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводством, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей.

Шесть лучших учениц по окончании института получали золотой шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали.

После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы.


Суровые правила в Смольном институте благородных девиц можно сравнить разве что с теми, что существуют в хореографических школах. Наш позволяет погрузится в эту атмосферу.

Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране. Выпускницы Смольного, воспитывая своих или чужих детей в уважении к знаниям и культурному наследию, вольно или невольно способствовали просвещению русского общества.

Близкие Екатерине Великой идеи просвещения искренне разделялись многими её прогрессивными сподвижниками. Таковым был И. И. Бецкой, получивший образование за границей и сформировавшийся там как мыслитель и деятель образования. На педагогические воззрения Бецкого определяющим образом повлияли труды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других представителей французского просвещения, согласно которым воспитание «нового» человека должно происходить в строгой изоляции от внешнего мира, погрязшего в «суевериях» и «злонравии». И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», став инициатором школьной реформы 1763-1764 годов. В результате была создана система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера.

Прекрасно понимая роль женщины в деле формирования общественного сознания и воспитания подрастающего поколения, Бецкой проявил себя горячим сторонником женского образования. В мае 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано «Воспитательное общество благородных девиц», преследовавшее цель «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Принципиально новое учебно-воспитательное заведение разместилось в стенах Воскресенского девичьего монастыря, который начал строиться еще при императрице Елизавете Петровне на месте принадлежавшего ей Смольного дворца и был открыт одновременно с Воспитательным обществом. Именно поэтому Воскресенский монастырь обычно называли Смольным монастырем, а питомиц Воспитательного общества — «смолянками» или «монастырками».

В Воспитательное общество благородных девиц принимали в шестилетнем возрасте, курс обучения длился 12 лет и состоял из четырёх трёхлетних классов. Всё это время воспитанницы должны были безвыездно пребывать в стенах института и не иметь свиданий с родными. С родителей бралась расписка, что они ни под каким предлогом не будут требовать своих дочерей назад до истечения срока обучения и достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Императрица надеялась, что изоляция девочки на долгий срок и возвращение в родную среду уже развитой и облагороженной девушки, будет способствовать смягчению нравов и созданию «новой породы людей». Немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы. Именно поэтому основной состав учениц был родовитым, но бедным.

Для занятий первоначально назначались только учительницы, которые должны были неотлучно днём и ночью находиться при детях. Распорядок дня был незыблем и строг: подъём в 6 часов утра, уроки с 7 до 11 и с 12 до 14 часов. Занятия чередовались с физическими упражнениями, играми и прогулками. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. Форма учениц свидетельствовала о принадлежности к той или иной возрастной группе. Девочки младшего возраста носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами»; воспитанницы-подростки 9-12 лет одевались в голубые платья, с 12-15 лет — в серые, а в 15-18 лет на занятия ходили в зеленых, а на балы — в белых платьях.

Программа обучения была разработана в духе тогдашних требований к женскому образованию, предусматривая изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов, нужно было научиться и всему, что должны были уметь добродетельные жёны и матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Учителя обязывались обращаться с девицами кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания не допускались. Выработка хороших манер и светского благородства должна была помочь питомицам Воспитательного общества занять видное положение в обществе, чтобы воспитанная в них привычка к добродетели способствовала повышению его нравственного уровня.

Спустя год при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Оба института находились на территории Воскресенского монастыря, имели единое начальство и штат учителей, но размещались в разных зданиях и различались программой и длительностью обучения. Управление делами Воспитательного общества возлагалось на Совет Попечителей. Главой Воспитательного Общества назначалась начальница, подбирающая педагогический состав, решающая вопросы экономического и организационного характера.

Императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института (так вскоре стали называть Воспитательное общество). Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: «...Мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме».

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их часто вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли.

После смерти императрицы Екатерины Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица управляла Смольным институтом 32 года и существенно реформировала его: срок обучения был сокращён до 9 лет — трёх трёхлетних классов, возраст приёма в институт повышен до 9 лет, установлены полугодичные и годичные экзамены, разрешены свидания с родными, для преподавания приглашены учителя-специалисты, а круглосуточное нахождение при детях доверили классным дамам, заботившимся о воспитании характера, успехах, поведении, манерах и гигиене воспитанниц. Основным критерием отбора классных дам обычно был незамужний статус. Неустроенность личной жизни, порой, весьма негативно сказывалась на их характере, и стареющая особа начинала отыгрываться на своих подопечных, запрещая все, что можно, и наказывая за малейший проступок. Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, выбившийся локон из строгой прически. Впоследствии классными дамами в институте работали многие его выпускницы.

Воспитание дворянок и мещанок отныне было строго разделено. Девочек-мещанок стали принимать с 11-12 лет, а срок их пребывания в заведении сократили до 6 лет, поскольку по мнению императрицы обучение мещанских девиц должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, матерями и хозяйками». Совместные с «благородной половиной» собрания больше не устраивались, а лазареты заведений были отделены друг от друга. Императрица даже отменила обучение мещанок иностранным языкам, но поскольку многие из выпускниц становились гувернантками, преподавание французского и немецкого языков всё же было восстановлено. Самыми же существенными последствиями реформы Марии Фёдоровны стали перемены в характере Воспитательного общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, были заменены более узкими, чисто женскими.

В 1809 году институт окончательно перебазировался в специально возведённое для него архитектором Дж. Кваренги здание с огромными дортуарами и классными комнатами. Кстати, разработанная архитектором схема расположения учебных и служебных помещений не потеряла своей актуальности и сегодня. Дворянская часть института, именуемая «Обществом благородных девиц», с 1842 года обрела дополнительное название — «Николаевская половина». Сюда принимали дочерей лиц в чине не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату. Девочек готовили для будущей придворной и светской жизни, и некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Вторая его половина получила название Александровского училища, в которое принимали дочерей мещан и купцов, придворных служителей, унтер-офицеров гвардии. Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительских кадров. Целое столетие после основания Смольного оба заведения состояли под главенством одной начальницы и одного инспектора. Разделение произошло по инициативе императрицы Марии Александровны, увидевшей в этом единении большие неудобства.

С отступлением от екатерининской образовательно-воспитательной концепции общение воспитанниц с внешним миром резко ограничилось. Все усилия администрации теперь были направлены на сохранение традиционного однообразия, а воспитание стало сводиться к поддержанию порядка, дисциплины и внешнего благообразия институток. «Казённые затворницы», как называл институток Александр Бенуа, чаще видели императрицу и придворное общество, чем своих близких. «Наше начальство, — поясняла такое положение дел одна из бывших смолянок, — находило это необходимым для того, чтобы воспитанницы сосредоточивали все свои помыслы на развитии нравственных способностей, чтобы приучить их довольствоваться скромною долею». Однако «убийственное однообразие» стирало всякие индивидуальные различия, «притупляло способности ума и сердца, охлаждало живость впечатлений, губило в зародыше восприимчивость и наблюдательность».

В самом начале 1859 года инспектором классов в Смольном, на Николаевской и Александровской половинах, был назначен уже известный к тому времени педагог Константин Дмитриевич Ушинский, который сразу же приступил к прогрессивным преобразованиям (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). По его понятиям, учитель русского языка не должен ограничиваться преподаванием грамматики, а обязан давать ученицам ясное представление об окружающем, научить их рассуждать о знакомых предметах и правильно выражать свои мысли. Училище, ранее готовившее дворцовых служительниц, теперь приобрело профессионально-педагогическую ориентацию.

Одна из смолянок того периода впоследствии вспоминала: «Если бы кто-нибудь сказал нам тогда, что этому человеку суждено не только пошатнуть устои двух огромных институтов, незыблемо покоившихся на основах безнравственной нравственности, ханжеской морали и рутинных схоластических приёмов преподавания и в корне изменить взгляды и мечты институток, мы, воспитанницы, ни за что не поверили бы этому». «...Наша мысль зашевелилась впервые, — продолжает она, — нас охватил какой-то вихрь вопросов, глаза у всех блестели, щёки пылали, сердца трепетали <...>, мы сразу, инстинктивно, почуяли в его личности что-то сильное, крупное, оригинальное». Ушинский настоял на том, чтобы занятия носили характер живых бесед. Своим воспитанницам он внушал: «Вы должны, вы обязаны зажечь в своём сердце не мечты о светской суете <...>, а неугасимую жажду к приобретению знаний. <...> Мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд <...> никогда никого не обманывает...»

В конце третьего и последнего года инспекторства Ушинского, начальница всё с большей настойчивостью стала обвинять его в пренебрежении моральными основами институтского воспитания, стремлении «выбросить за борт как ненужный хлам всю женственность, скромность и другие особенности, составляющие главный фундамент воспитания молодой девушки». Раздражало её и стремление инспектора ограничить власть классных дам. На Ушинского посыпались клеветнические обвинения, и на некоторые из них ему пришлось давать официальные объяснения. Ровно через три года после вступления в должность инспектора, Ушинский подал прошение о своём увольнении из Смольного. Вместе с Константином Дмитриевичем институт покинули почти все приглашённые им преподаватели. Предложенные Ушинским прогрессивные учебные программы были свёрнуты, и до последних дней своего существования Смольный институт оставался образцом консерватизма и приверженности традициям.

В октябре 1917 года Смольный институт переехал в Новочеркасск. В феврале 1919 года здесь состоялся его последний российский выпуск. Условия институтского воспитания не создали «новую породу» светских женщин, как это первоначально планировалось, но сформировали оригинальный женский тип — восторженный и наивный. Институт представлял собой слишком абстрактную, искусственную модель действительности, чтобы приобретённые в нём навыки соответствовали естественному житейскому опыту. Многим смолянкам пришлось «прямо с облаков спуститься в самый неказистый мир», что крайне осложняло и без того трудный процесс адаптации к новой жизни. Культурная элита конца ХVIII — начала ХIХ века усматривала в институтках достаточно много достоинств: серьезность и образованность, естественность и непосредственность. Однако к середине XIX века «прогрессивная мысль» утвердилась во мнении, что институт не давал ни должного образования, ни подлинного нравственного воспитания, что «отжившая» институтская идея должна уступить место новому типу женского училища — открытой и общедоступной гимназии.

И всё же именно Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране. Выпускницы Смольного, воспитывая своих или чужих детей в уважении к знаниям и культурному наследию, вольно или невольно способствовали просвещению русского общества. Накопленный же институтом положительный опыт был позднее использован в организации тех же гимназий, а затем и первых российских женских высших учебных заведений. Образ же институтки — этакой бледнолицей «кисейной барышни» — представляется ныне чуть ли не самым характерным персонажем широкой и красочной панорамы культурной жизни дореволюционной России.

Елизавета Газарова