Примерный перечень трудовых поручений. Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте Общественно полезный труд во 2 младшей группе

Примерный перечень трудовых поручений

Младшая группа

Воспитательные задачи:

1. Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включиться в него.

2. Учить детей трудиться рядом, не мешая друг другу.

3. Поддерживать и развивать интерес к труду сверстников и взрослых, стремление кобщению и совместной деятельности с ними.

4. Воспитывать у детей исполнительность, послушание, желание выполнить требование взрослого.

5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд (2-3 ребенка).

Сложить аккуратно на полке строительный материал.

Расставить игрушки, посадить красиво кукол.

Расставить стулья на занятие, по окончании - убрать их.

Вынести на участок игрушки, а после прогулки помочь собрать их.

Разложить на столе ложки, расставить салфетницы.

Отнести на раздаточный стол чашки, салфетницы.

Раздеться, одеться, помочь товарищу развязать шарф.

Расчистить дорожку от снега.

Собирать сор, листья в определенное место.

Смести снег с лавочек.

Труд в природе

Поливать комнатные растения.

Полить грядку на огороде, цветник на участке.

Кормить птиц.

Сеять крупные семена (гороха, фасоли, настурции).

Сажать лук.

Вытирать пыль с листьев крупнолистных растений.

Средняя группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать и поощрять стремление детей помогать друг другу, учить умению принимать помощь своих товарищей.

Воспитывать умение совместно достигать цель, не переключаясь на более интересное занятие, игру.

3. Приучать детей к соблюдению навыков культуры труда: знать и находить то,

что нужно для работы, бережно пользоваться предметами труда, уносить их на место по окончании работы и по просьбе воспитателя.

4. Развивать у детей чувство радости от совместно выполненной работы, от совместных усилий, направленных на достижение общего результата.

5. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе по примеру сверстников.

Хозяйственно-бытовой труд (3-4 ребенка).

Протирать мокрой тряпкой столы, стулья. Стирать кукольное белье.

Вытирать влажной тряпкой пыль с подоконников.

Вытирать разлитую воду после поливки цветов.

Мыть и протирать строительный материал.

Мыть игрушки в группе и на участке.

Наводить порядок в раздевальных шкафах.

Подметать часть участка, веранды, дорожки.

Сметать снег с лавочек, игрового оборудования.

Собирать песок в горку в песочном дворе.

Собирать мусор и относить его в ведерках в определенное место.

Труд в природе

Собирать овощи, фрукты в саду и огороде.

Срезать лук специальными ножницами.

Рыхлить землю в цветочных горшках.

Собирать природный материал для поделок.

Собирать щавель, крупные семена.

Ухаживать за птицей, черепахой (менять им воду, кормить их, уносить в определенное место отходы).

Приносить из кухни корм (капусту, морковь, зелень).

Старшая группа

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, закреплять интерес к коллективной деятельности со сверстниками и взрослыми.

2. Прививать детям навыки совместной постановки цели и достижения ее результатов.

3. Развивать умение общаться со сверстниками: обсуждать и планировать работу, оценивать достигнутый результат.

4. В совместном труде воспитывать у детей чувство справедливости; правильно распределять интересную и малоинтересную работу, трудиться с детьми до конца.

5. Приучать детей выполнять некоторые задания по типу «совместного труда».

Хозяйственно-бытовой труд.

Приводить в порядок шкаф с игрушками и пособиями.

Протирать подоконники влажной тряпкой в групповой комнате и спальне.

Помогать няне застилать чистое белье, надевать наволочки.

Поливать в сухую погоду участок, .в песочном дворе - песок.

Протирать лавочки на своем участке и у малышей.

Следить за порядком в песочном дворе.

Мыть, просушивать и укладывать строительные материалы.

Приводить в порядок огород (очищать от мусора и камней).

Приводить в порядок игрушки (мыть, сушить, протирать).

Подметать участок, дорожки (от снега, песка, мусора).

Стирать салфетки, тряпочки, использованные на занятиях по изобразительной деятельности.

Срезать цветы, составлять букеты, украшать помещение.

Протирать шкафы в раздевальной комнате (совместно с няней).

Труд в природе

Пересаживать комнатные растения.

Сеять семена цветов, овощей, выращивать рассаду.

Высаживать рассаду, ухаживать за ней.

Собирать корм на зиму для животных, птиц, находящихся в детском саду.

Полоть грядки на своем участке и участке малышей.

Собирать в саду ягоды и фрукты.

Перекапывать грядки (вторичная перекопка).

Вместе с воспитателем менять воду в аквариуме.

Ручной труд

Ремонтировать книги.

Готовить пособия, материалы для предстоящего занятия.

Делать гирлянды, бусы, елочные украшения.

Ремонтировать пособия, игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Участвовать в оформлении группы, участка к праздникам.

Изготавливать сувениры, игрушки, украшения из природного материала.

Делать гирлянды цветных флажков для оформления веранды, песочного двора.

Приложение 6

Примерный образец календарного плана воспитательно-образовательной работы во 2 младшей группе.

дата Содержание воспитательно – образовательной работы декабря, среда 4 декабря, среда 4 декабря, среда 4 декабря, среда УТРО Внести иллюстрации (уход за машиной: мойка, протирание стекла). Рассмотреть их с желающими детьми. Задать вопросы:
  • Что здесь изображено?
  • Что делает шофер?
  • Зачем шофер моет машину?
  • Что моет у машины шофер?
  • Что ему для этого нужно?
Предложить шоферам вымыть свои машины после поездки. Желающим детям предложить д/и «Помоги Федоре». Закреплять умение узнавать и создавать изображение по отдельным элементам. Прочитать отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе». Раздать наборы разрезной посуды, пояснить правила (при «склеивании» посуды ищется кусочек подходящей формы, примеривается и только потом кладется на место). Выполнить действие вместе с одним ребенком. Поручить Паше Т., Тане В. полить цветы. Приучать к уходу за растениями, формировать навыки правильного полива. Продемонстрировать полив цветка (носик лейки – у края горшка). Предложить детям самим набрать воду и поставить лейки на место после работы. Обратить внимание подошедших детей, как подросли цветы в группе. Поручить Кате В. и Ларисе З. покормить морскую свинку. Приучать к заботе о животных. Подсказать, где взять корм, напомнить о необходимости вымыть кормушку. Привлечь внимание детей к тому, как свинка ест корм, умывается. Поблагодарить детей за заботу о цветах и морской свинке. Предложить желающим детям настольный строительный материал и мелкие игрушки – матрешки для обстраивания. Предложить построить для матрешки «комнату» - стул, стол, кровать, диван. Дать образец постройки, напомнить используемые приемы строительства. Предложить Оле К. игру «Ветерок и снежинки», развивать речевое дыхание. Предложить подуть на снежинки – долго легким ветерком, коротко сильным ветром. Предложить Ане З. игру «Сбор урожая», упражнять в различении трех предметов по величине. Подсказать, что различить предметы по величине можно, накладывая их друг на друга. Предложить Ване Д. игру «Один и много», упражнять в группировке предметов. Дать образец игровых действий. Напомнить детям правило: «Поиграл – поставь игрушку на место». Проконтролировать уборку игрушек перед утренней гимнастикой. Провести утреннюю гимнастику (вписать комплекс упражнений). Поручить Рустаму Т. И Насте П. разложить на столы салфетки и ложки. Поручить Кате Б. и Алине Р. разложить клеенки на столы для занятий лепкой. ЗАНЯТИЯ Занятие по лепке «Посуда для трех медведей» Программные задачи:
  1. Вызвать желание самостоятельно изготавливать предметы для игры; учить лепить посуду с невысокими краями способом сплющивания и вдавливания, закреплять навык оттягивания.
  2. Развивать зрительное и тактильное восприятие, моторику кисти и пальцев руки.
  3. Воспитывать желание помочь другому; воспитывать культуру деятельности (поддержание порядка на рабочем месте).
  4. Активизировать словарь детей: медведь, миска, скатывание, сплющивание, вдавливание, оттягивание, шар.
Оборудование: У воспитателя: У детей Куклы – медведи клеенка Образец миски пластилин Пластилин салфетка салфетка Ход занятия: · Сюрпризный момент (приход медведей) · Поставить задачу: слепить миску для медведей способом оттягивания края диска · Проанализировать форму образца · Показать способ выполнения миски: скатывание в шар – сплющивании – вдавливание середины – оттягивание края – выравнивание · Дать установку на подготовку к работе (закатать рукава, размять пластилин, поддерживать порядок на столе) · Вести контроль за самостоятельной работой детей; напомнить – после работы надо протереть руки салфеткой и отнести ее в ведро · Провести анализ детских работ: от своего имени – похвалить, поблагодарить за отзывчивость, от имени медведей – оценить качество выполнения мисок · Поручить Инне М.и Вове Ч. Собрать со столов клеенки и протереть их; показать движение при протирании клеенок. ПРОГУЛКА Привлечь детей к наблюдению за птицами. Уточнить представления о зимующих птицах, закрепить их названия (воробей, голубь, ворона, снегирь, синица). Приучать к заботе о птицах. Вопросы:
  • Кто живет на нашем участке?
  • Кто прилетает к кормушке?
  • Как называются эти птицы?
  • Как выглядит синица (воробей, снегирь и т.д.)?
Предложить понаблюдать за повадками разных птиц – кто как клюет, прыгает. Закрепить название «зимующие птицы». Поручить Лизе У. насыпать корм в птичью кормушку. Предложить поиграть в п/и «Воробушки и автомобиль», развивать ловкость, внимание, ориентировку в пространстве, упражнять в беге врассыпную. Напомнить правила, взять в 1 туре роль водящего на себя. В конце игры отметить самых ловких и внимательных детей. Поручить Вене И., Лене Ч. И Диме В. расчистить дорожки от снега Приучать помогать взрослым, закреплять навыки работы с лопатой. Расставить детей вдоль дорожки, показать положение и направление движения лопаты при отбрасывании снега на снежный вал. Оценить работу детей перед всей группой. Предложить желающим детям лопатки, совки, формочки для игр со снегом. Предложить Любе К.и Гале Д. поиграть в снежки. Упражнять в метании вперед снизу. Показать технику метания, контролировать позу и положение рук детей. Предложить Тане Ж. покататься с горки. Формировать умение поддерживать равновесие. Показать правильную позу, поддержать за руку, контролировать движение ребенка. Предложить желающим детям п/и «Лохматый пес». Развивать ловкость, умение бегать в одном направлении, не сталкиваясь друг с другом. Помочь выбрать водящего, напомнить правила. Регулировать подвижность детей во время игры. Привлечь желающих детей к выкладыванию узоров из цветных льдинок, развивать цветовое восприятие, закреплять названия цветов спектра, упражнять в составлении ритмичного узора на «полосе»-дорожке. Выложить первый пробный узор, предложить детям описать придуманный узор и выложить его. Привлечь детей к п/и малой подвижности «Поезд», упражнять в ходьбе змейкой. Напомнить правила, стать «во главе» поезда. Вынести на прогулку оборудование: в коробочке – корм для птиц; формочки для игры со снегом; лопатки (4шт), совки (7 шт.); кукол в зимней одежде; игрушечные санки; коробку с цветными льдинками. ВЕЧЕР Выложить в игровой уголок настольно-печатные игры «Парные картинки», геометрическое лото, домино «домашние животные»; игрушки – шнуровки; разложить атрибуты для игры в больницу, магазин, привлечь к ним внимание детей. Привлечь к игре в мозаику Сашу К. и Сережу Л., предложить им выложить любимое животное. С желающими детьми поиграть в словесную игру «Съедобное – несъедобное», упражнять в классификации продуктов и предметов. Обсудить, какие продукты можно есть. Для определения очередности хода использовать мяч. Выложить в игровой уголок игрушечные инструменты – гаечный ключ, отвертку, молоток. Принять участие в игре в «шофера» вместе с Витей Ф. Помочь расширить сюжет: взять на себя роль шофера, поехать рядом, «услышать» шум в моторе, остановить, чинить ее: «открутить» гайки, чинить мотор. Спросить: Шофер, где можно залить в машину бензин? Внести новую д/и «Кубики». Рассмотреть игру вместе с детьми, выложить 1 – 2 картинки. Предложить игру желающим детям, развивать внимательность, наблюдательность. Подсказать, как находить части одинаковой картинки, напомнить правила сбора картинки. Провести вечер развлечений – показ театра кукол «Теремок». Повеселить, порадовать детей, подвести к пониманию правила – «вместе можно справиться с любой бедой».
  1. Приход Бабушки Загадушки, загадки о животных
  2. Показ настольного театра кукол «Теремок»
  3. Пение (под аккомпанемент) «Строим дом» Муз. Попатенко
  4. Хоровод «Каравай».
Организовать коллективный хозяйственно – бытовой труд (по звеньям) по уборке группового помещения. Протереть пыль на подоконниках, красиво расставить игрушки в шкафах, промыть поддоны у растений. Формировать у детей навыки поддержания чистоты и порядка в группе, воспитывать умение действовать сообща. Оборудование: 2таза с теплой водой; 10 рукавичек для мытья, 5 тряпочек для вытирания; 10 детских фартуков; 2 клеенки на столы. Распределить детей по звеньям: Олеся К., Лера Т., Вера Ф., Лена С., Саша К. – мытье поддонов из-под растений, Люба К., Галя Д., Таня Ж., Дима В., Веня И. – протирание поддонов, Соня К., Илья М., Тоня Б., Алеша Ц., Катя Б. - протирание пыли на подоконниках, Лена Ч., Инна М., Лиза У. - расставить игрушки в шкафу. Создать игровую ситуацию – «прилежные гномы». Объяснить порядок работы каждого звена, привлечь детей к подготовке рабочего места. Подготовить детей к работе (закатать рукава, надеть фартуки). Помочь детям достать поддоны из-под цветов, показать приемы мытья и протирания поддонов, распределить поручения в звене. Показать последовательность протирания подоконников: подготовить себя к работе – намочить тряпку – отжать – стирать пыль от окна к краю подоконника (к себе). Проконтролировать работу звена по уборке игрушек, напомнить, что они должны быть расположены красиво. Привлечь детей к уборке оборудования. Похвалить «усердных гномов» от имени Белоснежки, обратить внимание на чистоту и красоту помещения, дать мотивированную оценку труда каждого ребенка.. Предложить Олесе К., Оле Х., Мише Г. игрушки – застежки, упражнять в застегивании и расстегивании пуговиц, развивать мелкую моторику пальцев руки. Показать образце действий; застегнуть пуговицу вместе с Мишей Г. С желающими детьми поиграть в п/и «У медведя во бору», развивать ловкость, формировать ориентировку в пространстве. Участвовать в игре «ловимым», подсказывать слова игры. Предложить Вере Ф. и Свете Г. Поиграть в д/и «Домики», упражнять в различении цвета. Напомнить правила игры, подсказать: для сравнения цвета детали надо приложить друг к другу. Побуждать проговаривать названия цветных деталей. Привлечь Леру Т., Валю П. и Лену С. К уборке игрушек в группе, приучать поддерживать порядок в окружающем. Похвалить проявления самостоятельности в действиях детей. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА Привлечь детей к наблюдению за закатом. Развивать эстетическое восприятие. Вопросы:
  • Как называется время дня, когда солнце уходит спать?
  • Как выглядит солнышко вечером?
  • Как разукрашивает солнышко все вокруг?
  • Какого цвета становится снег на солнце?
  • Какого цвета снег в тени?
  • Как выглядят ветви деревьев на фоне заходящего солнышка?
  • Нравится ли вам окружающее, когда солнце заходит?
Предложить поиграть в п/и «У медведя во бору», упражнять в беге врассыпную. Взять в первом туре роль водящего на себя, передать самому ловкому ребенку. Подсказывать слова игры. Предложить желающим детям покататься на санках. Вовлечь Рустама Т., Настю П., Катю Б. в п/и «Змейка», закреплять умение идти в заданном направлении мелким шагом. Дать образец ходьбы, встать ведущим в змейке, идти по прямой и зигзагом. Предложить желающим детям лопатки, совки, формочки для игр со снегом, пластмассовые силуэты для строительных игр со снегом. Сделать для образца «дорогу с деревьями», демонстрировать приемы работы с лопаткой. Привлечь Женю Б. к игре «По мостику», упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Наметить дорожку в снегу – мостик, показать положение ног при ходьбе, поддержать за руку ребенка. С желающими детьми поиграть в п/и «Мышеловка», развивать ловкость и быстроту движений. Напомнить детям правила игры, выбрать «мышек» «стрелкой», проговаривать слова игры. Побеседовать с родителями Инны М., порекомендовать д/и на развитие цветового восприятия – «Найди домик», «Радуга», «Цветы и цветочки». Вынести на прогулку оборудование: санки, лопатки, совки, формочки, пластмассовые силуэты деревьев.

Учебное издание

Получение диплома государственного образца

Без выезов на сессии

Доступная стоимость обучения

Вы сами распределяете свое время

ИЛИ

Специальности колледжа

Банковское дело

Слово «банкир» пришло к нам из итальянского языка, в котором слово «banco» переводится как «стол». Следовательно, банкир – человек, работающий за столом. Но в современном мире данная профессия не ограничивается простым «сидением». Современные банкиры должны уметь анализировать информацию, прогнозировать ситуацию в экономике, принимать решения. Именно поэтому выпускники данной специальности востребованы в самых различных финансовых учреждениях.

Банковское дело сегодня можно по праву назвать престижной и модной профессией. Специалисты данной специальности широко востребованы финансовыми и кредитными организациями, инвестиционными и страховыми компаниями, трудно себе представить современную биржу без профессионала в банковском деле. А это значит, что с трудоустройством никаких проблем не возникнет – современная экономика не может существовать без профессионалов, которые занимаются денежными операциями. Банковский работник консультирует клиентов, ведет аналитическую работу и занимается прогнозированием развития компаний и отраслей в целом.

Специалисту банковского дела необходимо обладать такими человеческими качествами как ответственность, высокая концентрация, постоянное внимание, умение систематизировать данные, аналитический склад ума. А также – интерес к экономике, амбициозность, хорошую память и умение доводить начатое дело до логического конца.

Получив профессию «Банковское дело» можно быть уверенным в своей востребованности, стабильности, возможности быстрого карьерного роста, высокой оплате труда.

Коммерция

Одна из самых востребованых специальностей 2019 года. Связано это в первую очередь с тем, что срок обучения по этой специальности минимален. В рамках курса обучения рассматриваются все аспекты ведения успешной предпринимательской деятельности, например, логистика, продажи, найм персонала, складской учет.

Право и организация социального обеспечения

В рейтинге профессий эта специальность занимает одно из высоких мест. Общественные отношения и их регулирование являются важнейшей проблемой современного общества, решать которую призваны представители данной специальности. Специалисты, занимающиеся трудовым правом, гражданским правом, а также страховым делом также должны обладать знаниями данной специальности. Поэтому можно сказать, что эта профессия предполагает широкий выбор деятельности в смежных отраслях.

Очень часто профессионалов с образованием по этому профилю приглашают в качестве сотрудников не только в органы соцзащиты, но и помощниками в нотариальные и адвокатские конторы, юрисконсультами, они часто трудятся в отделах кадров и паспортных столах. Данная профессия отлично подойдет амбициозным и целеустремленным людям, осознающим что основную ценность государства представляют его граждане и соблюдение их гражданских и социальных прав. Успешный специалист в данной области должен иметь качества, присущие психологам, финансистам и философам.

Получая данную профессию, вы получаете возможность сделать успешную карьеру в этой благородной и необходимой обществу сфере деятельности.

Дошкольное образование

Воспитатель – это первый взрослый человек, который принимает участие в воспитании и развитии малыша после родителей и бабушек и дедушек. Он дает детям первые представления об окружающей среде и человеческих ценностях, о взаимоотношениях людей и основы начального образования. При этом воспитатель должен с одинаковым вниманием относиться как ко всему коллективу малышей, так и к индивидуальности каждого ребенка.

Преподавание в начальных классах

Первый учитель. В эти слова люди вкладывают отнюдь не профстандарты или дипломы. А личность, человека, который способен поддержать, разогреть интерес ребенка к получению новых знаний. От него зависит, доверится, раскроется ли ребенок. Как будет относиться к учебному процессу. Учитель начальных классов - это навсегда.

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Специальное дошкольное образование

Педагог организует процесс обучения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием. Взаимодействует с коллегами и социальными организациями образования, культуры, родителями по вопросам обучения и воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием.

Кому подойдет дистанционное образование

кольникам

Подростки закончившие школу после 9 или 11 класса. Не прошедшие конкурс аттестатов. Или же вступительные испытания.

У нас при зачислении конкурса аттестатов нет. Принимаем с любым средним баллом. Вступительные испытания чаще всего не предусмотрены.

Для повышения по службе или смены профессии

Часто, уже опытным работающим специалистам для повышения по службе требуется наличие образования подходящего тому функционалу, который предусматривает новое место. Но бывает и так, что и опыт и знания есть, более того, сотрудник уже выполняет новые обязанности, а нужно подтверждение этих навыков документом.

Для устройства на работу

Вы нашли новое место работы? Там Вас готовы принять, но отдел кадров требует наличие образования? После зачисления мы предоставим документы, которые Вам позволят начать работать в этой организации.

Учитесь из любой точки мира

Наши студенты самые разные люди - это и взрослые, работающие люди с разными графиками занятости, и школьники. Наш профориентолог подберет Вам программу обучения, а в сложных жизненных ситуациях поможет выстроить индивидуальную траекторию обучения. Вы можете учиться не покидая своего города или уезжая в командировки.

Диплом государственного образца

Наш колледж имеет актуальную лицензию и государственную аккредитацию. Мы подписываем договор об образовательных услугах составленный в соответствии с ФЗ-273 "Об образовании". Ускорение срока обучения студентов возможно в рамках действующего законодательства.

Оксана Рамусь
Перспективный план трудовой деятельности в первой младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад для детей раннего возраста № 1

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

трудовой деятельности

1 младшая группа

Подготовила : Рамусь О. А.

Армавир 2016

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» .

Содержание данной программы направлено на реализацию цели развития любознательности к , поощрения инициативы и самостоятельности малышей в самообслуживании. Данный раздел программы наиболее тесно интегрируется с образовательными областями : «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитием» , «Речевое развитием» . Это достигается за счет накопления сенсорного опыта и расширения детских представлений о мире материалов и предметов, созданных трудом взрослых , и неразрывной связи познания с развитием детской речи, включения детей в систему социальных отношений через предоставление возможности отражения мира взрослых в игре. Развитие мелкой моторики, самостоятельность в самообслуживании благоприятны для укрепления физического и психического здоровья детей, а формирование умения правильно обращаться с предметами и материалами - для реализации цели безопасного поведения. Содержание планирования представлено 3 взаимосвязанными разделами : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд , труд детей в природе . Для успешного освоения детьми трудовой деятельности педагоги организуют совместную образовательную деятельность взрослых и детей , ежедневную самостоятельную деятельность детей , а также данная область реализуется через режимные моменты

Цель : формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи трудового воспитания

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчёркивать значимость результатов их труда .

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию.

Перспективный план трудовой деятельности

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Игра «Мы пришли умыться»

Знаем, знаем, да, да, да

Где тут прячется вода

Выходи, водица,

Мы пришли умыться

Учить детей правильно умываться; воспитывать культурно-гигиенические навыки; проявлять аккуратность .

Цель : Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность

Хозяйственно-бытовой труд

Беседа «Всему свое место»

Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

Труд в природе

Привлечь детей к поливу клумбы

(под руководством воспитателя поливать растения) .

Знакомить детей с правилами ухода за растениями. Дать детям понятия о том, что растениям необходимы вода и свет, что за ними нужно ухаживать, поливать, опрыскивать. Учить выполнять трудовые действия ; воспитывать желание ухаживать за растениями, заботиться о них, проявлять бережное отношение к ним. Развивать любознательность, инициативность. Лейки

Хозяйственно-бытовой труд

«Помоги кукле Тане накрыть на стол» . Развивать элементарные трудовые умения и навыки ; помогать няне накрывать на столы . Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой . Развивать стремление труда

Самообслуживание в процессе умывания

Упражнение «Закатаем рукава»

Руки надо чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Учить детей закатывать рукава перед умыванием; воспитывать аккуратность, спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Разыгрывание игровой ситуации «Поможем мишке собраться на прогулку» . Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого; самостоятельность

Хозяйственно-бытовой труд

Игра «Убери мусор в корзину Объяснить детям, что для мусора есть специальная корзина; воспитывать привычку соблюдать чистоту и порядок

Корзина для мусора

Труд в природе

Полив комнатных растений

Учить детей правильно поливать растения (под листья) ; воспитывать желание ухаживать за растениями лейки

Хозяйственно-бытовой труд

Привлечение детей к помощи воспитателю

(подготовка к НОД) Развивать умение правильно расставлять оборудование на столах; воспитывать ответственность Дощечки для лепки

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Выверни колготки»

Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Разыгрывание игровой ситуации

«Расскажи мишке зачем надо завертывать рукава» . Учить детей завертывать рукава. Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Хозяйственно-бытовой труд

Упражнение «Расставим стулья»

Учить детей действовать в соответствии с заданием; воспитывать положительное отношение к труду

Труд в природе

Опрыскивание растений водой

Продолжать знакомить с правильным уходом за растениями; воспитывать заботливое отношение к природе

Опрыскиватели

Ознакомление с трудом взрослых .

Наблюдение за трудом дворника (поливает участок, сгребает граблями листву, мусор, увозит на тачке) . Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых .

Воспитывать уважение к труду взрослых , результа-там их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым

Самообслуживание в процессе умывания.

Дидактическая игра «Умой куклу Таню» Учить детей порядку умывания; спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Учить детей выворачивать вещь налицо. Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

Труд в природе

Посадка лука

Учить детей втыкать луковицы в землю; воспитывать положительное отношение к труду

Луковицы,

ящики с землей

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом няни (моет посуду, пол) . Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Воспитывать уважение к труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым.

(Раскладывать книжки) Закреплять знания детей о том, где лежат книги.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание трудиться . Развивать волевое усилие, желание помогать взрослым, проявлять активность, старание, доводить порученное дело до конца.

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Упражнение «Все мы делаем по порядку»

Учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке

Самообслуживание в процессе умывания

Учить пользоваться мылом . Учить спокойно вести се-бя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

2 неделя Хозяйственно-бытовой труд

Помогать няне накрывать на столы (расставлять салфетницы, хлебницы, ложки) Закреплять названия предметов посуды, правила обращения с посудой (посуду нельзя ронять, она разбивается) . Развивать стремление трудиться вместе со взрослыми , испытывая удовлетворение от сов-местного труда .

3 неделя Труд в природе

Помыть листья фикуса

Продолжать учить детей правильному уходу за растениями; воспитывать заботливое отношение к растениям

Салфетки

4 неделя Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом .

Расставлять игрушки. Закреплять знания детей о том, в каком порядке хранятся игрушки. Учить аккуратно и компактно складывать строительные детали в коробки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам и предметам, желание трудиться

1 неделя Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Игра «Одежкин домик»

Учить детей правильно складывать одежду в шкафчике; воспитывать любовь к порядку

Самообслуживание в процессе

умывания

Разыгрывание игровой ситуации «Помой руки кукле Кате» Учить пользоваться мылом (намыливать руки до образования пены, тщательно смывать) . Учить спокойно вести себя, проявлять аккуратность (не мочить одежду, не разбрызгивать воду) .

Кукла Катя

Труд в природе

Подкармливание птиц Учить готовить корм для птиц : измельчать руками кусочки хлеба, оставшиеся после обеда.

трудиться на общую пользу , наблюдательность. Хлеб

Кормушки для птиц

Хозяйственно-бытовой труд

Расчищать дорожку от снега (небольшой отрезок) . Учить выполнять задания воспитателя, няни. Формировать навыки ра-боты с лопатами.

Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать интерес к повседневном труду трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку.

Ознакомление с трудом взрослых

Наблюдение за трудом медсестры в медицинском кабинете (бинтует, мажет мазью, взвешивает, измеряет рост, закапывает капли в нос). Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Дать конкретные представления труде взрослых , общественной значимости труда .

Закреплять представления о трудовых действиях труда труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.

Самообслуживание в процессе умывания

«Вытрим личико» Учить (полотенце) .

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания

Дидактическая игра «Шнуровка» .

Учить, пользоваться различными застежками. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его с небольшой помощью взрослого

Хозяйственно-бытовой труд

Расставлять стулья (в групповой комнате , в зале. Учить выполнять порученное дело до конца, трудиться совместно , трудиться рядом , общаться в процессе деятельности , действовать в соответствии с заданием. Формировать дружеские взаимоотношения.

Развивать настойчивость, терпение, аккуратность. Воспитывать стремление оказывать помощь

Труд в природе

Под руководством вос-питателя сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов. Учить сажать растения (какой частью нужно сажать луковицы в землю) .

Закреплять представления об уходе за растениями.

Развивать интерес к природе; дружеские взаимоотношения; желание трудиться на общую пользу , проявлять в работе старание и аккуратность.

Ознакомление с трудом взрослых

Экскурсия в прачечную

наблюдение за процессом глажения белья. Разыгрывание игровой ситуации «Погладим белье для куклы Кати Развивать интерес к трудовой деятельности взрослых . Дать конкретные представления о труде взрослых , общественной значимости труда .

Закреплять представления о трудовых действиях , совершаемых взрослыми, о результатах их труда , об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Воспитывать уважение к труду взрослых , результатам их труда . Развивать наблюдательность, любознательность; стремление подражать взрослым; желание отра-жать полученные впечат-ления

Самообслуживание в процессе умывания.

Чтение потешки «Водичка, водичка…» Учить : мыть лицо, насухо вытираться своим, снятым и развернутым полотенцем, аккуратно вешать его на место. Учить бережно относиться к предметам личной гигиены (полотенце) .

Самообслуживание в процессе одевания

Упражнение «Наши вещи ложатся спать»

Учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом

Собирать игрушки перед уходом с прогулки Учить выполнять задания воспитателя, няни. Учить доводить начатое дело до конца. Воспитывать бережное отношение к игрушкам интерес к повседневном труду , желание принимать в нем участие; желание трудиться

Труд в природе

Полив комнатных растений

Продолжать учить правильно поливать растения; воспитывать заботливое отношение к растениям

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь воспитателю в подготовке оборудования к занятию Продолжать правильно расставлять на столах подставки для карандашей Подставки для карандашей

Самообслуживание в процессе умывания

Учить своевременно пользоваться носовым платком. Учить спокойно вести себя, проявлять вежливость; бережно относиться к предметам личной гигиены (носовой платок) ;

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания. Закреплять умение детей снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и ус-транять его с небольшой помощью взрослого; бе-режное отношение к ве-щам, самостоятельность

Поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом .

Собирать мусор. Учить выполнять задания воспитателя, няни. Воспитывать желание трудиться самостоятельно активно; любовь к чистоте и порядку, желание старательно трудиться на общую пользу ; стремление добиваться результата в труде , имеющем значение для окружающих.

Труд в природе

Помогать воспитателю поливать цветник, огород. Учить носить воду в лейках, правильно поливать растения (лить воду под листья равномерно) . Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание трудиться на общую пользу . Лейки

Хозяйственно-бытовой труд

Помощь няне в накрывании столов к обеду (салфетницы и хлебницы)

Учить детей правильно сервировать столы; воспитывать желание помогать взрослым

Воспитание трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ

На 4-м году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразней и координированней становятся движения. Дети начинают овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания пока еще быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.
В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.
Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. "Я сам!" - заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей 4-го года жизни занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремления к самостоятельности, это великое "завоевание" трехлетнего ребенка, важнейший фактор в формировании его трудолюбия. Огромное терпение и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать ее развитию. Как и в предыдущей группе, решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой - более активно воздействовать на малыша. Так, педагог может внести в группу большую куклу и сказать, что она приехала к малышам в гости на поезде и будет теперь жить вместе с ними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают кроватку в спальне, отводят место за столом в кукольном уголке и т.д. Затем они учат куклу навыкам самообслуживания, а та дает оценку их действиям.
Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, использовать поощрение нужно осторожно.
Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.
Формированию у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, медсестры, нужно обратить их внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают для всех, старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемом взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, прополоскала тряпку, опять отжала и т.д.), рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть конечный результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. Формированию этих понятий служит и такой прием, как создание ситуаций, побуждающих детей к деятельности. Например, узнав, что малыши хотят взять с собой на прогулку куклу Настю, воспитатель обращает их внимание на то, что у Насти нет колготок, шапочки или шарфика а на улице холодно. Подводит их к мысли, что надо сшить недостающую одежду. В присутствии воспитанников вечером или на следующий день педагог шьет для куклы нужные вещи, а те внимательно наблюдают, ожидая результата труда (что будет, что получится). Наконец шапочка готова, дети тут же надевают ее на куклу и берут Настю с собой на прогулку. Оказывается, что на участке снегу намело так много, что не пройти к веранде. Как быть? Без дяди Васи, дворника, никак не обойтись. Вот пришел дворник со скребком и "с помощью детей" расчистил дорожку к веранде. Именно на основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинают формироваться представления о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду взрослых, желание принимать в нем посильное участие.
Хозяйственно-бытовой труд всегда направлен на заботу об окружающих. Вот почему так важно приобщить к нему детей как можно раньше.
Хозяйственно-бытовой труд в данной группе так же, как и в предыдущей, в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда несложно - это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. Например, дети вместе с дворником убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стульчики. И пусть их труд совсем незначителен (а порою малыши только мешают взрослому в работе), но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.
Необходимо, чтобы труд был для детей посильным. Однако уже в этом возрасте ребенок должен почувствовать, что всякий труд связан с преодолением определенных трудностей. Только прилагая какие-то усилия, малыш ощутит радость от своего труда. Важно также, чтобы этот труд завершался наглядным результатом. Тогда дети осознают его значимость, необходимость ("Хорошо, что Вова счистил снег со скамейки, мы теперь можем на ней посидеть"; "Ирочка протерла стол, на нем теперь можно рисовать" и т.п.).
В течение дня воспитатель должен найти для каждого ребенка нужное и полезное дело. Можно дать одно и то же поручение нескольким детям одновременно, например, протереть стулья (каждый ребенок протирает свой стульчик). Это самая первая ступень коллективного труда - труд рядом.
Со второго полугодия малышам начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно, начиная с предыдущей группы. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки. После того как малыш освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства используются такие приемы, как накрывание столов вместе с ребенком, в дальнейшем - с незначительной помощью воспитателя, а также дидактические игры "Накроем стол для кукол", "День рождения мишки" и др. Дежурят дети за теми столами, за которыми сидят. Оценивать следует работу каждого дежурного.
Учитывая возраст детей, в оценке лучше использовать игровой прием. Например, зайчик говорит: "Не нравится мне, как дежурили сегодня Саша, Оля и Вова - они работали медленно, отнимали друг у друга ложки, некрасиво накрыли на стол. Не сяду за их столы, а посижу за столами, которые накрыли Света и Таня".
Надо воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке. Групповая комната всегда должна быть чистой, аккуратно прибранной. Разговаривать с малышами следует доброжелательным тоном. Видя, что дети разбросали игрушки, педагог может обратиться к ним со словами:
Ну, теперь за дело дружно -
Убирать игрушки нужно!
Труд в природе. Воспитывая у детей любовь к труду, педагог старается вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке.
Осенью организуются наблюдения за сбором старшими детьми урожая овощей на огороде, выполнение малышами некоторых поручений (например, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвезти в указанное место). Если педагог сам по-настоящему увлечен работой, у детей появляется желание помочь ему.
С наступлением весны следует провести наблюдения за обрезкой деревьев и кустарников, посадкой на участке цветов, перекапыванием огорода. Это помогает заинтересовать малышей трудом в природе, вызвать у них желание самим что-то посадить или посеять. На групповом участке (или вблизи его на ровном солнечном месте) в присутствии детей нужно разбить огород (2-3 грядки). Малыши наблюдают, как воспитатель перекапывает большой лопатой землю, делает ровные грядки и дорожки. Можно предложить им стать друг за другом и, медленно двигаясь вдоль грядки, утоптать дорожку. "Вот какая получилась ровная дорожка. По ней мы будем ходить, а на грядках будем выращивать овощи. По грядкам ходить нельзя", - объясняет воспитатель. С его помощью дети сажают на грядках лук, высевают крупные семена овощей (бобы, горох, фасоль). По всей длине грядки (по центру) следует положить белый шнур. Дети встают по обе стороны. Каждый ребенок раскладывает (до шнура) семена (по одному) в заранее подготовленные воспитателем бороздки. Засыпает бороздки и выполняет полив педагог. "Вот теперь наши семена будут расти в тепле, мы их будем поливать водой и вырастут вот такие вкусные бобы", - говорит воспитатель и показывает картинку. Ставит ее на грядку. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы.
Детей привлекают также к посеву крупных семян цветочных растений (фасоль декоративная, бобы садовые, эхиноцистис ("ежовый огурец").
Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.
Прополку, рыхление, подкормку педагог выполняет один, показывая и рассказывая детям, что он делает.
Летом продолжаются наблюдения за трудом старших детей по уходу за растениями огорода и цветника (поливом, прополкой и рыхлением грядок, клумб, сбором урожая овощей и фруктов). Можно организовать сбор выращенных овощей, рассмотреть их, вспомнить, как сажали луковицы, сеяли семена гороха и бобов. Собранный урожай на игрушечных машинах, тележках дети отвозят на кухню.
Ухаживая в утренние часы за растениями и животными уголка природы, воспитатель показывает и объясняет детям, что он делает и для чего, привлекает их к посильному участию. Дети могут поливать растения, вытирать пыль с крупных листьев (с помощью педагога). Протирая лист влажной тряпочкой, воспитатель говорит: "Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Наташа, возьми вот так лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно".
Периодически - примерно 1 раз в 2 недели, надо в присутствии детей производить частичную смену воды в аквариуме. Чтобы малышам было удобнее наблюдать, их усаживают полукругом. Можно предложить им выливать воду кружечкой.
Следует проводить с детьми посадку лука и посев крупных семян декоративных растений в уголке природы.
В процессе всех видов труда особое внимание нужно уделять воспитанию у детей навыков культурного поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений. Используя поощрения, напоминания, педагог приучает их благодарить за оказанную услугу ("Молодец, Вова, не забыл сказать Саше "спасибо"), выражать просьбу словами ("Попроси, Оля, у Анны Ивановны тряпочку"). У детей формируют элементарные навыки организованного поведения (не мешать друг другу трудиться, не шуметь, не отвлекать, не толкаться, если нужно, посторониться, освободить место, помогать товарищу). Важно организовывать труд детей рядом: собирать камешки в одно ведерко, вместе протирать листья у одного растения, высевать семена овощей на грядку и т.д.; воспитывать умение трудиться дружно.
В этих целях, помимо описанных выше приемов, можно использовать показ инсценировок. Например, после того как малыши посмотрят представление настольного кукольного театра по сказке "Репка", педагог спрашивает: "Кто посадил репку? Кто помогал дедушке?" Подводит детей к выводу: "Все старались! Вот и смогли все вместе вытащить репку!"
Необходимо помнить, что дети становятся добрее благодаря ласковому приветливому слову. "Наша Светочка добрая, как солнышко весной", - оценивает воспитатель поступок ребенка, используя русскую народную поговорку.
Для воспитания доброты, дружелюбия, отзывчивости используются такие приемы, как личный пример взрослого, рассказы на этические темы ("Как один мальчик в соседнем детском саду помогал своему другу ухаживать за растением" и др.).

Организация и содержание труда детей второй младшей группы

Гаврилова Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №106 "Росток" г. Рязань
Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью об организации и содержании труда детей второй младшей группы, о планомерном и последовательном формировании необходимых трудовых навыков у малышей, о том, какие формы труда наиболее приемлемы в работе с детьми данного возраста. Данная статья думаю будет интересна воспитателям, работающим в младших группах, и которые только-только начинают приобщать малышей к труду.
Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.

Воспитатель организует труд детей в трех основных формах: в форме поручений, дежурств и коллективной трудовой деятельности. В зависимости от возраста детей он отдает предпочтение той или иной форме. Так, в младших группах в наибольшей мере используются поручения. Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручить, значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 3-4 лет. Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать».

В дошкольном учреждении воспитатель привлекает детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные поручения. Воспитатель не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над цветочным горшком, чтобы не облиться и не пролить воду мимо, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Важно, чтобы поручения выполняли все дети. Поэтому воспитателю надо вести учет, кому и какое поручение он давал, как ребенок реагировал на поручение, тщательно ли выполнял. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения.Поручения, которые дают в младшей группе индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платье для стирки), - «Лена, возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети могли сидеть».

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Во второй младшей группе в конце года могут быть введены дежурства по столовой. Перед ребенком дежурным ставят только одно условие: помочь няне накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог формирует у детей представления о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети. Так по очереди все и будут помогать няне».

Во второй младшей группе воспитатель нередко дает индивидуальные поручения одновременно нескольким детям: «Ребята, мы собираемся на прогулку, давайте наведем порядок в группе. Ваня, убери все машинки в «гараж», Маша, поставь всю посудку на полку «на кухне», Катя, убери всех животных в «теремок». Выполняя задание, малыши трудятся рядом, в работе каждый независим. Это дает возможность ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком.На этом этапе обучения детей конкретным умениям еще нецелесообразно объединять их в коллектив, предлагать общие задания: ребенку еще трудно согласовывать темп своей деятельности с темпом работы других детей, обращать внимание на действия сверстников.

Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Формируя начальные навыки самообслуживания, важно учить детей самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умения замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях.

Таким образом, труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематических характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.