Обозначение мигающей лампочки средствами мнемотехники. Методы мнемотехники. Приемы мнемотехники. Как происходит запоминание

Я начал увлекаться мнемотехникой почти два года назад и успел прочесть довольно много книг на эту тему. И ни одна из них не дала мне достаточных сведений об этой науке (кроме одной, о которой чуть позже). А всё по одной причине: авторы хотели заработать как можно больше денег. Обычно авторы таких книг проводят специальные курсы, на которых действительно (хотелось бы верить) объясняют людям, что такое мнемотехника и с чем её едят, а не льют воду.

В итоге получается так: много слов, мало реально полезной информации. В основном - набор слов о том, какая же мнемотехника полезная вещь, выкладки из научных энциклопедий, показывающие невероятные возможности человеческого мозга. Это совершенно неприемлемо, на мой взгляд. Всё, чего я хочу, это попытаться максимально доступно объяснить вам, как же на самом деле научиться навыку запоминания.

В чём заключается данный метод

Всё, что вам надо знать, это то, что метод основан на создании образов в вашем сознании. Вы берёте информацию, которую надо запомнить, и превращайте её в образ через ассоциацию. У человека прекрасная ассоциативная память, и мнемоники пользуются этим в полной мере.

Таким образом, чтобы научиться запоминать, вам нужно представлять в своём воображении различные предметы.

Сейчас просто попытайтесь запомнить нижеприведённый список продуктов так, как вы обычно запоминаете любую информацию:

  • туалетная бумага;
  • зубная щётка;
  • мыло;
  • плавленый сыр;
  • яблоки;
  • лимон;
  • сливочное масло;
  • майонез;
  • салат;
  • грецкие орехи.

Обычно люди запоминают до 7 продуктов, но даже если вы запомните всё, то, я уверен, забудете весь список спустя 5 минут.

Теперь я попытаюсь объяснить вам, как запомнить список так, чтобы не забыть его как минимум пару дней.

Чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем сильнее она врезается в ваш мозг.

Повторяю, во главе всего стоит образ. Если вы умеете создавать в голове изображение предмета, то вы уже на полпути к успеху. Просто попытайтесь представить себе, как выглядит рулон туалетной бумаги. Затем представьте себе зубную щётку и совместите с рулоном туалетной бумаги, то есть проткните щёткой рулон насквозь или положите её на рулон. Суть в том, что чем более необычную ситуацию вы создаёте, тем более сильно она врезается в ваш мозг. Пусть из рулона идёт кровь, пусть он кричит о помощи. Но главное - соединить два образа.

Проделайте то же самое с мылом и плавленым сыром, с яблоками и лимоном. Например, мышь бежит к сыру и поскальзывается на куске мыла, а яблоко падает с ветки на лимон. В принципе, можете просто «проткнуть» один образ другим, не придумывая никаких ситуаций.

Трюк с «протыканием» работает почти всегда, это факт.

Соединение образов займёт у вас много времени, но это нормально. Результат поразит вас - вы запомните весь список. Вот и вся мнемотехника.

Очень советую вам посмотреть упражнения из одной книги по мнемотехнике (именно та книга, которую я упомянул в начале статьи). Она называется «Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания», её автор - Р. Гейссельхарт. Там тоже много лишней информации, особенно в конце, но упражнения очень полезны.

Как только вы выполните все упражнения, будьте готовы к созданию своего дворца памяти (или чертога разума - каждому своё).

Что такое дворец памяти

Это ваш склад запомненных образов, «построенный» в голове. Например, тот самый список продуктов. Спустя пару дней вы его забудете, будучи даже супермнемоником. Наша цель - сохранить этот список на долгие годы. Именно для этого и создаётся дворец памяти.

Метод создания дворца похож на метод Цицерона: представьте себе своё жилище и каждому предмету присвойте какой-либо образ. Но существует одно различие: дворец создаёте вы сами, а значит, это помещение будет в разы удобнее для запоминания, так как вы можете использовать совершенно любые предметы.

Архитектура дворца может быть совершенно любой: от берлоги до небесного замка (в моём случае роль дворца играет огромный зал со стеклянным куполом вместо крыши). Главное, чтобы вам было максимально комфортно находиться в вашем дворце. В нём складывайте любую информацию, которая вам необходима и которую нужно сохранить.

Например, возьмём физику. Предположим, вам необходимо запомнить формулу q = CU.

Сначала преобразуем информацию в образ. Пусть q - кукуруза, CU - сумка. В результате у нас получилась сумка, в которой лежит кукуруза.

Теперь помещаем образ во дворец. Для этого создаём в нашем дворце полку и называем её «Физика». Для наглядности рядом с полкой вешаем на ниточке голову Эйнштейна (игрушечную!) или любой предмет, который вызывает у вас ассоциации со словом «Физика». А дальше кладём сумку с кукурузой на полку.

Всё очень просто!

Вам не нужно знать о том, как устроен мозг и с какой скоростью двигается заряд между нейронами, для того, чтобы научится навыку запоминания. Вам нужно знать только саму технику запоминания. Надеюсь, что я сумел достаточно понятно объяснить основы мнемотехники и буду несказанно рад, если кто-нибудь научится этому методу по этой статье. Благодарю вас за внимание!

Ежедневно современному человеку приходится запоминать множество важной и не очень важной информации. Иначе в нашем мире просто никак. Издавна люди стремились свою память улучшить. Было придумано множество разных способов, действенных и не очень, для того, чтобы запомнить информацию.

Сейчас одним из наиболее популярных методов является мнемоника или мнемотехника. Вообще, мнемоника больше занимается теорией, а мнемотехника – практической стороной вопроса. Ее эффективность признана как специалистами, так и тысячами людей по всему миру, которые используя мнемотехнику, добились впечатляющих результатов и развили свои способности.

Основные принципы мнемотехники

Мнемотехника — это совокупность специальных приемов и техник, с помощью которых можно без особого труда запоминать большое количество информации. В мнемотехнике запоминание происходит благодаря упорядочиванию информации и связыванию ее с помощью ассоциативных связей . Наш мозг устроен так, что хуже всего он запоминает абстрактную информацию, такую, как ряды чисел, номера телефонов, исторические даты и т.д. Поэтому сталкиваясь с необходимостью запомнить такие данные мы чаще всего вынуждены «зубрить» — заниматься делом крайне неэффективным и очень хорошо знакомым еще со школьных времен. Проблема в том, что «зазубренная» информация улетучивается из памяти буквально через пару дней.

На самом деле мнемотехника не улучшает нашу память, просто человек учится по-новому ею пользоваться. Для запоминания какой-то информации, особенно абстрактной, мнемотехника используются возможности нашего воображения. Абстрактные символы соединяются со зрительными образами, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Мнемоническое запоминание — это запоминание любой информации через ассоциацию с каким-то (желательно ярким) образом. У людей прекрасно развита ассоциативная память, этим как раз и пользуется мнемотехника.

Мнемотехника добивается поистине поразительных результатов. Мнемонисты (т.е. люди, которые в отлично владеют приемами мнемотехники) могут без особых проблем запомнить до двухсот цифр, список телефонных номеров, в количестве до ста, большое количество иностранных слов, исторические даты и многое другое.

В чем же заключается метод мнемотехники? Давайте поясним это на простом примере. Представьте, вы собираетесь в магазин и вам необходимо купить там семь предметов. Пускай это будет: туалетная бумага, мыло, хлеб, колбаса, голландский сыр, кетчуп и стиральный порошок. Без списка вы скорее всего что-нибудь забудете. Но можно поступить иначе. Представьте каждый из этих предметов в виде образов, а потом попробуйте совместить их. Причем в самых странных и даже абсурдных сочетаниях. Пускай у вас в воображении сыр с кетчупом ездят на туалетной бумаге, а колбаса пронзает пачку стирального порошка. Чем причудливей образ, тем он лучше запомниться. Самое главное – вы должны соединить образы продуктов и тогда вы точно запомните весь список и будет помнить его еще долго.

В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:

  • речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
  • образная (зрительные образы);
  • точная.

Именно с точной информацией всегда возникают проблемы, ее нужно запоминать так как она есть, до самой последней запятой, иначе она теряет всякий смысл. Из этих видов информации наш мозг больше всего «любит» именно образную и без проблем запоминает ее, а точную он просто «терпеть не может». Можно сказать, что образы – это естественный язык нашего сознания, на котором он обычно говорит. Так что мнемоническое запоминание – это просто способ, при котором информация, которая трудно запоминается, переводится в образы, обычно в зрительные, которые легко запоминаются нашим мозгом.

Приемы мнемотехники

Точно таким же запоминаются мнемонистами и цифры. Для каждой цифры создается особый зрительный образ, а потом последовательность цифр запоминается в виде последовательности образов , которые взаимодействуют между собой. Например: 1 – это топор, 2 – лебедь, 3 – ухо, 4 – упряжка лошадей, 5 – Пятачок. Теперь последовательность 23451 будет выглядеть так: лебедь-ухо-упряжка-Пятачок-топор. Или так: лебедь с больным ухом едет на упряжке, за ним гонится Пятачок с топором. Чем более причудливыми будут ряды образов – тем легче вы запомните информацию.

Еще одним распространенных способом запоминания цифр в мнемонике являются различные цифро-буквенные алфавиты , в которых для каждой цифры (от 0 до 9) придуман специальный буквенный код, состоящий из согласных. Затем на основе этих согласных уже формируются образы. Этот способ сложен и нуждается в тренировке.

Для лучшего запоминания стандартных алфавита используются карточки. Простейшим приемом из мнемотехники является создание осмысленных фраз, используя начальные буквы той информации, которую надо запомнить. Примеры известны всем: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Взяв первые буквы этой фразы, мы получим последовательность цветов радуги.

Мнемотехника предлагает множество различных приемов, направление активно развивается, в нем работает множество энтузиастов. Вы можете мысленно создать себе свой Дом или даже Замок Памяти, в котором вы будет хранить нужную информацию. Конечно же, в виде образов. Мысленно разделите ваш Замок на залы или комнаты, в каждой из которых будут находится важные для вас данные. Ну, например, «Зал английского языка» или «Приемная моих бизнес-партнеров». В каждом из этих помещений можно мысленно установить шкафы для хранения информации. При таком подходе вы сможете запомнить английское словосочетание или телефон вашего партнера на долгие годы.

Для чего нужна мнемотехника?

Мнемотехника необходима прежде всего тем, кто постоянно должен запоминать большие массивы информации, особенно тем, кто вынужден запоминать точную (абстрактную) информацию, учитывая то, что такие данные обычно не могут быть «приблизительными».

Мнемотехника очень поможет людям, которые изучают иностранные языки. При изучении языка приходится учить большое количество иностранных слов. Для мозга это просто набор звуков, который ему не говорит ни о чем. Но если представлять каждое слово в виде какого-то образа, то дело пойдет и быстрее и веселее. Также в изучении новых слов с помощью мнемотехники вам помогут специальные карточки. Готовые мнемонические карточки для изучающих иностранный язык вы легко найдете в интернете. Мнемотехника активно используются в большинстве современных курсов скорочтения.

Зачем нам нужно заниматься мнемотехникой? Самой важной причиной является то, что подобные упражнения здорово развивают наш мозг. Помимо практической пользы, которая очевидна, вы сможете развить свое внимание, образное мышление и способность к визуализации. Все это, несомненно, окажет положительное влияние на ваш личностный рост.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Приемы мнемотехники – это специальный подход к работе с информацией, благодаря которому запоминается большее количество информации и уменьшается процент ее забывания. Подобные техники используют, чтобы изучать иностранные языки, терминологию, запомнить исторические даты, цифры или личную информацию. Эффективность мнемотехнических приемов запоминания высокая, но ими необходимо овладеть.

Что такое мнемотехника

Процесс запоминания основывается на образовании новых нейронных цепей в головном мозге между существующими . Это позволяет запоминать новую информацию, а затем работать с ней: находить решение практических задач, выводить новые теории, анализировать факты (см. ). Однако возможности головного мозга ограничены количеством запоминаемой информации в единицу времени, и, как правило, новые данные быстро забываются в отсутствии регулярного повторения.

Память – аналог человеческой мышцы. Если ее постоянно тренировать и нагружать, то тогда работа улучшается. Поэтому люди разработали ряд техник, благодаря которым интенсивно запоминается информация (см. ). Один из ярких примеров подобных техник – это визуализация новых фактов и придание им эмоциональной окраски.

Интересно узнать, : полезные методики заучивания.

На заметку: какие бывают и как его развивать.

Любой мнемонический прием запоминания обладает следующими характеристиками:

  1. Новизна. Чем метод необычнее, тем больше времени придется потратить на его изучение.
  2. Сложность освоения. Техники улучшения запоминания, при которых в памяти человека выстраивается иерархия папок с различными ответвлениями. Метод эффективный, но для новичка вряд ли подходит.
  3. Интерес к методу играет не последнее значение.

Выбор конкретной техники определяется целью обучения, о чем будет подробнее написано далее.

Мнемоника для обучения иностранной лексике

Мнемотехнические приемы часто используются для изучения иностранных слов. Одним из них является способ поиска звуковых ассоциаций, которые имеются в каждом из существующих языков, что связано с общностью их происхождения. Так, английское слово constantly , переводимое как «постоянно», созвучное с русским словом «константа», которое означает постоянную переменную. И это всего лишь самый простой прием.

Вторая распространенная методика для облегчения изучения иностранного языка – взаимодействие ощущений, построенное на запоминании незнакомого слова не как обычный перевод, а как ассоциацию со знакомой лексической единицей. Например, заучивая слово dog , представьте большой виляющий хвост или лапы, при этом не концентрируйтесь на слове «собака».

Важно отметить, что лучший вариант – самостоятельное придумывание ассоциаций и конкретных подходов к словам (см. ). Это позволяет мозгу быстрее включиться и ускорить процесс обучения.

Мнемотехники и даты

Запоминание дат ассоциируется у людей с уроками истории, когда на каждую историческую эпоху приходилось учить большое количество произошедших событий. Чаще подобный процесс вызывал дискомфорт, однако мнемонические приемы помогают, стоит только совместить вместе несколько способов.

Приступая к изучению дат, важно понять, что это не просто совокупность абстрактных цифр, а определенная хронологическая последовательность, несущая смысл. Поэтому первым шагом является составление ассоциативного ряда.

Лучше рассмотреть прием на конкретном примере. Падение Византии произошло в 1453 году и стало важным историческим событием. Как можно облегчить запоминание этих чисел?

  1. Составить ассоциацию между какими-либо буквами и цифрами: 1 – г, 4 – о, 5 – р, 3 – а. Это позволяет выстроить ассоциации между числовым рядом и словом «гора». Слово может быть любым.
  2. Второй вариант мнемотехники – использовать ассоциацию по звуку. Распалась Византия, а с ним наиболее созвучно слово «визит», которое можно применить в этом случае.
  3. Если мы говорим о великой стране, то лучше провести ассоциацию с королевой или королем.
  4. Теперь осталось связать все вместе в виде какой-либо яркой ассоциации. Например, Королева нанесла визит горе, но гора обвалилась.

Если повторять эту ассоциацию, то в голове создается стабильная нейронная цепь, обеспечивающая длительное хранение информации.

Работают ли мнемотехники?

Многие люди, увидев подобные приемы, считают, что мнемотехника – отдаленная от жизни сложная система, которая подходит только единицам. Ведь для запоминания всего одной даты, пришлось выдумать историю с королевой, горой и визитом.

Выглядит как нагромождение различных слов. Однако на практике все немного иначе. Постоянные тренировки позволяют фантазии быстро выдумывать ассоциации. На это уходит немного времени, а факты и слова запоминаются быстрее и сохраняются в памяти надолго.

Важная информация: при помощи упражнений.

Слабо проверить свою и выполнить упражнения для ее улучшения?!

Интересно и полезно! для детей и взрослых.

Постоянное использование мнемонических приемов позволяет не только запомнить конкретный факт или слово, но также положительно влияет на мышление и фантазию человека. Человек находит креативные методы решения проблем, становится проактивным. Поэтому во многих государствах подобным техникам начинают обучать еще в школе, так как дети быстрее схватывают приемы, начинают с удовольствием использовать их.

Подведение итогов

Важно помнить, что мнемотехника – это дополнительный инструмент, которым необходимо учиться пользоваться, и лучше делать это на практике. Теоретические рассуждения и критика приемов запоминания не позволяют оценить способ на практике, поэтому у многих людей имеется незаслуженное скептическое отношение к этой разновидности обучения.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.