Отчет по экологическому воспитанию в средней группе. Отчет по экологическому воспитанию в подготовительной группе. Годовой отчет по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание дошкольников»
Аналитический отчет подготовительной «Б» группы за 2016-2017 учебный год
Прошунина Вера Семеновна, воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
Павловский детский сад №7

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
2 016- 2017 год был объявлен годом экологии.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью экологического воспитания в нашей работе с дошкольниками является формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
Создание условий, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
В результате проделанной работы:
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
сформированы начала экологической культуры детей;
дети получают практические знания по охране природы;
развиваются речевые навыки детей;
дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми нами используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. .Стихи русских поэтов об осени (А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев.)
В. Чаплин «Питомцы зоопарка» , поэты о весне (стихи о весне)

Помогают в работе демонстрационный материал. Для повышения качества своей работы включаем здоровьесберегающие технологии. Их целью является обеспечение ребенку возможности укрепления здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Краткая характеристика мероприятий, проведенных с детьми. (2016год – 2017 год)
В течение года в старшей группе были проведены мероприятия с детьми согласно годовому тематическому плану:
Вечера загадок (ребусов) по темам: «Животные», «Человек», «Что это за птицы?», «Зимняя сказка».
Викторины «Животные», «Знатоки птиц» ,«Пришла зима».
Успешно прошли тематические дни: « День земли», «День птиц»
Районный конкурс «Огород на окне»

Акции:«Поможем пернатым друзьям », Районная акция ко Дню Победы
«Украсим землю цветами » «Сохраним всё живое на земле»
.Праздники. Традиции. «Осенины» экологической направленности, «День здоровья» на экологическую тему.
Фотовыставка « Природа и животные Воронежской области»

Воспитатели и дети приняли участие в конкурсах по оформлению группы к началу учебного года, оформление группы к новому году, в конкурсе осенних поделок «Осенний хоровод». Районный конкурс «Огород на окне»
В ходе проведенных мероприятий были получены положительные результаты:
1. Положительная динамика в успехах воспитанников, с которыми проводилась индивидуальная работа по образовательным областям.
2. Родители активно принимают участие в жизни группы и детского сада; посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – игра. Поэтому нами активно применяются игровые технологии. Они тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Технологии проектной деятельности
Их цель: развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Информационно-коммуникационные технологии
Через мультимедийные презентации ярче проходят игры - путешествия. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, обладают стимулом познавательной активности детей.
Были проведены конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето», «Листопад», «Зимушка- зима», «Тает снежок, ожил лужок». Или такой конкурс «Лучшая поделка из природного материала». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Также была проведена следующая работа:
Аналитические занятия
1. НОД по теме: "Природа нашего края"; "Животный мир нашего края; "Деревья и кустарники, цветы нашего детского сада". . Иван Суриков «Зима»
Беседы с детьми:
1.«Знакомимся с Красной книгой»
3. Акция «Кормушка для пичужки»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Акция: «Мусор земле не к лицу»
Экологический субботник
5. Выставка рисунков «Земля - наш общий дом» (ко Дню Земли)
6. Акция «Домик для скворца»
7. Весенняя Неделя Доброты
9. Выставка поделок из природного материала «Что нам осень принесла»
10. Синичкин день (День встречи зимующих птиц(Прогулка)
11. Экологическая игра «Загадки природы»
13. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
Работа с родителями.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовали как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работу с родителями велась непрерывно, большое внимание уделяю совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам, совместным проектам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Культурно-полевые растения на нашем участке » . Это познавательно-исследовательский, долгосрочный проект. Сроки реализации- (май- октябрь)
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники старшей группы – воспитатели - родители.
Актуальность темы проекта: проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных полевых растениях Павловского района, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой VII вида.
Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений Южного Урала.
Задачи:
1. Учить правильно ухаживать за растениями.
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
5. Формировать осознанно – правильное отношение к природе родного края, к труду человека.
Проектная идея: создать на участке детского сада огород. Получить урожай полевых растений, выращенных самими дошкольниками.

Цель - систематизировать знания детей о растениях, их назначении и использовании.
Задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся знания детей о воде и её свойствах. Познакомить детей со свойствами воды на практике – через проведение опытов.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: расширились знания детей о воде и её свойствах, дети стали лучше ориентироваться в окружающей среде; повысился интерес к познавательной деятельности. У детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформированы навыки самостоятельного творческого мышления.
В проектную деятельность вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Наша совместная творческая деятельность проходит под девизом:
Развивайте, играйте, творите!
Пусть для нас будет правилом:
«Сегодня не получилось
- обязательно получится завтра,
Надо только захотеть! »
Во второй половине дня мероприятия реализовывались в культурных практиках. Так в « Творческой мастерской» проводилась следующая работа:
Изготовление поделок зкологической направленности –
Сентябрь
1.«Гусеницы в груше» (гофрированные модели).
2.«Наш веселый огород, что здесь только не растет» (изготовление фруктов и овощей из соленого теста).
3. «Георгины» объемная аппликация
Октябрь
1.«Осенние фантазии» (из природного материала)
2.«Слоненок» (из природного материала)
3. «Лебедь» (из природного материала).
Ноябрь
1.«Рябина» (квилинг, оригами).

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместные организованные мероприятия не только помогали обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Анна Аралова
Отчет по экологии в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №26

Отчёт по экологической работе .

воспитателя старшей группы

Араловой Анны Юрьевны

г. Армавир 2018

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии .

В нашем детском саду, уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников.

В старшей группе работают два воспитателя :

Аралова Анна Юрьевна

Казанцева Ирина Федоровна

Общая численность детей :

Начало года : 34

Списочный состав группы составляет 34 ребёнка, из них 17 девочек, 17 мальчиков.

Проводимый мониторинг по экологическому воспитанию показал , что

в сентябре месяце уровень знаний детей составлял :

Проведя мониторинг в январе показал, что уровень знаний детей вырос.

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

Формировать систему экологических знаний и представлений;

Развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями;

В нашем детском саду в течении года я провожу разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников;

Формировать у детей интерес к домашним, диким животным, птицам через познавательную и творческую деятельность;

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы, дидактические игры.

Ежедневно проводятся :

1. Наблюдения во время прогулки.

3. Игровая деятельность

4. Труд в природе (совместно со взрослыми)

Работа с родителями

1. Консультации для родителей.

Были проведены акции :

Акция «Кормушка для птиц» (январь 2018 г.) .

-Выставка детских работ :

-«Зимушка зима» (январь2018г)

Ежедневно проводиться работа в уголке природы, где находятся комнатные растения и всё необходимое для ухода за ними.

В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений наблюдают и трудятся. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живой природе и желание за ними ухаживать.

Большой детский интерес вызвал «Огород на окошке» опыт по выращиванию зеленого лука и чеснока. Дети так увлеклись, что старались не упустить возможность лишний раз помочь зеленым перышкам подрасти, поливали и рыхлили землю.

В 2017-2018 году так же были созданы и приобретены картотеки :

1. Паспорт комнатных растений;

2. Технологические карты «Опыты и эксперименты в старшей группе » ;

3. Природа России.

1. «Африка»

2. «Удивительные свойства чеснока»

По экологическому воспитанию мы проводили следующие мероприятия :

Социально – коммуникативное развитие :

1. «Комнатные растения» (НОД по природному миру) ;

2. «Квест игра по экологии » (СОД)

3. Дидактическая игра «Наши любимцы» ;

4. Дидактическая игра «Я знаю пять имен» (рыб, насекомых, птиц и т. д.)

5. Дидактическая игра «Какого растения не стало» ;

6. Дидактическая игра «Третий лишний»

Познавательное развитие

1. Знакомство детей с Красной книгой России;

2. Рассматривание альбомов об охране природы;

3. Рассматривание альбома природа России.

Речевое развитие

1. Чтение Э. Успенский «Птичий рынок»

2. Разучивание примет, поговорок о птицах и животных;

3. Заучивание наизусть стихотворения С. Я. Маршак «Январь» ;

4. Беседа «Расскажи, как люди заботятся о природе» ;

Художественно-эстетическое развитие

1. «Рос в горшочке, на окошке кактус-он колючий крошка» (НОД по аппликации) ;

2. «Мишка косолапый по лесу идет» (НОД по лепке) ;

3. Творческая мастерская «Кормушка для птиц»

4. Создание стенгазеты «Мы помогаем птицам»

Физическое развитие

1. Подвижная игра «День, ночь» ;

2. Подвижная игра «Сокол и лиса» ;

3. Мало подвижная игра «Летает, плавает, бегает» ;

Велись беседы по экологическому воспитанию :

«Для чего растению семена?» ;

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху» ;

«Когда овощи могут помочь нашему здоровью» ;

«Для чего человек сажает леса» .

Для экологического воспитания детей широко используются прогулки

Во время которых знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, птиц, труд людей).

На прогулках организовывались кормление птиц. С помощью родителей вывешивались кормушки и скворечники. Организуя экскурсию по детскому саду мы с детьми наблюдали за деревьями, кустарниками разных пород . Наши прогулки и наблюдение выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Также мною был проведен -Семинар- практикум для педагогов «Работа с природным материалом как средство всестороннего развития ребёнка» и Мастер-класс для педагогов «Подсвечник» с использованием природного материала»

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра полюбить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

И природа для них чтобы стала!

Ни наукой, а частью души!

(Л. С. Выготский) .

Публикации по теме:

«Всё хорошее в людях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека. Задачи:.

Неделя экологии в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 «Пчёлка» муниципального образования.

Отчет о проделанной работе в старшей группе Я воспитатель старшей группы вела учебно-воспитательный процесс по программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой.

Отчет о работе воспитателя по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе в год экологии Отчет о проделанной работе воспитателя Мутиной Г. И. по экологическому воспитанию в старшей разновозрастной группе «Город детства» за период.

Пусть будет в человеке всё прекрасно.

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют все больше и больше внимания. 2013 год в России и нашей республике объявлен Годом охраны окружающей среды. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Формирование экологической культуры – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.

Мир природы удивителен и прекрасен! Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической возможности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей –то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Цели, которые я преследовала:

Дать детям элементарные представления об экологии; сформировать экологическую культуру и правильному отношению к объектам живой и неживой природы

Осознание исследования, как способа познания окружающего мира. С помощью игр, постановки опытов, проведение экспериментов ввести ребят в сложный мир взаимосвязи человека и природы.

Формы и методы работы:

Экологическое образование – одно их эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды . В нашей группе я постаралась создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным и практическим методами. С этой целью создала в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале « Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы, вата и т.д.), размещены ящики с почвой, с природными ископаемыми, растения за которыми ведется уход и наблюдения. Уголок природы служит не только украшением группы, но и методом для саморазвития детей. Рядом на удобном и доступном для детей стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц. Коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.

Наш детский сад находиться в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив. Созданы две экологические тропы . Малая тропа – по территории детского сада, большая – к лесу. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, в поле, в сад и т. д. Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я, как воспитатель, должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. На территории детского сада есть огород. Где мы с ребятами весной сажаем лук, фасоль, морковь, свеклу. И потом наблюдаем за процессом прорастания семян, поливаем, ухаживаем и осенью собираем урожай. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. Еще на территории нашего детского сада есть участок естественного луга . Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Лег для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами исследовали каждый его уголок.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поэтому я собрала большую картотеку опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста.

На прогулках мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Так же организуем игры-опыты с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, перчатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки о животных", игры на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", " Разноцветные ленточки". Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций: «Посади дерево», «Красивый детский сад», «Подари цветок детскому саду». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе. В акции, которая сейчас проходит «Мой дом – чистая планета! » я хочу донести до сознания детей народную мудрость «чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект . Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. Я внедрила такие проекты « Лаборатория волшебства», где мы с детьми ставили разнообразные опыты и эксперименты; «Открытие птичьей столовой!», целью которого было воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.

Цикл непосредственно-образовательной деятельности, с использованием опытов о воде «Земля - голубая планета» и о воздухе « Воздух-невидимка»

Цель: развитие представление о воде и воздухе, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

В детском саду ежемесячно проводим конкурс детских рисунков и поделок " Времена года", "Мир глазами детей", " Как я провёл лето", "Листопад", "Зимушка- зима", "Тает снежок, ожил лужок". Или такой конкурс "Лучшая поделка из природного материала". Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе. Дети рисуют рисунки и создают коллажи, в которых отражают свое видение состояния и сохранения природы, воспевают ее красоту.

Осенью проводим конкурс на тему: "Необычный урожай года", где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух. Детей это очень радует и забавляет.

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей через опытно-экспериментальную деятельность я использую как традиционную форму (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание мы начали с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Такую форму работы, как консультации,папки-раскладки, например "Опыты и эксперименты с детьми дома", родителям очень интересны. Родители сами с большим интересом узнают и экспериментируют с детьми дома. Мы показывали родителям о наших достижениях на открытых занятиях и викторинах, таких как КВН, « Экспериментируем вместе», « Что я знаю расскажу и покажу». После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи, ставить совместные опыты дома и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Открой себя" Е.В. Рылеевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой, "Семицветик" Ашиковых, "Мы" Н.Н. Кондратьевой.

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

Сформированы начала экологической культуры у детей;

Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

Дети учатся практическим действиям по охране природы;

Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Я планирую в этом учебном году организовать кружок "Юный эколог", что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружок будет носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребёнка. Буду продолжать работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии.

В детском саду, где я работаю , уделяется большое внимание экологическому воспитанию дошкольников, работа ведется по программе С . Н. Николаевой «Юный эколог .

В начале года я поставила перед собой цель : воспитание у детей дошкольного возраста гуманного отношения к природе.

Задачи :

формировать систему экологических знаний и представлений;

развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

В нашем детском саду в течении года проводила разнообразную работу по экологическому воспитанию дошкольников .

Мною была выбрана и велась работа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Провела краткосрочный экологический проект «Удивительный мир кошек», целью которого было: Создать условия для формирования основ общей экологической культуры ребенка-дошкольника.

Формировать у детей интерес к домашним животным-кошкам, через познавательную и творческую деятельность.

Расширять общую экологическую культуру , через рассказы о породах кошачьих, их разнообразии.

В группе создан уголок природы, где находятся комнатные растения, аквариум с рыбками. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений и живых организмов, наблюдают и трудятся. Так же дети наблюдали за нашим питомцем попугайчиком, помогали кормить его и убирать в клетке. Во время этих действий детям прививалась любовь и интерес к живому существу и желание за ним ухаживать.

Для экологического воспитания детей широко использовались прогулки,

во время которых знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня , погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках я организовывались игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) .

На прогулках с ребятами, наш маршрут часто проходил по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Организуя экскурсию по тропе мы с детьми наблюдали деревьями, кустарники разных пород, разного возраста (вяз,сосна,вишня,яблоня и т.д).

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

С приходом весны проходила высадка растений на клумбы, дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали. Все это помогало развивать у ребят любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.

Часто на занятиях и во время режимных процессов использовала художественную литературу экологического направления. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения с детьми проводилась беседа, задавала вопросы, очень важно донести до детей смысл произведения.

В детском саду ежегодно проводятся выставки «Осенняя фантазия из природного материала» , в которых участвуют дети со своими родителями.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались различные формы работы (консультации, беседы, анкетирование ) .

В результате проделанной работы есть положительные результаты :

сформировано начало экологической культуры у детей ;

сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление ;

дети учатся практическим действиям по охране природы;

развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В группе раннего возраста я продолжаю вести работу по формированию основ экологического воспитания у детей младшего возраста через наблюдения в уголке природы, прогулки, чтение художественной литературы, работу с родителями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 51 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬСКОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию дошкольников за 2017 год»

Подготовила:

Воспитатель группы раннего возраста

Сайгушева Ольга Владимировна

2017 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение: Морозовская основная общеобразовательная школа

Отчет по экологическому воспитанию обучающихся в МБОУ: Морозовская ООШ за 2014-2015 уч. год

Выбор экологического направления в деятельности МБОУ: Морозовская ООШ хутора Морозов Волгодонского района Ростовской области был обусловлен, как местом расположения населенного пункта и школы, так и с ухудшением экологической ситуацией в стране и в Ростовской области. Наш хутор расположен недалеко от реки Дон. В области и районе находится большое число предприятий различного направления с высоким научным потенциалом. На территории области находится Ростовская атомная станция.

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность.

Следовательно, одной из важнейших задач современной школы - повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.

Успех экологического образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания.

Экологизация образовательного процессавключает в себя:

1. Предметные недели

2. Проведение интегрированных уроков по разным предметам;

3. Проведение классных часов и внеклассных мероприятий;

4.Организацию исследовательских проектов;

5. Анкетирование школьников;

6. Проведение экологических акций;

7.Изготовление стендов и стенгазет;

8. Выставки поделок из природных материалов;

9. Выставки рисунков;

10. Фотовыставки;

11. Конкурсы и игры, соревнования, КВН;

12. Демонстрацию презентаций, экологических представлений и т.д

Все эти формы обучения направлены на формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.

Формирование экологической культуры является необходимым компонентом всех основных направлений воспитания.

Воспитательная работа в школе ведется по разным направлениям. Экологическое направление представляет отряд «Эколог», члены которого отвечают за санитарное состояние классов, контролируют дежурство в школе, классе, помогают в организации экологических мероприятий, акций, субботников, экскурсий, походов.

Экологический календарь МБОУ: Морозовская ООШ

на 2015 год

п/п

Дата

Форма проведения

Мероприятия

Цели занятия

Классные часы 1-9 кл.

«Лес – наше богатство»

Помочь в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем.

Классные часы 1-9 кл.

«Берегите животных»

Развивать познавательный интерес, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания и уважения, формировать уважительное отношение к миру животных.

Конкурс рисунков

«Братья наши меньшие»

Природа Донского края

Классные часы 1-4 кл

«Прекрасный мир природы» «Природа Донского края»

Воспитывать в детях любовь к природе своего края.

уборка пришкольного участка

Выставка конкурс

Библиоте- чные выставки

красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы,

Познакомить обучающихся с книгами о природе, энциклопедиями для детей, художественными произведениями, журналами рассказывающими о красоте и экологических проблемах родного края.

ков и националь

ных парков

Классные часы 1-9 кл.

«Земля – наш общий дом»

Цель: сформировать экологически - грамотное отношение детей к природе.

«Давайте экономить воду…» 1-9 кл.

Цель: изучить способы экономного использования воды в школе и дома, пропаганда экономного использования воды среди обучающихся нашей школы.

«Помоги птице».

В ходе акции дети собирают корм для птиц, изготавливают скворечники

Классные часы

«Космос, что я знаю о нем?»

формировать представление детей о планете Земля, о других планетах солнечной системы. Рассказать об экологических проблемах человечества, связанных с космосом»

Классные часы.

«Берегите, Землю!»

Цель: 1) познакомить с историей праздника.

2) развивать экологическую грамотность.

3) воспитывать бережное отношение к природе

Конкурс поделок из бытовых отходов

«Вторая жизнь пластиковой бутылки»,

«Чистая планета»

Озеленение пришкольного участка. 5-9 кл

Цель: создание благоприятных условий для экологического, нравственного, трудового воспитания обучающихся через совместную деятельность детей, родителей и педагогов по благоустройству и озеленению пришкольного участка.

охранные

«Сделаем чище берег

реки Дон»;

Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат

В рамках предметной неделипроведен интегрированный урок по биологии, географии и химии «Вода – главный источник жизни» (Учитель биологии Данильчик Е.В., учитель химии и географии Тюнина Н.В.), на котором были рассмотрены экологические проблемы нерационального использования воды.

Для формирования целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём в 1-4 классах на занятиях внеурочной деятельности введён курс «Доноведение». В течение года ребята выполняют экологические проекты, исследовательские работы.

Внеурочная деятельность «Доноведение».

В школе функционирует кружок «Юный эколог» (учитель Тюнина Н.В.), главной целью которого является формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

На занятиях кружка осуществляется анализ экологической ситуации в хуторе и районе, области раскрываются и развиваются творческие, интеллектуальные способности обучающихся.


Занятия на кружке «Юный эколог»

Обучающиеся 5-6 класса Тюнина В. и Басова С. приняли участие в муниципальном этапе всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета» и врегиональном социально-экологическом конкурсе «Создание галереи Донской природы» Тюнина В.

Наибольший интерес вызываете обучающихся осуществление проектов, с которыми они регулярно участвуют в научно-практических конференциях.

Муниципальный этап регионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя Родина- Донская земля» Данильчик Наталья 8 класс 3 место. Руководитель: Данильчик Е.В.

Районная научно-практическая конференция «Поиск и творчество – 2015», номинации «Духовный мир современной молодежи»

Бордачев В., Ермаков А.

ученики 9 класса.

(учитель биологии Данильчик Е.В.)

Деятельность экологического кружка «Юный эколог»

Экологические субботники и акции


В школе функционирует кружок «Волшебная кисточка» для обучающихся 1-4 и 5-6 классов.

В муниципальном этапевсероссийского конкурса детского социального рисунка «Лес боится огня» обучающиеся Цуман Дарья 1 класс, Тюнина Виктория 5 класс, Купчик Екатерина 5 класс получили дипломы участников.

.

Победители открытого конкурса «Мир безопасности»в г. Ростов- на –Дону

Купчик Екатерина 5 класс 2 место, Тюнина Виктория 5 класс 3 место. Руководитель: Бриж Ж.В.

С целью изучения эффективности экологического воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование обучающихся. В определении уровня воспитанности используется методика Степанова П.В., Капустина Н.П. по которой одним из критериев является отношение к природе. Этот критерий складывается из бережного отношения к земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.

Предлагаемые материалы помогут в определении уровня воспитанности и саморазвития своих воспитанников.

Проведенное анкетирование участников воспитательного процесса (10 –педагогов, 79 – обучающихся, 66 – родителей) показало:

Что изучает “экология”? – затруднились ответить 6 % интервьюируемых;

Являюсь ли я экологически культурным человеком? – отрицательный ответ дали 11 %;

Хотел бы я активно участвовать в экологических мероприятиях? – положительный ответ дали 93%

Характеристика уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

Критерии

I ступень (1-4 классы)

II ступень (5-9 классы)

1-9 классы (по школе)

Эрудиция

Отношение к природе

Отношение к обществу

Эстетический вкус

Отношение к себе

Уровень воспитанности

Сравнительная характеристика динамики уровня воспитанности обучающихся 1-9классов

2015-2016

Показателями результативности также могут служить:

· количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

· участие школьников в экологических конкурсах;

· практическая включенность детей в экологическую деятельность школы.

Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Наша задача, как педагогов – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие экологические проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Мы должны научиться жить в гармонии с природой и научить этому нашей детей. Равнодушию не должно быть места!

Отчет подготовила учитель географии: Тюнина Н.В.