Хватает ли дошкольникам России мест в детских садах? Качество детских садов россии стремительно ухудшается

В дошкольных учреждениях не хватает педагогов, плохо кормят и не соблюдают СанПиН

Во вторник Минобрнауки и Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО представили общественности результаты исследования качества российских детских садов. Анализ показал, что ситуация с дошкольными учреждениями значительно ухудшилась. Ни одному из участвовавших в исследовании детскому саду не удалось удостоиться даже оценки «хорошо», а более 10% учреждений и вовсе попали в категорию двоечников.

В данный момент в России действуют 49,4 тысячи дошкольных образовательных организаций, которые посещают более 7 миллионов дошкольников. В исследовании 2017 года приняли участие почти 9 тысяч детских садов из 57 регионов страны.

«К сожалению, ни одна из дошкольных образовательных организаций, принимавших участие в исследовании, не соответствует оценочной категории «отлично». Данная ситуация стабильна за весь период проведения аналогичных исследований - начиная с 2012 года в данную категорию не попадала ни одна дошкольная образовательная организация В 2017 году количество дошкольных образовательных организаций с оценкой «удовлетворительно» составило 89,8% от общей выборки, что является минимумом за все время проведения исследований. Данная цифра достигнута за счет увеличения количества детских садов с оценкой «неудовлетворительно». В 2017 году зафиксирован существенный скачок в количестве детских садов с данной оценкой – их количество составило 10,2% от общей выборки» , - отметили авторы исследования.

В отличие от прошлых лет, когда оценке «хорошо» соответствовали стабильно около 5% детских садов, в 2017 хорошистом не удалось стать ни одному учреждению. Самые низкие результаты по регионам показала Карелия, в которой лишь 58,2% детских садов из выборки получили оценку «удовлетворительно», а 41,8% – оценку «неудовлетворительно». Самые приличные результаты показали Санкт-Петербург, Ленинградская область и Ставропольский край.

Исследование проводилось по трем основным критериям: условия, созданные для ребенка в дошкольной образовательной организации; профессиональная квалификация педагогов учреждения, дополнительные услуги, предоставляемые в детском саду. Хуже всего российские детские сады справились с кадровыми условиями, по этому направлению 99,8% учреждений получили «двойку». Выяснилось, что штатный педагог-психолог отсутствует в более чем половине дошкольных учреждений. Кроме того, количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет составляет чуть боле 28 тысяч на почти 9 тысяч учреждений, то есть в среднем 3,2 педагога на один сад. Это самый низкий показатель за все время подобных исследований.

С направлением «дополнительные услуги» в детских садах дела обстоят немного лучше. Главная проблема заключается в том, что данные услуги предоставляются лишь в каждом десятом учреждении, а бесплатно ими могут пользоваться только 29% детей.

Анализ направления «условия, созданные для ребенка, в детском саду» также выявил ряд серьезных проблем. Так, лишь треть проверенных учреждений имеют архитектурно-планировочные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Более половины детских садов были замечены в нарушении СанПиН, а также имеют замечания органов Рособрнадзора по организации питания. Одним из положительных результатов исследования стал показатель наличия в детских садах медицинских сестер, они обнаружились в 75% учреждений.

Несмотря на кризис, многие родители по-прежнему готовы платить за приличный детский сад по 70 тыс. руб. в месяц. Основательнице «Интересного детского сада» это приносит почти 600 тыс. руб. прибыли в месяц

Основательница «Интересного детского сада» ​Жанна Рыжова (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Началось с Рублевки

Открыть собственный детский сад Жанна Рыжова, выпускница Высшей школы экономики и героиня первого российского реалити-шоу «За стеклом», решила, когда столкнулась с проблемой выбора дошкольного учреждения для своего трехлетнего сына. Она обошла все садики на Рублево-Успенском шоссе, где жила тогда с мужем, но подходящего варианта так и не нашла. «Я поняла, что не могу доверить своего ребенка воспитателям прошлого поколения, которые не умеют говорить с ребенком на равных», — вспоминает Рыжова в интервью РБК.

Опыт работы с детьми у Рыжовой был. В 2008 году она открыла для сына и его друзей мультипликационную студию. Рыжова сняла две комнаты (60 кв. м) в нежилом помещении на Рублевке, зарегистрировала ООО «Академия интересов» и наняла команду художников, которые рисовали с детьми мультфильмы. «Я просто повесила объявление на заборе и за месяц собрала группу из детей наших соседей», — вспоминает Рыжова. ​Нескольких часов творчества детям оказалось мало: они отказывались уходить из студии, и родители уговорили Рыжову создать на базе студии детский сад. Так, в 2009 году появился первый «Интересный детский сад».

Дошкольная экономика

Стоимость посещения «Интересного детского сада» зависит от времени пребывания ребенка. Полный день (с 9 до 20 часов) стоит 70 тыс. руб. в месяц без учета дополнительных занятий. Половина дня — с 9 до 13 часов или с 16 до 20 часов обойдется родителям в 45 тыс. руб. Это средняя цена для детского сада в центре столице, оценивает Юрий Белонощенко, основатель сети детских «Бэби-клубов»: стоимость посещения формирует именно география сада. Помимо ежемесячной платы за пятидневное пребывание с родителей возьмут вступительный взнос в 100 тыс. руб. Помимо основной программы родители могут подобрать своему отпрыску допзанятия (1,2-1,5 тыс. руб. за занятие), среди которых шахматы, балет, вокал, игра на музыкальных инструментах, капоэйра, футбол, джиу-джитсу и пр.

Сейчас в саду в Большом Трехгорном переулке числится 65 детей, часть из которых ходит неполный день. По словам Рыжовой, это позволяет зарабатывать 3,5-4 млн руб. (в зависимости от числа допзанятий) в месяц.

Основные расходы «Интересного детского сада» — это аренда (1 млн руб. в месяц) и оплата труда (1,2 млн руб.). В штате «Интересного детского сада» работают 30 человек: десять воспитателей и пять нянь-помощниц (в каждой группе два воспитателя и один помощник), директор, психолог, логопед, врач-педиатр, кухонные работники, уборщицы, дизайнер и пиар-менеджер. Преподаватели, которые ведут дополнительные занятия (восемь человек), работают в детсаду внештатно. Все няни-помощницы в «Интересном детском саду» родом с Филиппин: они хорошо ладят с детьми и в перерывах говорят с ними по-английски, объясняет Рыжова. Питание воспитанников обходится в 300 тыс. руб., коммунальные расходы — в 200 тыс. руб., расходы на замену и ремонт игрушек могут ежемесячно достигать 100 тыс. руб.

Детсад в Большом Трехгорном переулке вышел на текущую окупаемость на второй год работы, с сентября 2015 года приносит стабильную прибыль. Окупить инвестиции Рыжова планирует за три года — к концу 2016 года.

Экономят на шахматах

Кризиса в стране Рыжова не боится: оба детских сада она запускала во время экономического спада. «Я считаю, что кризис — это плодородная почва, на которой может вырасти что-то по-настоящему большое», — рассуждает она. В 2015 году выручка «Интересного детского сада» не уменьшилась (ее размер Рыжова не раскрывает), родители по-прежнему записывают детей в лист ожидания. Поэтому вместе с партнером Владимиром Погребенко (бывший директор ВДНХ) Жанна планирует осенью 2016 года открыть третий «Интересный детский сад» в Митино, но уже на 300 детей. Стоимость услуг в нем будет ниже — 35-40 тыс. руб. в месяц.

Кризис — благодатное время для открытия новых садов, согласен основатель «Бэби-клуба» Белонощенко. По его словам, спад несильно ударил по сегменту частного дошкольного образования: родители не забирают детей из дорогих садиков, но сокращают число дополнительных занятий за отдельную плату: «Раньше наши клиенты смело накидывали в детское расписание дополнительные «соусы» в виде шахмат, танцев и бэби-йоги. Сейчас чаще останавливаются только на необходимом». Экономическая ситуация в стране в чем-то даже помогла частным садам, считает Белонощенко. Главная докризисная проблема — подходящее помещение за умеренные деньги — утратила остроту: многие здания освободились, и арендодатели стали намного сговорчивее.

«Сколько бы ни говорили о том, что на детях экономить не будут, на самом деле это не так, — не согласен Владимир Агеев, финансовый директор сети частных детских садов «Гулливер». — Мы работаем в неэлитном месте города, в спальном районе, и у нас очень чувствительный к изменению оплаты клиент. Родители встают перед выбором, и бывает, что выбор этот совершается не в пользу хоть и хорошего, но платного садика». Конкуренцию частным детским садам средней стоимости теперь составляют хорошие государственные сады. «Конечно, количество воспитанников в группах иногда запредельное, но стоимость обучения и воспитания символическая. А учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, для некоторых родителей это является определяющим фактором», — рассказывает Агеев.

Воспитание по интересам​

Жанна Рыжова уверена, что учить читать, считать и писать до шести лет необязательно: эти навыки ребенок приобретет в школе. «Детский сад — это место, где ребенку должно быть комфортно психологически, — считает Рыжова. — Многие родители стремятся к тому, чтобы в три года их чадо бегло читало и решало задачки. Я же считаю, что главное в этот период — научить ребенка общаться и дружить со сверстниками, не бояться, а уважать взрослых, развивать свои таланты и способности». Поэтому игровые комнаты в «Интересном детском саду» оборудованы нишами для отдыха, куда ребенок может забраться с пледом и раскраской, а также отдельными «профессиональными» зонами, где дети пробуют себя в роли врача, продавца, учителя и т.д. Впрочем, в старшей группе сада все-таки проводят подготовительные занятия к школе — индивидуально с каждым воспитанником.​​

За 2015 год, в среднем по России на каждые 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходилось 106 детей (в возрасте от 1 года до 6 лет), их посещающих (уровень практически не изменился с 2008 года) . В трети регионов страны этот показатель был еще выше, и во всех восьми федеральных округах средний показатель превышал 100%.

При том что “доступность” дошкольного образования в стране для детей в возрасте от 3 до 7 лет еще к концу 2015 года составила 98,97%, только за первые 10 месяцев 2016 года количество очередников в детские сады увеличилось с 62 тысяч до почти 65 тысяч детей, констатировали аудиторы Счетной палаты России в декабре прошлого года, а для самых маленьких (в возрасте до 3 лет) очередь превысила 391 тысячу.

​На прошлой неделе Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил итоги опроса, приуроченного к Дню матери в России. Судя по ответам его участников, нехватку мест в дошкольных учреждениях они относят к числу главных для себя проблем в сфере материнства и детства.

Дело в том, что сам по себе высокий показатель “доступности дошкольного образования” вовсе не означает еще наличия соответствующего количества мест для желающих. Из пояснений Министерства образования и науки РФ следует, что он “рассчитывается как доля детей в соответствующих возрастах, которым предоставлено место на программах дошкольного образования, в общей численности детей, зарегистрированных в электронной очереди на получение такого места в текущем учебном году” . И еще в 2014-м, как отмечалось в отчете министерства, этот показатель (для детей 3–7 лет) составил 93,9% (в 2013-м – 92,7%).

Довести его до 100% к 2016 году правительству поручалось “майскими” указами президента России от 2012 года. “Задача, поставленная в майском указе, практически выполнена: доступность дошкольного образования составила 99%”, – отчитался теперь уже бывший руководитель Минобрнауки в январе прошлого года.

По состоянию на 1 апреля 2017 года, как следует из отчета правительства, уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в целом по России составил 98,73%, в том числе 99% – в 74 регионах из 85 и 95–99% – еще в четырех.

В отличие от этого, “расчетного” показателя, более наглядным оказывается показатель “охвата” дошкольным образованием. Его Росстат определяет в процентах от общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет по каждому из регионов и в целом по России. И в этом случае ни о каких “близких к 100%” уровнях речь не идет. Например, в 2008 году показатель “охвата” для России в целом составлял 59,3%, в 2015-м – 66,2%, в 2016-м – 66,5%. При этом разрыв между регионами, как видим, может быть кратным, а более чем в трети регионов показатель оказывается ниже среднероссийского.

О том, что мест в дошкольных учреждениях России явно не хватает, свидетельствуют и результаты недавнего мониторинга общественного движения “Общероссийский народный фронт” (ОНФ). В его опросах приняли участие 500 воспитателей дошкольных учреждений в 63 регионах страны. Из них почти 17% заявили о переполненности групп. Полгода назад правительство России отчиталось , что наполняемость групп детских садов (дети в возрасте 3–7 лет) в среднем по России составляет 25,3 человека. При этом в постановлении Главного санитарного врача России еще от 2010 года санитарные нормы формулировались так : “Для детей в возрасте от одного года до 3 лет – не более 15 человек в группе, для детей 3–7 лет – не более 20 (оптимальная – 15 человек)”.

В ходе же опроса, проведенного ОНФ, 15,5% воспитателей отметили, что в их группах насчитывается по 30–39 детей, а еще 1,4% воспитателей – от 40 до 46 детей. В некоторых случаях численность групп оказывалась даже большей.

“Мы видим, что для достижения необходимых показателей регионы вынуждены раз за разом принимать сомнительные меры: уплотнять группы, открывать неукомплектованные детские сады, – отметила руководитель рабочей группы ОНФ , зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – В этих условиях говорить о доступности, которая бы не только учитывала всех детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но и предусматривала наличие свободных мест, не приходится”.

В обществе всегда уважительно относились к людям, которые занимаются обучением и воспитанием подрастающего поколения. Одной из таких профессий является профессия воспитателя детского сада. Но достойно ли оплачивается этот тяжелый труд? Давайте узнаем, сколько в 2015 году зарабатывают работники детского сада в различных городах России.

А вот зарплата у помощника воспитателя, или как говорят в народе, нянечки оставляет желать лучшего. В 2015 году средний ее уровень по стране составляет всего 12 333 рубля. Нужно отметить, что ранее доходы этой категории работников и специалистов с высшим образованием не сильно отличались, но после 2012 года было решено исправить этот недостаток в системе начисления оплаты труда.

Сколько стоит детский сад в Москве в 2018 году

Многие родители после того, как узнали, сколько стоит детский сад, стали задумываться над тем, чтобы переводить своего ребенка в частный пансион. Разумеется, каждый вправе выбирать именно то детское заведение в Москве, которое более всего подходит ребенку и его родителям. Но не стоит наивно думать, что оплата за частное заведение не будет повышаться, ведь в таком учреждении также нужно полноценно питаться. Кроме того, частные заведения предусматривают стоимость на порядок выше, чем государственные, так как услуги каждого педагога должны быть оплачены выше. Зачастую в список услуг входят такие, которые оплачиваются отдельно.

Подорожание действительно ожидается и, может, даже не одно. Следует отметить, что в начале прошлого года уже была поднята оплата за детский сад в Москве и в других регионах России. Уже с того момента многим родителям было тяжело вносить оплату за ребенка, а если в семье имеется не один несовершеннолетний член, а двое или даже трое, то это становится и вовсе не разрешимой проблемой.

вида и режима работы до двадцати процентов до десяти процентов

Статья 9 Закона об образовании в Санкт-Петербурге гласит, что размер ежемесячной платы за присмотр и уход за детьми в государственных дошкольных учреждениях, которые осуществляют деятельность по реализации образовательных программ в данных учреждениях, устанавливается в процентном отношении от размера ежемесячных затрат за уход и присмотр за детьми в государственных дошкольных учреждениях.

Ветрянка в детском саду: что делать и как избежать заражения

Если в детском саду обнаруживается ребенок с характерными высыпаниями и другими признаками ветряной оспы, к нему вызывают педиатра, который устанавливает диагноз и сообщает о факте заболевания в местную поликлинику. Карантин на детский сад накладывают на основании соответствующего приказа, поступившего из поликлиники. Чаще всего родителей остальных детей информируют о карантине посредством объявления на дверях учреждения.

Ветряная оспа, в обиходе называемая ветрянкой - чрезвычайно распространенное инфекционное вирусное заболевание, которое поражает людей всех возрастов. Однако чаще всего ветрянкой заболевают в раннем возрасте: дети дошкольного возраста особенно подвержены этой болезни, поскольку их иммунитет еще не сформирован до конца, и антитела к вирусу ветряной оспы у них отсутствуют или имеются в недостаточном количестве.

Воспитатели детских садов, сколько часов вы работаете

Воспитатели работают по пол дня. Одна с утра, вторая приходит заменить в обед (в 12-13)
А по настоящему с 7 -до 14 00 и с 14 00 до 19 00 + если няни нет всю работу за нее и за сменщицу (если та на больничном или учёбе) + за дворника + за актёра «погорелого театра «и за копейки, с неадекватными порой родителями. Многт писанины и очень много детей на одного воспитателя, что делает процесс обучения не дающим особых успехов в обучении детей! Домой нужно брать планы. с детьми работать люблю но условия с каждым годом всё хуже и хуже, а обязанностей всё больше и больше!

Из-за таких ло-хушек, которые соглашаются работать по 10,5 и 12 часов, сад с нормальным графиком (посменным) теперь тяжело найти. Вы хоть понимаете, что это нарушение трудового кодекса? И вы обязаны жаловаться в трудовую инспекцию. Рабочая неделя не должна превышать 40 часов, согласно статьи 91 ТК РФ. Почитайте. То есть 8 часов в день можно работать. Всё что свыше этого — это сверхурочные. Они не должны превышать 120 часов в год! У вас явно зашкаливает превышение. Что значит, вы не вырабатываете часы? Ну не по 12 часов в день же отрабатывать. Вас разводят, а вы соглашаетесь. По-моему на сотрудниках тупо экономят в садах. Зачем сменщицу брать, если можно найти лошицу, которая из страха остаться без работы, будет пахать в две смены. Люди в офисе 8 часов работают, а вы 10 и 12. Кто вам сказал, что вы должны? Всё это началось, когда безграмотные в трудовом праве сотрудницы стали соглашаться на такие условия. Обычно приезжие соглашаются так работать, чтобы их взяли на работу. Они и понижают зарплату и делают условия труда хуже.

Сколько стоит «звездный» детский сад

Дети погружены в англоязычную среду, благодаря воспитателям и педагогам из Великобритании, США и Ирландии. Уже с трех лет детишкам также преподают китайский и французский языки и тоже носители языка. Программа обучения основана на государственной образовательной программе Великобритании и России.

Илья Авербух рекомендует частный детский сад классического пансиона МГУ имени М.В. Ломоносова коллегам и знакомым. Его сыну Мартину здесь очень нравилось. Садик считается дошкольным отделением классического пансиона МГУ. Сюда берут детей от 2-х до 6,5 лет. В группе до 12 ребят. Преподаватели работают с детьми по авторской модели организации воспитательно-образовательного процесса. Цель - выявить способности ребенка и развить их. С каждым воспитанником работает логопед, большое внимание уделяют урокам этикета. Среди предметов, которые осваивают дети до школы - английский и французский языки, китайский учат по желанию, также педагоги ведут занятия танцами, музыкой, шахматами, плаванием, гимнастикой. Выбор дисциплин и секций огромный. Оценок здесь, конечно же нет, но знания дети получают серьезные. Из этого детсада многие выпускники идут учиться в школу - пансион МГУ.

Плата за детский сад в Санкт-Петербурге

Размер ежемесячной платы прежде всего зависит от вида и режима работы группы в государственных дошкольных учреждениях. Для семей, которые имеют одного-двух детей, размер платы составит до двадцати процентов среднего размера родительской платы на каждого ребенка. Для семей, которые имеют трех и больше детей, размер платы составит до десяти процентов среднего размера родительской платы на каждого ребенка.

Из таблиц видно, что за 12-ти часовое пребывание одного ребенка в группе общеразвивающей направленности родительская плата составит 713 рублей в месяц. Это в том случае, если в семье 1-2 детей. Для тех, у кого 3 ребенка и более, плата за детский сад в этой же группе с 12-ти часовым пребыванием составит 356 рублей в месяц за каждого малыша.

12 Авг 2018 148

Образовательная инфраструктура в Москве активно развивается. Каждый год в городе открываются новые детские сады и школы, построенные по всем современным стандартам. Одно из таких образовательных учреждений – школа №1542 – появилась в районе Солнцево на западе столицы. В четверг, 16 августа, ее открыл мэр Москвы Сергей Собянин.

Качественная и современная

Новая школа рассчитана на 500 мест, в ней разместятся 22 класса. Для качественного обучения там оборудованы кабинеты информатики, труда, моделирования и технической игрушки. В образовательном учреждении созданы все условия и для занятий спортом.

Для первоклассников обустроены игровая и детская спальня, ученики 2-4 классов получат два помещения для групп продленного дня. Что касается ребят старшего возраста, то для них предусмотрены кабинеты по естественным наукам, компьютерно-лингвистическая лаборатория, кабинеты информатики, вычислительной техники, рисования и черчения.

Кроме того, в новой школе откроется библиотека с читальным залом на 30 мест и медиатекой, будут работать актовый зал, кабинеты врача, психолога, стоматолога и логопеда, прививочная и процедурная. Здание школы оснащено современными системами охраны и видеонаблюдения, которые вместе с обширным спектром инженерно-технических возможностей создают качественную и безопасную среду обучения детей.

Сергей Собянин отметил, что 1 сентября в столичные школы придут почти 1,5 миллиона ребят. "Мы, конечно, готовимся к этому важному событию. Идет капитальный и текущий ремонт зданий детских садов, школ, оборудование спортивных площадок", – сказал градоначальник.

Мэр напомнил, что в этом году зачисление в детские сады ведется с двух с половиной лет кроме тех районов, где строятся дополнительные дошкольные образовательные учреждения.

Сотни школ и детских садов

Новые школы и детские сады появляются в столице почти каждый месяц. Так, 1 сентября, в день начала нового учебного года, в столице распахнут свои двери девять новых образовательных учреждений. Это четыре детских сада на 900 мест, четыре школы на более чем три тысячи учащихся и блок начальных классов на 250 ребят.

Все новые детские сады и школы оснащены современным оборудованием для обучения и комплексного физического и эстетического развития детей. Их помещения приспособлены для удобства маломобильных людей. Два детских сада располагаются в районе Некрасовка на юго-востоке столицы, два других – в районах Пресненский и Северный. Что касается школ, то они расположены в районах Некрасовка, Солнцево, Строгино и Северный.

В целом в 2018 году в столице за счет бюджета построят 15 образовательных учреждений. Это девять детских садов, четыре школы и два блока начальных классов. Руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев ранее отмечал, что с начала года в эксплуатацию введено два детских сада на 650 мест, продолжается возведение еще семи дошкольных образовательных учреждений на 1325 малышей, четыре школы на более чем три тысячи учащихся.

Только в прошлом году за счет городского бюджета в столице появилось 10 образовательных учреждений: три дошкольных на 725 мест, четыре школы, в которых учатся более четырех тысяч ребят, а также три блока начальных классов для 1100 малышей. Всего же, по словам главы стройкомплекса Москвы Марата Хуснуллина, за 2011-2018 годы в городе появились почти 300 новых школ и детских садов.

"Сейчас в Москве нет очередей в школы и детские сады. В дальнейшем мы будем развивать социальное строительство с учетом демографической ситуации", – отметил мэр столицы Сергей Собянин.

На достигнутых результатах столица останавливаться не собирается, город не намерен сбавлять темпы ввода в эксплуатацию новых детских садов и школ. В ближайшие три года в Москве планируется построить 129 объектов образования, которые смогут принять 14 тысяч детей.

Некоторые новые проекты уникальны для Москвы. Так, новый детский сад на Варшавском шоссе имеет необычный дизайн – круглая форма здания, фигурные окна, напоминающие животных и птиц. Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на девять групп по 20 детей в каждой. На трех этажах здания размещаются по несколько групп в зависимости от возраста. Самые маленькие располагаются на первом этаже, средние – на втором, а ребята старших возрастов – на третьем.

У каждой группы своя спальня, игровая, раздевалка и туалет. Все комнаты оснащены телевизорами и учебными досками. По расписанию у детей пять занятий каждый день. К традиционным рисованию, музыке и физкультуре добавлены английский язык, информатика, хореография и даже шахматы.

Обустроено не только внутреннее пространство дошкольного учреждения, но и прилегающая территория. По периметру здания оборудовано девять детских площадок, изготовленных из экологически чистых материалов. На них установлено игровое оборудование, теневые навесы.

Здания-трансформеры

Новый тренд в строительстве образовательных учреждений в столице – учебные здания-трансформеры. Первые три таких сооружения появятся в Москве уже в следующем году. Благодаря функциональности такие здания могут быть детским садом, начальной школой, комбинированным образовательным учреждением, которое сочетает в себе как дошкольные группы, так и корпус начальных классов.

Здание может трансформироваться под конкретные задачи в зависимости от потребности района. Переоборудовать "трансформер" можно даже во время летних каникул. К примеру, дошкольное образовательное учреждение на 300 малышей можно превратить в начальную школу, в которой будут обучаться 12 классов.

Так, в Южном Бутово появится блок начальных классов, который можно переформатировать в детский сад, а также комбинированный БНК с дошкольным отделением на 300 мест. Еще один комбинированный блок начальных классов будет работать в районе Куркино.

Как отметил глава стройкомплекса столицы Марат Хуснуллин, в Москве постоянно растет потребность в школах и детсадах. Идея строительства зданий трансформеров, по его словам, возникла еще несколько лет назад. "По поручению мэра Москвы Сергея Собянина были разработаны типовые архитектурно-технические решения комбинированного блока начальных классов с дошкольным отделением", – отметил он.

Школы-гиганты

Еще один тренд – создание так называемых школ-гигантов. В прошлом году в Некрасовке открылось учебное заведение на 2100 мест. Начальные классы школы способны вместить до 800 учащихся, а средние и старшие рассчитаны на 1300 школьников. С учетом активного развития района и постоянного увеличения численности его населения, количество учащихся постоянно прибавляется. Соответственно, растет и число педагогов.

В школе есть все необходимое для качественного образовательного процесса. Учебники, лаборатории, библиотеки с конференц-залом. Кроме того, в школе создано крупное спортивное ядро, которые включает площадки для мини-футбола, бадминтона, волейбола, настольного тенниса, беговые дорожки из резиновой крошки. Несмотря на свой огромный размер школа очень комфортно зонирована. Младшие классы занимаются отдельно от средних и старших.

Скоро в столице появится еще одна школа-гигант, ее строительство в настоящий момент ведется на территории бывшей промзоны ЗИЛ. Учебное заведение сможет принять на 400 человек больше, чем аналогичное в Некрасовке – до 2500 учащихся.

Как отметил Марат Хуснуллин, эта территория постепенно превращается в комфортный район, соответствующий всем мировым стандартам. Предполагается, что на ЗИЛе будут жить 76 тысяч человек. Многие из них - семьи с детьми, которым нужны образовательные учреждения в шаговой доступности. Школа-гигант станет неотъемлемой частью района, повысит его привлекательность. Дети будут учиться в пределах своего места проживания, не нужно будет тратить много времени на дорогу в другой район Москвы.

Новую школу можно будет смело назвать экспериментальным учебным центром. Здание будет четырехэтажным, его поделят на тематические зоны: младшие, средние и старшие классы. Классы будут оборудованы в соответствии со спецификой каждого блока.

Школа-гигант на ЗИЛе даст своим ученикам широкие возможности для самовыражения и развития своих талантов. В школе будут залы для гимнастики и хореографии, зал на 1040 человек с эстрадой. Изюминкой образовательного учреждения станет детский технопарк "Кванториум". Ребята смогут изучить лазерные технологии, наноматериалы, попробовать себя в судостроении, создании виртуальной реальности. Посещать технопарк могут и дети из других школ.

Новая Москва

Активно развивается образовательная инфраструктура и на присоединенных территориях. Как отметил недавно Марат Хуснуллин, в Троицком и Новомосковском округах (ТиНАО) в этом году будут введены в эксплуатацию 11 детских садов и восемь школ. При этом, подчеркнул глава столичного стройкомплекса, более половины социальной инфраструктуры в Новой Москве возводятся за счет инвесторов.

Один из самых масштабных проектов такого рода в ТиНАО - международная школа "Летово" в поселении Сосенское. Свои двери она распахнет уже к новому учебному году. Это огромный образовательный комплекс, рассчитанный на детей от 12 до 18 лет.

Обучаться в школе "Летово" смогут до 1012 учащихся. В комплексе созданы учебные классы, административно-хозяйственный и бытовой корпус, контрольно-пропускной пункт, инженерные сооружения и коммуникации. Образовательный центр полностью обеспечен спортивной инфраструктурой – беговые дорожки, тренажеры, теннисные корты, большая спортивная площадка, площадки для занятий волейболом, фигурным катанием, хоккеем. Кроме того, предусмотрена теплица для практических занятий в области сельского хозяйства.

Темпы создания образовательной инфраструктуры на присоединенных территориях впечатляют. К примеру, за последние пять лет было построено 10 школ почти на 10 тысяч учащихся. Комплексный подход к созданию новых образовательных центров позволил ликвидировать дефицит мест в детских садах и школах ТиНАО.