Признаки прогорания прокладки гбц. Дефекты прокладки головки блока цилиндров, причины, последствия и как их избежать. Причины, по которым прокладка ГБЦ будет пробита или повреждена, бывают разными

Прогорание прокладки головки блока может привести к течи и (или) смешению рабочих жидкостей и газов двигателя, так как она уплотняет соединения каналов и камер сгорания. Например, моторное масло с охлаждающей жидкостью (ОЖ), охлаждающая жидкость с газами из камер сгорания. В результате нарушается нормальная работа двигателя автомобиля практически на всех режимах, так как отказывает один из цилиндров.

В более тяжелых случаях может произойти повреждение прокладки головки, что приведет к сбою прокладки головки. Детонация, также известная как стук, является одной из самых распространенных. При нормальном сгорании искра от свечи зажигания воспламеняет воздушно-топливную смесь, что приводит к контролируемому ожогу и нормальным давлениям в цилиндре. Когда происходит детонация, перед фронтом пламени, вызванным искрыми, возникает другой фронт пламени, что вызывает неравномерный ожог и создает ударные волны.

Возможные поломки прокладки и причины их появления

Когда это происходит, давление цилиндра увеличивается, превышая давление, которое цилиндры и прокладка головки были рассчитаны на удержание. Более продолжительное время зажигания также может вызвать стук. Современные двигатели имеют электронно управляемые системы синхронизации, которые могут уменьшить время вперед, если обнаружен детонатор. Если используется неправильный класс топлива, и компьютер транспортного средства не обеспечивает надлежащую регулировку времени зажигания, все еще может произойти детонация, и давление в баллоне все равно будет всплескиваться.


Признаки неисправности

Если масло смешивается с охлаждающей жидкостью

Прогорела часть прокладки между масляным каналом и каналом охлаждающей жидкости.

— При этом на масляном щупе и на пробке маслоналивной горловины появляется светлый налет (водно-масляная эмульсия). Количество этой эмульсии может быть больше или меньше, в зависимости от степени прогорания прокладки. Уровень масла в поддоне повышается. В расширительном бачке системы охлаждения на поверхности охлаждающей жидкости возможны масляные разводы.

Причины повреждения прокладки

Высокие коэффициенты сжатия и принудительная индукция - это способы увеличения производительности или экономии топлива. К сожалению, подтяжка головы является общей проблемой для этих приложений. Когда воздух сжат, он нагревается. Повышенный воздух, поступающий в цилиндр, увеличивает вероятность детонации. Давление в цилиндре также значительно увеличивается при увеличении давления наддува, чтобы увеличить мощность, даже если детонация не происходит.

Подъем головки цилиндра может варьироваться в зависимости от конструкции двигателя и головки блока цилиндров и причин, указанных выше. Используя чрезвычайно чувствительные инструменты, они проводят точные измерения движения головки цилиндров, затем конструируют прокладки для компенсации. Как двигатель-строитель, чтобы уменьшить вероятность и серьезность подъема головы.

— Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке падает без видимой утечки.

— Наблюдается белый дым из глушителя с сладковатым запахом тосола, который не исчезает после прогрева.

— Двигатель «троит», теряет мощность и приемистость, повышается расход топлива.

— Свеча в нерабочем цилиндре мокрая.

Устраняется неисправность только заменой прокладки, проверкой головки блока (возможно, ее «повело» от перегрева) и ее шлифовкой, заменой масла и охлаждающей жидкости с промывкой систем.

Используйте соответствующий блок и головки для приложения и убедитесь, что поверхность соответствует требованиям, которые требуются. Если двигатель будет использоваться в исполнении, рассмотрите использование высокопрочных головок или болтов. Это обеспечивает оптимальную зажимную нагрузку. Избегайте всплесков давления в баллоне. Вы можете сделать это, всегда используя топливо, которое соответствует минимальной требуемой октановой рекомендации, особенно в двигателях с высоким сжатием или принудительной индукцией. Кроме того, убедитесь, что замена свечей зажигания - правильный диапазон материалов и тепла для применения. И если вы модифицируете движок для увеличения мощности, предпримите соответствующие действия для поддержки этих изменений. Используйте правую прокладку, предназначенную для применения.

Они обеспечивают превосходное восстановление, т.е. уплотняющие тиснения действуют как пружины для поддержания надежного уплотнения горения даже против подъема головы.

Если охлаждающая жидкость смешивается с газами из камер сгорания

Прогорела часть прокладки между каналом охлаждающей жидкости и камерой сгорания одного из цилиндров.

В зависимости от степени прогорания прокладки симптомы могут быть следующие.

— Бурление охлаждающей жидкости от выходящих газов и сильное, постоянное повышение уровня в расширительном бачке системы охлаждения.

Кроме того, предотвращается чрезмерное сжатие тиснений, позволяя этой прокладке поддерживать уплотнение в самых экстремальных условиях. Вы когда-нибудь задумывались, почему двигателям нужно так много разных прокладок? Это связано с тем, что двигатели имеют множество различных требований к уплотнению - таким образом, они переходят в разные ситуации продаж, которые должен знать каждый встречный человек.

Причины дефектов ГБЦ

Когда две поверхности соединены вместе, очень трудно получить герметичное уплотнение, если только что-то не используется для заполнения зазора. Поэтому для заполнения зазора между деталями используются различные типы прокладок. Простейшим и самым основным типом прокладок являются «разрезанные» прокладки. Режущие прокладки обычно используются для уплотнения крышек распределительных цепей, крышек клапанов, масляных поддонов, впускных коллекторов, карбюраторов, корпусов дроссельной заслонки, водяных насосов, корпусов термостатов, коробок передач и дифференциальных крышек.

— Течь ОЖ через крышку в расширительном бачке, в особо запущенных случаях выбивание этой крышки или раздувание бачка (так как прорвавшиеся газы создают избыточное давление в системе охлаждения). По этой же причине начинают течь радиатор, патрубки, насос охлаждающей жидкости и т.п. Патрубки становятся твердыми их сложно прожать рукой.

Режущие прокладки обычно являются наименее дорогостоящими, потому что они относительно просты в изготовлении. Они также позволяют производителю транспортного средства использовать менее дорогие штампованные стальные крышки клапанов, крышки хронометров и масляные кастрюли на двигателях вместо более дорогих накладок алюминиевых покрытий.

Со временем воздействие тепла приводит к тому, что материал прокладки теряет свою эластичность и становится жестким и хрупким. Это уменьшает способность прокладки выдерживать герметичное уплотнение и увеличивает риск поломки и разрушения прокладки. На большинстве более новых двигателей много разрезанных прокладок были заменены более прочными, «формованными резиновыми» прокладками. Они изготавливаются методом литья под давлением из синтетического каучука для создания цельной прокладки. Формованные уплотнения чаще всего используются для уплотнения крышек клапанов и крышки масляного поддона.

— Постоянное завоздушивание системы охлаждения, приводит к тому, что перестает работать печка (так она самая высокая точка СО и газы скапливаются именно в ней), термостат без видимых причин начинает несвоевременно открываться, что вызывает перегрев двигателя. Температура при прогреве и работе скачет то выше, то ниже.

— Цилиндр двигателя, в котором произошло такое прогорание, начинает хуже работать или отказывает вовсе, что приводит к «троению» двигателя, падению мощности и приемистости, повышению расхода топлива.

Собственноручное изготовление прокладок

Литые уплотнения имеют ряд преимуществ перед прокладками. Это делает их более долговечными и менее склонными к утечке по мере увеличения миль. Этот тип прокладки часто можно использовать повторно, если он находится в хорошем состоянии. Но масло делает формованные прокладки набухающими. Это может препятствовать правильной установке или герметизации прокладки при попытке ее переустановки.

Признаки пробития прокладки ГБЦ

Другим преимуществом формованных прокладок является более простая установка, когда они новые. Некоторые формованные прокладки также содержат стальной «носитель» для обеспечения повышенной жесткости и упрочнения. Этот тип прокладки намного проще в обращении и установке, чем гибкая резиновая прокладка, которая не имеет подкрепления. Прокладка может также иметь встроенные втулки, чтобы ограничить количество раздавливания при затягивании крышки.

Убедиться в наличии газов в охлаждающей жидкости можно, надев тонкую резиновую перчатку или воздушный шарик на горловину расширительного бачка (крышка горловины снята) и запустив двигатель – выходящие из горловины газы будут надувать перчатку.

Лечится проблема установкой новой прокладки под головку блока и шлифовкой головки блока, если требуется.

На некоторых двигателях с поздней моделью формованные «композитные» прокладки используются для уплотнения впускного коллектора головки блока цилиндров. При таком типе прокладки металлический или пластиковый держатель используется для поддержки уплотнительных колец или формованных уплотнительных шариков вокруг отверстий в отверстиях. Хотя эти типы прокладок очень долговечны, они также очень дороги для производства и замены. В некоторых случаях может быть доступна менее дорогая сменная прокладка, но обычно это не из-за требований к конструкции двигателя.

Течь масла или ОЖ, прорыв газов с боковых сторон двигателя из-под прокладки головки блока

Течь ОЖ или масла можно наблюдать, визуально осмотрев двигатель со всех сторон в районе прилегания головки блока к блоку цилиндров. Звуки от прорывающихся наружу газов можно услышать, прислушавшись к работе двигателя на холостом ходу. При этом в зависимости от степени прогара будет наблюдаться падение уровня ОЖ в расширительном бачке и уровня масла в поддоне.

Прорыв отработанных газов

Такая конструкция типа высокотехнологичной композитной прокладки также используется для некоторых рабочих клапанов и прокладок термостата. Одним из самых требовательных уплотнений на любом двигателе является прокладка головки. Задача прокладки головки заключается в уплотнении зазора между головкой цилиндров и блоком. Прокладка головки должна выдерживать воздействие масла, охлаждающей жидкости и бензина, а также экстремальные температуры и давления.

В то же время, давление горения изменяется во время такта впуска до 400-600 фунтов на квадратный дюйм во время хода мощности более 50 раз в секунду на скоростях шоссе! Хуже того, многие головные прокладки оказываются зажатыми между разнородными металлами, которые имеют разные темпы теплового расширения. Большинство двигателей поздней модели имеют алюминиевые головки цилиндров и блоки из чугуна. Алюминий расширяется и сжимается более чем в два раза быстрее, чем у чугуна. Это создает много сквозной очистки на обеих поверхностях прокладки головки, которая может буквально разрывать прокладку во времени, если она не предназначена для такого движения.

Причины неисправности

— Перегрев двигателя вследствии неправильно установленного угла опережения зажигания (позднее зажигание), либо неисправности системы охлаждения или ее вентилятора.

— Слабая или неравномерная затяжка болтов головки блока после ремонта.

— Установка прокладки головки наперекос при ремонте.

Опасность серьезных повреждений двигателя из-за прокладки головки блока цилиндров

Один из производителей прокладок, борющихся с проблемой очистки в биметаллических двигателях, должен наносить антипригарные покрытия на их головные уплотнения. Большинство прокладок головки сегодня представляют собой композитный дизайн с мягким не асбестовым облицовочным материалом или графитом на твердом или перфорированном стальном сердечнике. Тефлон, молибден и подобные покрытия используются для предотвращения прилипания прокладки к любой поверхности, что позволяет головке расширяться и сжиматься без разрыва прокладки.

— Применение некачественного топлива.

— Низкое качество изготовления ремонтной прокладки под головку блока.

Примечания и дополнения

— Помимо прогорания прокладки головки блока «троение» могут вызвать такие неисправности двигателя как: прогорание клапана, нарушение зазоров в клапанном механизме, износ поршней и цилиндров, смещение фаз газораспределения (ремень ГРМ перескочил на зуб-другой), наличие трещин в головке блока или блоке цилиндров. См. .

Признаками прогоревшей прокладки не всегда является смешивание масла и охлаждающей жидкости

Это противоположный подход к тому, что было и до сих пор используется на многих прокладках для чугунных двигателей. В этих приложениях для улучшения холодного уплотнения часто используются поднятые силиконовые уплотнительные шарики. Добавленная толщина шарика увеличивает давление зажима в критических областях прокладки, но также увеличивает сцепление с головкой и блоком. Это отлично работает, если голова и блок расширяются с той же скоростью, но могут создавать сдвиговые усилия в прокладке, если двигатель имеет алюминиевую головку цилиндров.

— Измерение компрессии поможет определить не герметичный цилиндр при повреждении прокладки в районе камер сгорания.

Среди множества всевозможных заморочек с мотором, ситуация, когда прогорела прокладка головки блока цилиндров можно поставить на первое место, как наиболее распространенную и часто встречаемую головную боль двигателя, в особенности в моторах отечественного автопрома.

Что делать, если пробило прокладку головки блока цилиндров?

Графит также является относительно мягким материалом, который обладает отличными свойствами холодного уплотнения и может выдерживать высокие температуры. Это «анизотропный» материал, который может выделять тепло от горячих точек для снижения теплового напряжения и нагрузки. Но графит также дорогой и сложный в изготовлении.

Графит - хороший материал прокладки, - сказал один инженер по прокладке послепродажного обслуживания. Но это не обязательно лучший материал для каждого приложения. Вы должны выбрать, какой материал лучше всего работает в данной ситуации. Для некоторых двигателей, которые были бы не асбестовым материалом, а не графитом.

Коварность проблемы заключается в отсутствии точных и ярких симптомов, указывающих на то, что прогорела прокладка ГБЦ. Практически не падает тяга, нет звуков или дребезга. А если не заглядывать периодически под капот и вовремя не спохватиться, можно получить куда более черные проблемы, чем, когда прогорела прокладка блока цилиндров.

Один из недостатков графита заключается в том, что он должен быть защищен, чтобы выдерживать воздействие масла в долгосрочной перспективе. И хотя графит имеет хорошую герметичность, он может раздавить и выдавить. Именно поэтому некоторые послепродажные сменные прокладки для двигателей, которые первоначально поставлялись с графитом, изготовлены из менее дорогих композиций, не содержащих асбеста.

Эта конструкция обычно имеет от трех до семи слоев стали. Внешние слои обычно представляют собой нержавеющую пружинную сталь, рельефную и покрытую тонким слоем нитрильного каучука или витона для обеспечения дополнительного холодного уплотнения. Внутренние слои обеспечивают дополнительную поддержку и толщину. Они не прогорают, и они не расслабляются и не принимают компрессионный набор, который может привести к утечкам и проблемам с уплотнением. Они также требуют очень гладкой отделки поверхности как на головке блока цилиндров, так и на блоке цилиндров для правильной герметизации.

Как узнать, что прокладка прогорела? Водители, набившие шишки с отечественными моторами и опытом их ремонта, всегда принюхиваются к возможным признакам прогоревшей прокладки ГБЦ. Основные точки, требующие постоянного внимания и контроля:

  • уход тосола из расширительного бачка, появление пузырей газа в радиаторе;
  • наличие пропусков в работе цилиндров мотора;
  • наличие в выхлопных газах крохотных капелек конденсата, сладковатых на вкус;
  • наличие загрязненных участков на линии прокладки блока от подтекания масла или тосола;
  • капитальный ремонт чужими руками с заменой базовых деталей двигателя.

Во многих случаях факторы, приводящие к ситуации, когда прогорела прокладка головки блока, в течение длительного срока накапливаются, взаимно усиливают негативное развитие событий. Мало кто решается регулярно проверять выхлопные газы на наличие в них паров теплоносителя, пока из выхлопной трубы не повалит газопаровая струя.

Важно! Основная причина, по которой прокладка под головкой блока цилиндра прогорела, - невнимательность водителя к состоянию двигателя своего авто.

Сложность в предсказании момента, когда может прогореть уплотнение головки БЦ, заключается в необходимости учесть ряд факторов, сложных в поточной диагностике. Кроме качества топлива и охлаждающей жидкости, на вероятность выхода из строя уплотнения влияют исправность помпы, наличие «завоздушивания» рубашки охлаждения, качество шпилек или болтов крепления головки и состояние самой прокладки.

Среди прочих, базовыми причинами прогорелой прокладки являются:

  • перегрев двигателя;
  • дефекты в конструкции системы охлаждения;
  • плохая стойкость мотора к повышенным температурам охлаждающей жидкости;
  • низкокачественные материалы прокладки и тосола;
  • разгильдяйская эксплуатация авто.

Первая причина - локальный перегрев мотора

Почему прогорает прокладка ГБЦ. Основной причиной нарушения герметичности являются повышенные тепловые нагрузки при недостаточном уровне охлаждения каналов головки блока. Большинство автотехников-мотористов убеждены в главной и основной причине прогорания стальной перемычки, уплотняющей гильзу и полость головки блока, - критический перегрев материала перемычки.


Это так, но это только половина правды. Понятно, что разрушение уплотнения происходит под давлением горячих выхлопных газов, но анализ показывает, что потеря герметичности уплотнения прокладки происходит в одной точке, задолго до ее прогорания. При этом, зачастую, привалочная плоскость головки находится в удовлетворительном состоянии и не требует ремонта. Проблема заключается в неравномерной нагрузке на саму головку. В не новых моторах редко можно встретить показатели компрессии в цилиндрах, разнящиеся менее чем на 0,5 Атм. От величины компрессии прямо зависит давление и температура газов в камере сгорания.

Обычно измеряют абсолютное значение, как вариант, могут сравнить, насколько отличаются величины в соседних цилиндрах. А ведь основной показатель в разнице выведен производителем для нового двигателя. Разные показатели компрессии влекут за собой разную степень нагрева или величину давления газов на дно камеры сгорания.

При длительной и интенсивной работе двигателя на большой мощности неравномерные термические нагрузки как бы раскачивают головку блока цилиндров. В результате появляется крохотный прокол или микрощель между стальным кольцом и головкой, через которую выхлопные газы и тосол выжигают коррозионный канал. Результат - щель прогорела


Появившиеся новые факторы (раскаленные газы и перегретая жидкость на локальном участке рубашки охлаждения) ухудшают состояние уплотнения до появления ее механического повреждения - прострела. Как результат - прогорела прокладка ГБЦ. Хуже того, искривляется геометрия привалочной плоскости головки блока.

Совет! На первых этапах начала разрушения уплотнения до ее прогара, есть возможность вмешаться и устранить неисправность, избежав проблем с ремонтом головки блока цилиндров. Рекомендуемая обтяжка креплений головки, возможно, поможет, если авто имеет пробег не более 50 тыс. км.

Причина вторая - изначальные пороки конструкции двигателя

Если обратиться к многочисленным авторским записям в Сети, можно удивиться множеству однотипных поломок одной и той же модели авто. Не являются исключением случаи, когда прогорела часть уплотнения головки блока цилиндров. Если у вас есть подозрение по состоянию двигателя собственного автомобиля, поинтересуйтесь на одном из многочисленных форумов, посвященных конкретной модели авто.

Зачастую у многих двигателей авто, рассчитанных на работу с А-95 или А-98, прокладка прогорела на третьем цилиндре. Например, считается, что в определенных моделях седанов Subaru, из-за оппозитного расположения цилиндров, есть предпосылки для температурных перекосов и прогара на верхних долях уплотнения головки блока цилиндров.

Слабый запас к перегрузкам системы охлаждения двигателя

Как известно, большинство раллийных авто имеют существенные переделки двигателя, и одной из них является изменение системы отвода горячего теплоносителя как из блока, так и из головки двигателя. Делается это для предотвращения тепловых перекосов и местных перегревов.

Упомянутый третий цилиндр любого мотора находится в самом невыгодном, с точки зрения охлаждения, положении:

  • к собственному теплу от раскаленных газов камеры сгорания добавляются тепловые потоки от второго и четвертого цилиндров;
  • цилиндр достаточно далеко находится от точки нагнетания помпой холодной жидкости;
  • от выхлопного коллектора исходит огромный тепловой поток, который увеличивается в разы, в случае, если прогорела прокладка выпускного коллектора.

В совокупности все перечисленные факторы повышают риск прогара прокладки на третьем цилиндре, как минимум, на 50-70%.

Низкая прочность перемычек прокладки

Если внимательно проанализировать толщину перемычек прокладки головки блока, становится ясно, что их размеры явно недостаточны для полноценной прочности всей прокладки. В одной из перемычек явно создаются идеальные условия для выпячивания слоя асбестовых волокон.

Совет! Сравните конфигурацию отверстий на прокладке ГБЦ двигателя вашего авто с приведенным на фото и подумайте, есть ли вероятность прогара прокладки головки блока цилиндров мотора вашего автомобиля.

Причина третья - низкое качество охлаждающей жидкости и прокладки

Не секрет, что пропуски в работе свечи, как правило, списываются на плохое качество бензина или сама свеча требует замены. Если прогорела прокладка головки БЦ, практически всегда в камеру сгорания будет сифонить тосол или антифриз. Свеча, до этого не допускавшая каких-либо сбоев, начинает показывать неустойчивое зажигание. Уже есть повод проверить свечу или сделать обмен между разными цилиндрами, измерить компрессию и добиться установления причин.

Совет! Хорошо, если на вашем автомобиле установлен бортовой компьютер, например, «Престиж» или «Орион», обладающий расширенными средствами контроля за работой двигателя. Это поможет достаточно быстро среагировать на отказы и выполнить профилактику что предупредит негативное развитие ситуации, когда вдруг прогорела прокладка головки БЦ.