Назначение механизмов и систем двигателей внутреннего сгорания. Механизмы, системы и их назначение
Двигатель внутреннего сгорания состоит из корпусных деталей, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем питания, охлаждения, смазки и пуска (рис.1а). Дополнительно для облегчения запуска у дизелей предусмотрен декомпрессионный механизм, а карбюраторных двигателей имеется система зажигания для принудительного зажигания смеси при помощи электрической искры.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала, и наоборот. Он состоит из цилиндра 6, поршня 7 с кольцами, поршневого пальца 8, шатуна 9, коленчатого вала 12 и маховика 10. Сверху цилиндр закрыт головкой 1.
Механизм газораспределения предназначен для своевременного соединения надпоршневого объема с системой впуска свежего заряда и выпуска из цилиндра продуктов сгорания (отработавших газов) в определенные промежутки времени.
Он состоит из распределительного вала 14, зубчатых колес 13 привода распределительного вала, толкателей и штанг 16, коромысел 2, клапанов 4 и 5, пружин.
Система питания служит для приготовления горючей смеси и подвода ее е цилиндру (в карбюраторном и газовом двигателе) или наполнения цилиндра воздухом и подачи в него топлива под высоким давлением (в дизеле).
Система охлаждения необходима для поддержания оптимального теплового режима двигателя. Вещество, отводящее от деталей двигателя избыток теплоты, - теплоноситель, может быть жидкостью или воздухом.
Смазочная система предназначена для подвода смазочного материала (моторного масла) к поверхностям трения с целью их разделения, охлаждения, защиты от коррозии и вымывания продуктов изнашивания.
Система пуска – это комплекс взаимодействующих механизмов и систем, обеспечивающих устойчивое начало протекания рабочего цикла в цилиндрах двигателя.
1.3 Рабочий цикл двигателя
Рассмотрим рабочий цикл четырехтактного дизеля и, что происходит в одном из цилиндров работающего дизеля (рис. 2).
Рисунок 2 – Схема работы четырехтактного одноцилиндрового двигателя.
Такт впуска (рис. 2а). Поршень движется от в.м.т. к н.м.т., впускной клапан открыт, в цилиндр поступает воздух. Давление в конце такта 0,08…0,09 МПа, температура воздуха 30…50 0 С.
Такт сжатия (рис. 2б). Оба клапана закрыты. Поршень движется от н.м.т. к в.м.т., сжимая воздух.. Вследствие большой степени сжатия (порядка 14…18) давление воздуха в конце этого такта достигает 3,5…4,0 МПа, а температура - (550…750 0 С) превышая температуру самовоспламенения топлива. При положении поршня, близком к в.м.т., в цилиндр через форсунку начинается впрыскивание жидкого топлива, подаваемого насосом высокого давления.
Топливо, впрыснутое в цилиндр, смешивается с нагретым воздухом и остаточными газами, образуя рабочую смесь. Большая часть топлива воспламеняется и сгорает. Давление газов достигает 5,5…9,0 МПа, а температура 2000 0 С.
Такт расширения . Оба клапана закрыты. Поршень под давлением расширяющихся газов движется от в.м.т. к н.м.т. (рис. 2в). В начале такта расширения сгорает остальная часть топлива. К концу такта расширения давление газов уменьшается до 0,2…0,3 МПа, температура до 300 0 С.
Такт выпуска . Выпускной клапан открывается. Поршень движется от н.м.т. к в.м.т. (рис. 2в) и через открытый выпускной клапан выталкивает отработавшие газы из цилиндра в атмосферу. К концу такта давление газов 0,11…0,12 МПа, температура 65…90 0 С.
Теперь, рассмотрим рабочий цикл двухтактного двигателя. Схема устройства и работы двухтактного карбюраторного двигателя с кривошипно-камерной продувкой изображены на рисунке 3.
1 – свеча зажигания; 2 – поршень; 3 – выпускное окно; 4 – карбюра-
тор; 5 – впускное окно; 6 – кривошипная камера; 7 - продувочный
канал; 8 – цилиндр; 9 – выхлопная труба; 10 – картер.
Рисунок 3 – Схема работы двухтактного двигателя.
В стенке цилиндра 8 двигателей этого типа выполнены три окна: впускное 5, продувочное 7 и выпускное 3. Картер (кривошипная камера 6) двигателя непосредственно с атмосферой не сообщен. Впускное окно 5 соединено с карбюратором 4, продувочное окно – через канал 7 с кривошипной камерой 6 двигателя.
Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя происходит следующим образом. Поршень 2 движется от н.м.т. к в.м.т. (рис. 3а), перекрывая в начале хода продувочное окно 7, а затем выпускное 3. После этого в цилиндре 8 начинается сжатие находящейся в нем рабочей смеси. В то же время в кривошипной камере 6 создается разрежение, и как только нижняя кромка поршня откроет впускное окно 5, через него из карбюратора 4 в кривошипную камеру будет засасываться горючая смесь.
При положении поршня 2, близком к в.м.т., сжатая рабочая смесь воспламеняется электрической искрой от свечи 1. При сгорании смеси давление газов резко возрастает. Под давлением газов поршень перемещается к н.м.т. (рис. 3б). Как только он закроет впускное окно 5, в кривошипной камере 6 начнется сжатие ранее поступившей сюда горючей смеси.
В конце хода поршень открывает выпускное 3 (рис. 3в), а затем и продувочное 7 окна. Через открытое выпускное окно отработавшие газы с большой скоростью выходят в атмосферу. Давление газов в цилиндре быстро понижается. К моменту открытия продувочного окна давление сжатой горючей смеси в кривошипной камере становится выше, чем давление отработавших газов в цилиндре. Поэтому горючая смесь из кривошипной камеры по каналу 7 поступает в цилиндр и, заполняя его, выталкивает остатки отработавших газов через выпускное окно наружу.
В дальнейшем все процессы повторяются в такой же последовательности.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение …………………………………………………………. .4
Двигатель …………………………………………………………..5
1. Общее устройство и рабочий цикл …………………………….5
1.1. Основные понятия ……………………………………….5
1.2. Механизмы, системы и их назначение …………………7
1.3. Рабочий цикл двигателя …………………………………8
1.4. Основные показатели работы двигателей …………….10
2. Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) ………………….12
2.1. Блок двигателя. Цилиндры …………………………….12
2.2. Поршни. Поршневые кольца и пальцы ……………….13
2.3. Шатуны ………………………………………………….15
2.4. Коленчатый вал и маховик …………………………….15
3. Газораспределительный механизм (ГРМ) ……………………18
3.1. Схемы и работа ГРМ ……………………………………18
3.2. Детали газораспределительного механизма …………..20
4. Система питания ………………………………………………..22
4.1. Общие сведения ………………………………………….22
4.2. Элементы системы питания ……………………………..28
4.3. Устройство и работа топливных насосов высокого
давления и форсунок …………………………………….28
5. Система смазки ………………………………………………….32
5.1. Понятия о трении и износе ………………………………32
5.2. Схемы систем смазки. Элементы системы и работа……32
6. Система охлаждения …………………………………………….35
6.1. Общие сведения …………………………………………..35
6.2. Двигатели с жидкостным охлаждением ………………..35
6.3. Двигатели с воздушным охлаждением …………………38
7. Система пуска……………………………………………………39
7.1. Способы пуска …………………………………………...39
7.2. Устройство и работа пусковых двигателей……………..39
Приложения ………………………………………………………...42
Использованная литература ……………………………………….51
В В Е Д Е Н И Е
Пособие “Двигатель“ является разделом дисциплины “Основы устройства колесных и гусеничных машин“ изучение, которой предусмотрено рабочими учебными планами бакалавриата.
На современных машинах наибольшее распространение получили двигатели внутреннего сгоранье (ДВС).
Начало развития двигателя относят к 60 -м годам XIX века (1860 г. - двигатель Ленуара, Франция, а в 1892 году Р. Дизелем был создан двигатель с воспламенением от сжатия).
На протяжение более чем 140 лет рабочий процесс и конструкция двигателей совершенствовались по следующим основным направлениям: улучшались весовые и мощностные показатели; повышались надежность и долговечность; улучшались коэффициент полезного действия и топливная экономичность. Даже за последнее 20-30 лет топливная экономичность дизельных двигателей улучшилась на 20-25 %. Так, например, удельный эффективный расход топлива (g е) двигателя Д-240, Минского тракторного завода составляет 250 г/кВт ч, а лучшие модели двигателей Ярославского моторного завода (ЯМЗ-238 ДЕГ) имеют удельный расход топлива 195 г/кВт ч.
При изучении конструкции двигателей важно подчеркнуть, что показатели работы машинно-тракторного агрегата, во многом, обуславливаются качеством процессов в ДВС и совершенством конструкции его механизмов.
В пособии значительное внимание уделено принципиальным вопросам, классическим схемам, процессам и конструкциям, которые являются общими для наиболее распространенных двигателей.
Особенности конструкций конкретных марок, моделей и модификаций, обучаемые могут почерпнуть из приложений к данному пособию и рекомендованных литературных источников.
ДВИГАТЕЛЬ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И РАБОЧИЙ ЦИКЛ
Основные понятия
На современных колесных и гусеничных машинах установлены поршневые двигатели внутреннего сгорания. В основу действия таких двигателей положено свойство газов расширяться при нагревании.
Двигатель – это машина, преобразующая какой-либо вид энергии в энергию, расходуемую на механическую работу. Двигатели классифицируют по следующим основным признакам:
По способу воспламенения горючей смеси – воспламенением от сжатия (дизели) и принудительным от электрической искры (карбюраторные);
По способу смесеобразования (с внешним – карбюраторные и газовые; с внутренним – дизели);
По способу осуществления рабочего цикла – четырехтактные и двухтактные;
По виду применяемого топлива (бензиновые, газовые и дизели);
По числу цилиндров – одно- и многоцилиндровые;
По способу охлаждения (с воздушным жидкостным охлаждением);
По расположению цилиндров – однорядные, двухрядные и V-образные.
Чтобы понять принцип работы дизеля, рассмотрим его упрощенную схему (рис. 1а). В цилиндр 6 закрытый головкой 1, плотно вставлен поршень 7, который при помощи пальца 8 и шатуна 9 соединен с коленчатым валом 12, имеющим на одном конце тяжелое колесо – маховик 10, который необходим для равномерности вращения вала при работе двигателя. В головке цилиндра имеются впускное и выпускное окна и клапаны 4 и 5. В точно определенные моменты они открываются и закрываются при помощи распределительного механизма, в которой кроме клапанов входят кулачковый вал 14, передаточные детали 16 и распределительные шестерни 13. Топливо (горючая смесь) в цилиндр поступает через форсунку 3 от топливного насоса.
Горючая смесь – это смесь, состоящая из распыленного топлива с воздухом в определенной пропорции.
Рабочая смесь образуется в цилиндре работающего двигателя в результате перемешивания горючей смеси с остаточными газами.
Верхняя мертвая точка (в.м.т.) – это крайнее верхнее положение поршня, когда ось поршневого пальца находится от оси коленчатого вала на наибольшем удалении (рис. 1б).
Нижняя мертвая точка (н.м.т.) – это крайнее нижнее положение поршня, когда ось поршневого пальца находится от оси коленчатого вала на наименьшем удалении (рис. 1в).
1 – головка цилиндра; 2 – коромысло; 3 – форсунка; 4 – выпускной клапан; 5 – впускной клапан; 6 – цилиндр; 7 – поршень; 8 – поршневой палец; 9 – шатун; 10 – маховик; 11 – картер; 12 – коленчатый вал; 13 – шестерня привода распределительного вала; 14 – распределительный вал; 15 – топливный насос; 16 – передаточные детали; 17 – воздухоочиститель.
Рисунок 1 - Схема одноцилиндрового дизеля.
Рабочий ход поршня – это расстояние, пройденное поршнем им от одной мертвой точки до другой. За каждый ход поршня коленчатый вал поворачивается на половину оборота.
Объем камеры сгорания (сжатия) V c – это пространство над поршнем, когда он находится в в.м.т.
Рабочий объем цилиндра – объем цилиндра, освобождаемый поршнем при перемещении от в.м.т. до н.м.т.:
(1)
где V h – рабочий объем цилиндра;
d – диаметр цилиндра;
S – рабочий ход поршня.
Литраж – это рабочий объем всех цилиндров, выраженный в литрах.
Полный объем цилиндра V а – это сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра, т.е. пространство над поршнем, когда он находится в н.м.т.
(2)
Степень сжатия – это число, показывающее, во сколько раз полный объем цилиндра больше объема камеры сгорания.
В современных карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется в пределах 8…10, а в дизелях достигает 15…20.
Такт – часть рабочего цикла, происходящая за время движения поршня от одной мертвой точки до другой, т.е. условно принимаем, что такт происходит за один ход поршня.
Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня или за два оборота коленчатого вала, называют четырехтактным . Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за два хода поршня, или за один оборот коленчатого вала, считают двухтактными .
Механизмы, системы и их назначение
Двигатель внутреннего сгорания состоит из корпусных деталей, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем питания, охлаждения, смазки и пуска (рис.1а). Дополнительно для облегчения запуска у дизелей предусмотрен декомпрессионный механизм, а карбюраторных двигателей имеется система зажигания для принудительного зажигания смеси при помощи электрической искры.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала, и наоборот. Он состоит из цилиндра 6, поршня 7 с кольцами, поршневого пальца 8, шатуна 9, коленчатого вала 12 и маховика 10. Сверху цилиндр закрыт головкой 1.
Механизм газораспределения предназначен для своевременного соединения надпоршневого объема с системой впуска свежего заряда и выпуска из цилиндра продуктов сгорания (отработавших газов) в определенные промежутки времени.
Он состоит из распределительного вала 14, зубчатых колес 13 привода распределительного вала, толкателей и штанг 16, коромысел 2, клапанов 4 и 5, пружин.
Система питания служит для приготовления горючей смеси и подвода ее е цилиндру (в карбюраторном и газовом двигателе) или наполнения цилиндра воздухом и подачи в него топлива под высоким давлением (в дизеле).
Система охлаждения необходима для поддержания оптимального теплового режима двигателя. Вещество, отводящее от деталей двигателя избыток теплоты, - теплоноситель, может быть жидкостью или воздухом.
Смазочная система предназначена для подвода смазочного материала (моторного масла) к поверхностям трения с целью их разделения, охлаждения, защиты от коррозии и вымывания продуктов изнашивания.
Система пуска – это комплекс взаимодействующих механизмов и систем, обеспечивающих устойчивое начало протекания рабочего цикла в цилиндрах двигателя.
1. Назначение механизма и их классификация
Механизм - устройство, предназначенное для выполнения определенных и целесообразных движений.
Классификация:
По назначению:
М-мы двигателей;- передаточные механизмы;
Исполнительные м-мы;- м-мы управления, управления и регулирования;- м-мы счета, измерения, взвешивания
М-мы подачи и сортировки
По конструктивному признаку:
Рычажные;- кулачковые- зубчатые- кулисные
В зависимости от траектории движения звеньев:
Плоские- пространственные
Сложные механические системы (машина, автоматы, вычислительные устройства) – сочетания простых механизмов.
Простой (элементарный) м-зм - м-зм, кот. нельзя разложить на более простые м-змы.
2.Структура механизмов.
Любая машина состоит из деталей.
Деталь - элементарная часть машины, которая выполнена из однородного материала или не может быть разобрана на более простые части (зубчатое колесо, валы, болты).
Различают детали общего (встречаются в большинстве машин) и специального (встреча-ся в спец-х, особых машинах) назначения.
Твёрдые тела, составляющие механизм называют звеньями . Звено может состоять из нескольких деталей, соединённых неподвижно.
Стойка - неподвижное звено.
Совокупность двух звеньев имеющих относительное движение называют кинематической парой .
Условия существования к.п.:
1. Наличие двух звеньев.
2. Непосредственный контакт.
3. Возможность относительного движения.
Коромысло – звено, совершающее вращательное движение.
Бывают вращательные, поступательные к.п.. Звенья могут соприкасаться между собой в точке, по линии или по поверхности (образуя к.п.). К.п. накладывают ограничения на относительное движение звеньев. Эти ограничения называют связями .
3.Классификация кинематических пар.
К.П. - совокупность 2-х звеньев, имеющих относит. движ.
Услов.сущ.к.п.:-наличие 2 звеньев
Непосредств.контакт
Возмож.относ.движ.
Звенья могут соприкос.между собой, образ.к.п.в точке, по линии, по плоскости.
К.п. наклад.огранич.на относит.движение звеньев. Эти огранич.назыв.связями.
К.п. классифиц.по:
1.по виду элементов соприкосновения
если элем.соприкоснов.-поверхность,то к.п.низшая.
если контакт звеньев по линии или в точке,то к.п.высшая.
2.по хар-ру относит.движения звеньев –плоские
Пространственные
3.по числу связей, накладыв.на относит.движ.звеньев:1,2,3,4,5 класса
4.Кинематические цепи .
Сочетания звеньев вх-х в кин-ую пару наз-т кин-ой цепью. КЦ бывают простые, сложные, замкнутые, разомкнутые. Мех-зм – такая КЦ в кот при заданном движ-ии одного или неск-х ведущих звеньев остальные движ-ся вполне опред-ым образом. Все звенья делятся на 3 группы: 1-Группа ведущих звеньев. З-н движ-я в ведущих звеньях обычно задается. 2-Ведомые звенья. З-н движ-я ведомых звеньев зав-т от з-на движ-я ведущих звеньев. 3-Стойка мех-зма. Плоским мех-ом наз такой мех-зм, звенья кот. движ-ся в одной или неск-х // пл-ях. W=3n-2p 5 -p 4 – степень подвижн-ти плоского мех-зма, где W-число степеней подвижности, должно соотв-ть числу ведущих звеньев, n-число подвиж-х звеньев, p 5 число пар 5-го класса (соотв-о p 4).
5. Фрикционные передачи(механизмы)
Передача основана на использовании сил трения
Преимущества:
· Простота, безступенч. регулирование перед. числа
· Плавность бесшумность работы передачи
· Надёжность соединения
· При перегрузке происходит проскальзование катков, это предохраняет механизм от поломки
Недостатки:
· Большие давления на валы и опоры
· Износ рабочих поверхностей
· Непостоянство передаточного числа (из-за проскальзывания катков)
· Небольшая нагрузочная способность до 20 кВт
Передачи классифицируют:
1. По расположению валов
а) циллиндрическая(оси | |)
б) оси пересекаются – передача коническая
в) оси перекрещиваются – передача реечная
Для повышения нагрузочной способности катки изготовляют клинчатыми
2. По характеру силы прижатия катков:
а) с постоянной силой прижатия
б) с переменной силой прижатия
В зависимости от передоваемой нагрузки, чтобы обеспечить непосредственный контакт катков сила прижатия автоматически изменяеться.
3. Передачи делятся на:
а) с условно-постоянным передаточным числом
б) с переменным передаточным числом (вариаторы)
Fтр>F(вн нагр.)
Qf=kF Q=kF/f – сила нажатия
к – кооф. запаса сцепления
f - кооф. трения скольжения
Передачи с плавнорегулируемым передаточным числом назыв вариаторами
По конструкции вариаторы разнообразны
U=x/2, 0 Условная скорость Передача. Преимущества:
Плавное изменение
передаточного числа => изменение значения угловой скорости ведомого звена и
может быть изменено направление вращения ведомого звена. По конструкции: * с
непосредственным контактом, * с промежуточным контактом. Широко применяется в
приборостроении, даже в промышленности. 6. Ремённые передачи:
достоинства, недостатки. Характеристика плоскоремённой передачи.
Ремённая
передача основана на использовании сил трения, состоит из ведущего и ведомого
шкивов, ремня, надетого с натяжением. «+»: простота конструкции, возможность передачи на большие расстояния:
плоский-15м, клиновый-6,смягчает удары, гасит вибрацию,предохраняет то
перегрузки. «-»: большие давления на валы и опоры по сравнению с зубчатой передачей;
непостоянство передаточного числа (из-за проскальзывания);низкая долговечность
ремней; необходимость применения натяжных устройств. Передачи классифицируют: 1.
По форме профиля ремня ·
Плоскоремённая Клиноремённая ·
Круглоремённая Зубчатая 2.
По скорости вращения ·
Тихоходные ·
Среднескоростные ·
Скоростные Применяется при высоких скоростях вращения, при большом
расстоянии между валами (до 15 м). Виды плоскоременной передачи ·
Открытая ·
Полуперекрёстная ·
Перекрестная ·
Перекрестная К основным параметрам относятся: α – угол обхвата шкива ремнём (ведущего) а – межосевое расстояние L – длина ремня 7.Клиноременная передача,
основные параметры. Виды ремней.
Применяется для передачи
мощности на большие или малые расстояния, но может
передавать момент до 6 м. Нагрузочная
способность клиноременной передачи в 3 раза больше плоской (при одинаковых
параметрах). Применяется в электродвигателях. Может состоять от одного до 6
ремней. Число ремней зависит от передаваемой мощности. Большое количество
ремней не рекомендуется, так как нагрузка между ремнями распределяется
неравномерно. Виды плоских ремней.
1.Резино-тканевые ремни:
изготовляют 3 типов: А,Б,В. Ремень состоит из нескольких слоев бельтинга с
резинов. Прокладками. Обладает достаточной прочностью, гибкостью, но не
рекомендуется применять среди кислот и щелочей.2. Ремни из синтетических
материалов. Применяют при скоростях до 100 м/с. Высокая гибкость,
износоустойчивость.3. Х/б ремни Применяются в тихоходных передачах.4.Кожаные
ремни: большая прочность, гибкость, эластичность, стоимость, поэтому ограничен.
применение.5. Шерстяные ремни. Ограничен. применение. Клиноременные
ремни.
Кордотканевые и кордошнуровые. Выпускают несколько типов,
отличающ. друг от друга размерами поперечного сечения: О,А,Б,В,Г,Д,Е. При выборе
типа ремня учитывается передаваемая мощность.{Приводные ремни. Должны быть
достаточно прочными, долговечными, износоустойчивыми и иметь невысокую
стоимость.}Плоскоремённая
передача